Это, якобы, слова самого Чарльза Дарвина. Я узнал их из статьи
Не вдаваясь а подробности, укажу, что моя реакция на статью опубликована там:
Внимание! Прежде, чем читать дальше, прочтите Необходимое предуведомление.
В статье Е. Паниной:
Теперь самое время дать слово самому Дарвину… Ему приписывают фразу «Первое звено эволюции приковано к Престолу Божьему».
Религиозные люди — недалёкие из них — отреагировали радостно-злорадно:
Молодец старик Дарвин. Атеисты, у вас мир не рухнул?
Источник там:
Я не нашел источника этой цитаты, у Паниной он не указан. Похоже, что действительно приписывают. По крайней мере, Нейросеть Яндекса ссылки на источник не нашла:
Согласно православной легенде, об этом заявил Чарльз Дарвин, когда его спросили, где искать первое звено в цепи эволюции.
Легенде!
Когда я запросил у Нейросети "первая публикация фразы", то получил в ответ
Читаем этот учебник:
Даже Дарвин⁵, учение которого было потом использовано полуучеными для опровержения веры в Бога, был всю свою жизнь очень верующим человеком и в течение многих лет был церковным старостой в своем приходе. Он никогда не думал, что его учение может противоречить вере в Бога. После того, когда Дарвин изложил свое учение об эволюционном развитии живого мира, его спросили, – где начало цепи развития животного мира, где первое звено его? Дарвин ответил: «оно приковано к Престолу Всевышнего».
И опять нет указания на источник информации! А если еще обратить внимание на имеющиеся в цитатах разночтения — "Престол Божий" или "Престол Всевышнего" — то становится ясно, что авторы, помещающие такую цитату, не цитируют какой-то источник, а фантазируют "от себя".
А по ссылке ⁵ находим комментарий автора:
⁵ Дарвин вовсе не был всю жизнь верующим ученым, но прошел путь духовной деградации от креациониста, теиста и убежденного англиканина – до деиста и, наконец, до агностика, отрицавшего историчность Ветхого Завета в целом и Шестоднева особенно, отрицавшего возможность богообщения, Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, рай и ад. В конце концов Дарвин остановился в духовном тупике и не смог решить, есть Бог или нет. См.: Т.И. Волобуева. Религиозные взгляды Ч. Дарвина и Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики.
Нормальный такой комментарий, если не обращать внимания на применяемую лексику, объективно правильно отражающий духовный рост Чарльза Дарвина в течение его жизни.
По крайней мере, голословно утверждать, что Дарвин был всю свою жизнь очень верующим человеком, автору не следовало бы, чтоб не впасть в грех противоречия самому себе.
И не этот ли учебник вспомнил патриарх Кирилл, заявивший, что Дарвин, «кстати, ...был очень верующим человеком»?
Прот. Константин Буфеев в своём сочинении Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма. Том 2 о титульном высказывании, якобы, Дарвина отзывается иронически: «В одном православном календаре приводится умилительная легенда, согласно которой...» и т.д. (Часть1, Глава 2).
Также об этой фразе можно почитать в указанной статье Mail.ru:
Интересно, что "ссылка Михаила Маркелова" исчезла из обсуждения. Из скромности, надо полагать.
Поиски и гипотезы
Я предпринял дополнительные поиски. Спасибо Яндексу. Все найденные упоминания этой фразы (и похожих) не сопровождаются ссылкой. От слова вообще, извините за выражение. Я спрашивал у авторов. Бесполезно.
Труды и письма Дарвина были опубликованы на русском языке. Если бы фраза была там, то заинтересованные лица должны были, по идее, найти источник.
Осталось предположить, что фраза была произнесена вслух, публично. Тогда она вполне возможна в силу условий (состояния общества) Викторианской Англии.
Но где, когда, при каких условиях фраза была сказана, кто её услышал, где и когда опубликовал — никаких сведений!
Ну, и наконец. Допустим даже, что Дарвин сказал такое. И что? Он вполне мог сказать такое на публику, так как... см. ниже. Поэтому у атеистов мир не рухнул.
