Найти в Дзене
Истории Екатерины Чёткиной

Медана. Часть 1

Денис задумчиво просматривал карту сектора WS-15. Здесь находилось несколько не охваченных коллегами планет. «Если в этот раз мне не повезёт, я – банкрот, что равносильно мертвецу, – подумал он с тоской. – Я не смогу жить без полётов, без бескрайних просторов космоса, без азарта поисков и приключений… Эх, не стоило тратить все сбережения на покупку дурацкого астероида вблизи Юпитера. Сейчас бы бед не знал, а всё из-за того, что послушал глупого аспиранта с его новым методом обнаружения месторождений. Надо же так лопухнуться!».

– Входящий вызов первой категории, – вежливо проинформировал приятный женский голос бортового компьютера.

Денис поморщился. К первой категории важности принадлежали звонки от официальных структур межгалактического союза и его родной Земли. Ни те, ни другие ничего хорошего сказать не могли.

– Спасибо, Медана, соединяй, но без видеосвязи.

Он всегда с трепетом относился к технике. Ребёнком ходил в кружок робототехники, обожал гаджеты и часто одушевлял их. Наверное поэтому, даже повзрослев и отучившись на пилота космического корабля, своего «Сокола класса R» выбирал не только разумом, но и сердцем. Он купил его после лёгкой аварии у не слишком умелого капитана, сам восстанавливал, сразу нарёк именем Медана, одновременно красивым и со смыслом, и относился как к другу, точнее подруге. Его предупредили, что нейронная сеть выбрала женский пол. Многих это смущало, всё-таки женская логика – сложная и непредсказуемая, что не всегда хорошо для корабля. Но Денис и это посчитал знаком свыше.

– Здравствуйте, Денис Александрович, – поздоровался мужской электронный голос. – Вас беспокоят из департамента исследований космоса. Напоминаем, ваша трёхлетняя лицензия на геологоразведку истекает через две недели. Во избежание её аннулирования вы должны внести обязательный платёж. Реквизиты переправлены вам по защищённому каналу. С любыми вопросами можете обращаться по нашей горячей линии с десяти до семи вечера международного земного времени. До свидания.

Прослушав послание, Денис окончательно пригорюнился. Денег не было, на счету жалкие крохи. Оставалось надеяться, что риэлтерское агентство сможет быстро продать астероид, или ему невероятно повезёт, и он отыщет месторождения твёрдых полезных ископаемых, особенно руд цветных металлов. В последнее время, медь в особой цене, обусловленной полным истощением земных ресурсов, значительным расширением области применения и высоким спросом у других цивилизаций межгалактического союза. Впрочем, всегда можно найти пару тройку планет, которые заинтересованы в тех или иных полезных ископаемых. Поэтому в современном мире так популярна профессия геологоразведчика, дающая огромную свободу и возможность сорвать джек-пот всего лишь одной удачной находкой. Наверное, именно это подвигло Дениса после очередной ссоры с родителями подать документы в Академию для получения второй специальности. Ему надоело доказывать родным, что пилот это не шофёр и не бесплатное приложение к бортовому компьютеру космического корабля. Хотя, если честно, Дениса и самого достало использовать «Медану» только для перевозки грузов. Мама выбор сына по-прежнему не одобряла, Денис устал успокаивать родительницу, что ему нравятся длительные рейды, и он обязательно когда-нибудь создаст семью и подарит внуков. Ведь глупо жениться в тридцать лет. Он мечтал разбогатеть, стать по-настоящему независимым и доказать родным, что он чего-то стоит…

– И чтобы не прошла моя жизнь незаметной тенью, – пробормотал Денис вслед мыслям.

Он сам до конца не знал, что хочет от будущего. Обеспеченное и комфортное проживание в своём доме на Земле или постоянные странствия и приключения на современном космическом корабле. Находиться среди людей или наслаждаться одиночеством на собственной планете… Но до всего этого пока далеко, а если он не преодолеет трудности, то на радость родным вернётся домой побитый жизнью и наконец станет их безоговорочно слушаться и позволять решать всё за себя.

