Александру Суворову, далеко не былинному богатырю по своим физическим данным, суждено было стать великим полководцем и народным любимцем, о котором сложили множество легенд. По одной из них, появление на свет Александра Васильевича было отмечено пророчеством юродивых. В самый момент его рождения он вскричал: «Родился защитник Руси, устрашитель всех врагов православия».
В отличие от юродивого, которому было открыто будущее полководца, мы плохо знаем его прошлое. Даже год рождения Суворова остаётся для его потомков загадкой. На первой могильной доске в лавре Александра Невского в Петербурге значилось, что Александр Васильевич родился в 1729 году. Эта настенная доска в форме щита была заказана графом Дмитрием Ивановичем Хвостовым, мужем племянницы Суворова, в доме которого он умер.
Узнав о выгравированной на щите дате, вдова генералиссимуса, которая жила в Москве, тут же написала Хвостову, указав на ошибку. Её муж говорил и писал, что он родился в 1730 году. Однако цифра, выгравированная некогда в бронзе, продолжает оказывать влияние на историков, единства между которыми нет до сих пор.
Но не только дата рождения, сама личность Суворова, всё, что выходит за рамки описания его битв, дошло до нас зачастую смутно, неоднозначно, противоречиво. Суворов, кстати, это предвидел. Сам он считал, что его личность полностью и без остатка раскрылась в его победах, что в них оригинальный человек и оригинальный воин были нераздельны.
Отчасти это так. Суворов действительно относится к тем редчайшим полководцам, которые не проиграли ни одного сражения. Однако не все битвы, которыми была так плотно заполнена его жизнь, были даны на поле брани.
И где родился Суворов, биографы определённо сказать не могут. Считается, что произошло это либо в Москве, в самом начале Арбата, в доме, полученном в приданное его матерью, либо в подмосковной усадьбе на Яузе. Место это сегодня тоже в черте города и густо застроено. Таким образом, оба дома, в которых прошло детство Суворова, больше не существует. Сохранилась вот эта церковь Феодора Студита на Большой Никитской.
Дом отца Суворова был по соседству, и Александр Васильевич приходил сюда на службы, пел в хоре, и мать его была похоронена в ограде храма на погосте, который не сохранился.
Легенды и байки про Суворова.
Александр Васильевич Суворов появился на свет слабым и безжизненным. Повивальная бабка, как только увидела его, сразу же прибегла к проверенному способу — шлепнула младенца.
«ААААААААААААА!» — закричал новорожденный.
и было решено крестить мальчика Александром, что означает «мужественный помощник».
К удивлению отца Суворова, Василия Ивановича, младенец, родившийся полуживым и недвижным, непрестанно шевелился, двигал руками и ногами, вертел головой. Настоящий перпетуймобиль. Поэтому домашние часто звали мальчика Перпетуй.
Живость Александра была столь велика, что он совершенно не терпел пеленания. «Перпетую, не пеленать». Так легендарный полководец в первые же дни жизни завоевал себе свободу.
О происхождении Суворова
Версия о том, что род Суворовых происходил от некоего шведа по имени Сувор, в XVI веке переселившегося в Россию, документального подтверждения не имеет. Есть историки, которые, напротив, доказывают, что все предки генералиссимуса — русские по крови.
Однако сам полководец верил в своё иноземное происхождение, писал об этом во всех служебных биографиях. Шведский король Карл Великий занимал почётное место среди героев маленького Александра. Текла ли в жилах русского полководца армянская кровь? Ведь мать Александра Васильевича звали Авдотья Федосеевна Манукова, а точнее, как считают многие, Манукян.
И здесь историки продолжают спорить.
Дедушка по материнской линии Суворова был дьяком и даже судьей Поместного приказа в 1690-х годах. Звали его Федосей Семенович Мануков. В Москве действительно же был целый армянский переулок. Армяне служили и на государственной службе, в частности в приказном делопроизводстве. Так что можно предположить, что Федосей Семенович, по крайней мере, происходил из армянской свободы.
Так что трудно сказать, слышал ли мальчик среди колыбельных песен щемящие армянские мелодии. Однако с младенчества характер он проявлял отнюдь не меланхолический.
На самом деле, Суворов был не просто слабым и болезненным ребёнком, как гласит легенда, а действительно страдал от слабого здоровья. На протяжении всей жизни Александр Васильевич был подвержен различным недугам. И, конечно, родители, в особенности мать, не желали сыну военной карьеры.
Чудак и самоучка.
Василий Иванович Суворов был крестником самого Петра I. Он мог даже считать себя воспитанником государя, поскольку в возрасте 14 лет после смерти отца он был взят Петром в денщики, что в его время было должностью скорее секретарской. Однако в годы бироновщины карьера Василия Ивановича приостановилась. Он поселился с семьёй в московском имении подальше от столицы и зажил жизнью помещика, бережливого, а по некоторым воспоминаниям, даже скупого.