А у верующих, похоже, мир рушится понемногу. Ибо оперировать цитатой из заголовка для демонстрации своих убеждений можно только согласившись с цепью эволюции. (Надо отметить, что среди религиозных деятелей православного мира есть такие, что отзываются положительно о эволюционной теории. Другие их за это критикуют.)
... все же не стоит ориентироваться в своей вере/неверии на какие-то известные личности.
Среди них хватало не только неверующих, но и верующих тоже.
Один содержательный диалог с верующим
Вот такая статья:
Я попросил автора статьи указать источник. Он тоже не смог его указать. Но аргументировал тем, что так как Дарвин был глубоко верующим человеком, то он вполне мог такое сказать:
Я много раз встречал это "заявление" Дарвина, а также встречал в рассказах о его биографии, что он был верующим человеком и даже старостой прихода, потому это "заявление" не вызывает во мне сомнения.
Обратите внимание: не написал, не сказал, а только возможно, что сказал. Вот такой уровень "научной" аргументации.
Потом мы быстро разобрались с глубокой верой у Дарвина (её нет!), и затем автор написал:
Лайк мой. Правильно, пусть каждый остаётся при своих убеждениях, не надо их ломать насильно. И именно поэтому не надо пытаться передать другим свои убеждения, прибегая к нарушениям логики, недостоверным сведениям и прямым подтасовкам.
Отмечу одно замечательное наблюдение: хотя доказывать веру есть занятие бессмысленное, основанием для веры может служить личный опыт.
Тем не менее,
я считаю указанную в заголовке цитату вполне возможной. И вот почему.
В науке о жизни есть 2 принципиальных вопроса:
- Возникновение жизни.
- Её дальнейшее развитие.
Дарвин как учёный занимался только вторым вопросом. Он положил начало современной теории эволюции.
Первый вопрос он не изучал, да и не мог по состоянию науки того времени. Поэтому мог ссылаться на Творца "на отвяжись", отделываясь стандартными идиомами. Но выражал надежду, что наука в будущем справится с этой проблемой:
[Хотя] до сих пор не было выдвинуто сколько-нибудь стоящих доказательств в пользу образования живого существа из неорганической материи, все же мне кажется, что такая возможность когда-нибудь будет доказана на основании закона непрерывности. …Если когда-либо будет обнаружено, что жизнь может возникать на земле, жизненные явления подпадут под некий общий закон природы.
А как же тогда насчёт Престола?
Кроме того, что надо учитывать публику, которой адресуются сказанное/написанное, надо ещё иметь в виду, что взгляды Дарвина с течением времени менялись. Это естественно для учёного, который думает, ищет, выдвигает гипотезы, опровергает, спорит... Это нормальное состояние науки. Таков Путь Учёного. Это для верующего всё в этом мире понятно.
И когда надо было, Дарвин ограничивался ссылками на Творца
Например, вот заключительный абзац Происхождения видов:
Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными, разнообразными растениями с поющими в кустах птицами, порхающими вокруг насекомыми, ползающими в сырой земле червями, и думать, что все эти прекрасно построенные формы, столь отличающиеся одна от другой и так сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам, еще и теперь действующим вокруг нас. Эти законы, в самом широком смысле: Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от употребления и неупотребления, Прогрессия возрастания численности — столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию — Естественному Отбору, влекущему за собою Дивергенцию признаков и Вымирание менее улучшенных форм. Таким образом, из борьбы в природе, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, какой ум в состоянии себе представить, — образование высших животных. Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм.
(пятая строка снизу). Здесь Дарвин применяет слово Творец в его точном смысле: тот, кто творит. Если нужен носитель сверхъестественной воли для дальнейшего развития жизни — что Дарвин как раз отрицал — то его надо называть как-то по другому. Например, Девелопер, или относительно верующих людей Господь. В своей книге Дарвин еще несколько раз упоминает Творца, имея в виду именно Девелопера и отрицая его роль. Поиск образца 'твор' по тексту поможет вам в этом убедиться.