Денис тяжело вздохнул, положил голову на руки и с тоской посмотрел на карту. Удача могла улыбнуться на трёх неисследованных планетах, но времени в обрез. И дело не только в лицензии, ионный двигатель нуждался в мелком ремонте, для радиоизотопного генератора стоило бы купить дополнительные вакуумные капсулы с ураном… В общем, следовало выбрать одну планету. В противном случае, он бы облетел каждую, сделал снимки и топографическую съёмку. Аппаратура корабля, конечно, не слишком современная и сверхточная, но составить общее впечатление позволяет.

– Медана, проведи расчёт вероятности нахождения месторождений руд чёрных или цветных металлов на планетах в секторе WS-15.

– Для корректной оценки недостаточно данных, – отозвался искусственный интеллект корабля. – Введите космические снимки, топографию местности, состав атмосферы и грунта.

«С такими данными даже я бы справился», – подумал Денис и пробормотал:

– Эх, когда нет умных мыслей, придётся доверять судьбу счастливому случаю.

Он вспомнил детскую считалку и принялся определять планету. Выпала самая дальняя и большая. «Глупость, конечно, но что делать, – решил он и приказал бортовому компьютеру проложить траекторию движения.

– Выход на орбиту произойдёт через двадцать девять часов, – оповестила Медана. – Довожу до сведения, что сегодня вы нарушили привычный режим дня.

«С этой нервотрёпкой можно не только забыть пообедать, а вообще начать заикаться», – подумал Денис и попросил:

– Приготовь что-нибудь из русской кухни.

– Конкретизируйте?

– На твоё усмотрение.

– Хорошо. Я загрузила заказ в оборудование по питанию на котлеты с картошкой и блины с ягодным вареньем. Всё будет готово через тридцать минут.

«Умница», – мысленно похвалил он Медану. Вообще, Денис не считал нужным накладывать лишние ограничения на её решения и развитие. Он не только разрешал ей выход в Общую Сеть без его резолюции, но даже поощрял самостоятельность: «Искусственный интеллект превосходит человеческий, поэтому он не может совершить абсолютную глупость или бессмысленно проматывать время. Три закона робототехники, прописанные в главном коде, исключают возможность вреда для человека. Так чего мне бояться?».

После приятной трапезы Денис поблагодарил Медану и спросил, направляясь в командный пункт:

– У тебя есть психологические тесты?

– Требуется уточнение.

– Просто я бы хотел понять, какая профессия мне подходит больше всего. Как говорят, лучше поздно, чем никогда.

Одно время в школах практиковалось тестирование старшеклассников для выбора профессиональной деятельности, чтобы получить максимальную отдачу от будущего специалиста. Просуществовало оно не более восьми лет, и отменили его по обоюдному согласию общества и ВУЗов. Во-первых, неправильно запрещать человеку получать многостороннее развитие, да и самые интересные и прорывные результаты часто давали междисциплинарные и комплексные исследования. Во-вторых, учебному заведению выгодно, когда к ним приходят не по одному разу. Всё ведь платно или по целевым программам. Отец, чтобы Денис не попал в кабалу предприятий, корпораций и больших фирм, полностью оплатил его обучение, но за это нервы сыну потрепал изрядно. Он любил повторять, что не за тем на бирже рисковал, чтобы его отпрыск так жил.

Исполнительная Медана скачала необходимые тесты из Общей Сети. Денис несколько часов убил на самоанализ: проверил IQ, память, целеустремлённость и стрессоустойчивость, узнал, что у него одинаково развито правое и левое полушарие, оценил творческий потенциал и качества лидера. В общем, узнал много нового, но не нашёл чудесного теста, способного за него выбрать жизненный путь. «Психологи не знают, зато родители уверены, что мне надо стать биржевым брокером, – подумал он, а на душе стало так тоскливо, что в пору садиться перед обзорным окном и выть на звёзды. – Не стоит, а то Медана испугается, активирует робота-помощника и воткнёт мне какой-нибудь транквилизатор. Придётся сладко спать до самого выхода на орбиту. Лучше пойду и успокою нервы более традиционным способом – пообщаюсь с природой».

Денис отправился в маленькую оранжерею, расположенную в задней части корабля. Он любил там бывать, ухаживать за растениями и наблюдать, как они растут. «Если ничего не получится, продам корабль, а на вырученные средства куплю установку по созданию атмосферы и превращу свой маленький астероид в идеальный дом, где буду выращивать разные овощи, фрукты, ягоды… Возможно, живность какую-нибудь заведу. Там-то не будет запретов и ограничений как на Земле», – подумал Денис. Тревога понемногу отпускала, и он вновь позитивно смотрел в будущее.