Во всяком случае, мальчику не были наняты в нужном количестве учителя, и он рос предоставленный сам.
Себе. Приходит на ум случай, когда у Суворова-старшего сломался орден Александра Невского. И нужно было поправить медальончик. Так он перекопал весь город, там перерыл, нашёл мастера, который сделает по дешёвке. Это при всём при том, что он занимал солидный пост и, конечно, имел приличные жалования.
Александр Васильевич, к сожалению, вот он наследовал вот эту отрицательную черту.
«Выбери себе героя, подражай ему, догони его, обгони его! Слава тебе!» — писал Суворов. Своих героев мальчик искал среди великих полководцев. Самоучка Александр рано познакомился с деяниями Александра Македонского, Юлия Цезаря, Ганнибала, но о них уже знал и своих недавних предшественников — Карла XII или принца Евгения Савойского.
К двенадцати годам мальчик, чья комната была полна книг о сражениях и осадах крепостей, имел уже недюжинные знания в военных науках, особенно по инженерному делу и фортификации. Мечта о военной славе полностью завладела сознанием юного Суворова. Если он не был в окружении исторических трудов, то, значит, мчался верхом по окрестным лугам, весь во власти одолевающих его грез.
Чудак, говорили о нем не только сверстники, с которыми Александр отказывался общаться, но и его собственный отец.
Начало службы.
Коронация в январе 1742 года дочери Петра Елизаветы изменила всё в жизни отца и сына Суворовых. Карьера 35-летнего Василия Ивановича возобновилась и быстро пошла в гору. Елизавета Петровна ценила воспитанников отца. Двенадцатилетний Александр, наконец, был записан мушкетёром в лейб-гвардии Семёновский полк, квартировавший рядом с их подмосковным домом.
Записан солдатом и без жалования, со следующим предписанием: «Для обучения указанных наук, со взятием обязательств от отцов, отпустить в домы на два года».
В связи с тем, что при рождении записывали в гвардию, некоторые уже в 20-летнем возрасте имели генеральские чины, а Александр Васильевич в 17 лет только стал капралом.
К этому времени мать Александра умерла во время родов второй дочери, а Василий Иванович, занятый по службе, находил все меньше времени для сына. Наконец, морозным декабрьским утром 1747 года в Петербург на действительную службу выехал невысокий и щуплый 17-летний юноша. Никто тогда об этом, разумеется, не догадывался, но в русской армии и вообще в истории России начиналась новая страница.
В середине XVIII века солдаты из дворян составляли в Семеновском полку до половины всего состава. Однако это не означало, что они служили бок о бок с рядовыми из крепостных. Дети дворян могли селиться на квартирах, иметь при себе слуг и даже нанять в наряд вместо себя кого-то из солдат своей роты. Им было разрешено посещение театров, балов и маскарадов, что и занимало большую часть их досуга.
Из всего этого перечня послаблений Александр Суворов позволил себе только одно — поселиться на квартире у дяди, младшего брата отца, служившего в том же полку.
Почему Суворов так легко находил общий язык с солдатами? Да что он сам эту лямку солдатскую тянул несколько лет.
Из письма к отцу Александра Суворова, его ротного командира. Сын ваш не только не хочет отличаться от простых солдат, но напрашивается на самые трудные обязанности службы. Никогда, подобно другим дворянам, не нанимал он за себя других солдат или унтер-офицеров на службу, а, напротив, охотно ходит в караул за других.
Никогда не позволяет он солдатам, которые преданы ему душой, чистить свое оружие или амуницию, называя ружьё своей женой. Не было исправнее солдата, зато и не было взыскательнее унтер-офицера, как ваш сын. Вне службы он с солдатами как брат, а по службе неумолим.
Не только товарищи его, но и мы, начальники, почитали его чудаком.
Легенды и байки про Суворова.
Князь Италийский Александр Васильевич Суворов начинал службу свою капралом лейб-квартиры Семеновского полка, поэтому все тяготы и лишения её знал не понаслышке. Как-то раз стоял он в карауле у Монплезира, когда мимо случилось проходить всемилостивейшей государыне императрице Елизавете Петровне
А вы, голубчик, напоминаете мне чем-то… Василия Ивановича, генерала Суворова.
Так точно, матушка, сын его.
Ах, вот оно что. О, вот тебе рубль, голубчик. Возьми-ка, солдатик.
Отставить. Устав гарнизонной и караульной службы не позволяет часовому брать мзду. Никогда!
А ты не бери, я сама тебе положу. Мне-то можно?
Никак нет, матушка. Часовой есть лицо неприкосновенное.
Видно, быть тебе генералом. Пусть там полежит, сменишься, возьмешь.
Тот Елизаветинский рубль легендарный полководец хранил всю свою жизнь.
#Cуворов #полководец #историяРоссии #ПобедаБудетЗаНами
Было интересно? Не забываем ставить пальцы вверх)
Подписываемся, оставляем комментарии.
Продолжение следует.