Оставшееся время поглотили обычные дела. Денис просмотрел данные ежедневной самодиагностики корабля, немного посидел в Общей Сети, но медленная связь быстро вывела его из себя. Пришлось ему идти и сбрасывать стресс на тренажёрах. Потом Денис посмотрел один из старых фантастических фильмов, имеющихся в галерее корабля. По-хорошему, надо бы хоть раз раскошелиться и закупить новинок, а то так можно окончательно отстать от современных тенденций.

Денис зевнул и отправился в свою каюту. Он привык спать не более пяти часов и в любое время. Всё спокойно и чувствуешь усталость – ложись в кровать, потом такой возможности может не представиться. Конечно, Медана должна справиться со всем, но мало ли что. Лучше кораблём и жизнью не рисковать.

Первый раз за всё время, проведённое в космосе, Денису снилась Земля. Как будто он бежит по сосновому лесу и внезапно падает в старую шахту. Он осторожно продвигается по подземному тоннелю в кромешной темноте, ощущая лишь запах влажной земли. На него давит вся эта толща, кажется, что одно неосторожное движение и его засыплет… Неожиданно Денис оказывается в пещере, на каменных стенах ярко горят факелы, освещая природные сокровища. Синие кристаллы азурита блестят на свету и переходят в зелёные пластины, иногда причудливые почки, малахита. Он ходит и благоговейно дотрагивается до минералов, наслаждаясь их первозданной красотой. Чувство было сродни тому, что он испытал в юности, посетив Музей камня в столице Урала. Смесь удивления и восхищения. Его потрясло, что минералы разных форм и расцветок формируются в глубинах земли и лежат скрытые от жадных людских глаз. Когда электронный гид сказал, что первоначально медь добывали из малахитовой руды, а не из сульфидной, Денис чуть не задохнулся от возмущения. Такую красоту переводить на бытовые нужды – просто варварство!

Он только успел проснуться, как Медана объявила, что корабль вышел на орбиту планеты.

– Отлично! Сделай космические снимки, запускай оба топографических зонда и атмосферный анализатор. В общем, исследуй по максимуму, – дал распоряжение Денис. – И создай отдельную папку для получаемой информации по названию планеты.

– По координатам? – уточнила она.

– Нет, я назову её в твою честь, Меданой.

– Спасибо… Это очень лестно.

Ему показалось, что её голос прозвучал растерянно. «Я даже нейронные сети шокирую, – подумал Денис и улыбнулся. – А вообще, если бы не ограниченность в средствах, то я бы подарил Медане дополнительные блоки моделирования эмоций и чувств. Многие считают это опасным, а мне кажется нормальным и даже предпочтительным. Ведь искренняя привязанность и дружба намного лучше слепого подчинения».

– Сколько у нас рабочих геологоразведывательных аппаратов?

– Четыре, для ремонта пятого нужны дополнительные детали, – ответила Медана.

– Тогда, как будет сделана топографическая карта тридцати процентов местности, сразу сообщи мне.

– Конечно… Входящий вызов по Общей Сети с запозданием в пять дней, видеозапись длительностью три минуты. Проиграть?

– Да, выводи на большой экран.

Когда в поле его зрения возникло жизнерадостное круглое лицо аспиранта, геолога Матвея, Денис разгневанно взревел. Ему так много хотелось сказать этому горе-учёному, а ещё лучше начистить морду.

– Привет, Денис! – радостно заговорил Матвей, помахав рукой. – Не смог с тобой связаться. Видимо, опять связь барахлит или ты очень далеко забрался… Прости, что так с астероидом получилось, где-то ошибка закралась, метод то ещё сырой, доработки требуются.

Денис скрипнул зубами и сжал кулаки. Медана тут же приостановила показ сообщения и выразила беспокойство:

– Ваш личный чип показывает значительные изменения физиологических показателей: увеличилось сердцебиение и частота дыхания. Прекратить воспроизведение?

– Нет, я хочу послушать этого идиота.

Читать продолжение