Найти в Дзене
Extreme Sound

"Еретик" и призрак "Creep": судебные ужасы Radiohead

В новом фильме ужасов "Еретик" персонаж Хью Гранта, мистер Рид, включает хит группы Hollies 70-х годов "The Air That I Breathe", предполагая, что его жертвы могут не узнать песню. Тем не менее, добавляет он, они, вероятно, помнят хит Radiohead 1992 года "Creep" — и между этими песнями есть юридическая связь.

Еретик - Церковная миссия приводит двух девушек к дверям обманчиво безобидного мистера Рида. Не успев опомниться, они оказываются в его дьявольской ловушке, построенной с целью проверить их веру на прочность. Чтобы выжить, им придется пройти серию изощренных испытаний и столкнуться с тем, что не поддается рациональному объяснению. Теперь выбор, во что верить, для них означает выбор между жизнью и смертью.
Еретик - Церковная миссия приводит двух девушек к дверям обманчиво безобидного мистера Рида. Не успев опомниться, они оказываются в его дьявольской ловушке, построенной с целью проверить их веру на прочность. Чтобы выжить, им придется пройти серию изощренных испытаний и столкнуться с тем, что не поддается рациональному объяснению. Теперь выбор, во что верить, для них означает выбор между жизнью и смертью.

Он также упоминает иск против Ланы Дель Рей, и все это хорошо сочетается с темой фильма о желании контролировать. "Creep" — это песня о том же самом, и эти судебные баталии также касались понятия авторского права.

"The Air That I Breathe": последний хит Hollies

"The Air That I Breathe" стал последним хитом Hollies, достигнув 50-го места в США и 2-го места в Великобритании в 1974 году. Написанная Альбертом Хаммондом и Майком Хейзлвудом, песня впервые появилась на дебютном альбоме Хаммонда It Never Rains in Southern California в 1972 году, а затем была перепета Филом Эверли в 1973.

Как Radiohead обманом записали хит

Перенесемся в 1992 год. Radiohead работали над своим дебютным альбомом Pablo Honey. "Creep" не должна была попасть на альбом, но продюсеры Шон Слэйд и Пол К. Колдери почувствовали хит. Йорк в шутку назвал "Creep" песней в стиле Скотта Уокера, из-за чего Слэйд подумал, что это кавер-версия. Обнаружив, что это не так, продюсеры уговорили Radiohead исполнить "Creep" в студии, не сказав, что идет запись. Это было легко, так как продюсеры были известны своей любовью к живому звучанию.

Запись попала к руководству EMI, и Колдери рекомендовал выпустить "Creep" в качестве сингла. Получив положительные отзывы от лейбла, так и произошло. Контроль Radiohead над своим творчеством был ограничен после провала их первого EP. Дела не улучшились, когда "Creep" достиг только 78-го места, так как всемогущая BBC отказалась ставить сингл в ротацию из-за его депрессивного тона.

Постепенно все изменилось. "Creep" стал андеграундным хитом в Израиле, затем в Новой Зеландии и некоторых частях Европы, и, наконец, США приняли его как гимн поколения X, подобно "Smells Like Teen Spirit" Nirvana. После переиздания в Великобритании песня достигла 7-го места, а затем закрепила свой культовый статус, появившись в мультсериале "Бивис и Баттхед" в 1994 году. Американский лейбл группы, Capital, в итоге продвигал Radiohead, используя слоган: "Бивис и Баттхед говорят, что они не отстой".

Судебный иск и признание авторства

В конце концов, "Creep" достигла ушей Rondor Music, издателей "The Air That I Breathe" Хаммонда и Хейзлвуда. Был подан иск о нарушении авторских прав. Учитывая, что Radiohead всегда открыто говорили о влиянии старой песни, исход дела был более или менее предрешен. Во внесудебном порядке Хаммонд и Хейзлвуд получили соавторство в песне.

Разбор судебного дела

Анализ судебного дела показал, что второй аккорд четырехаккордовой последовательности вводит ноту, чуждую тональности, в которой написана песня. "Соль-диез... диссонирует с соль-натуральной, которая слышна в аккорде до мажор, и создает эффект неожиданности", — говорится в отчете Lost In Music. В результате "в одной восьмитактовой фразе мелодия "Creep" кажется имитирующей мелодию "The Air That I Breathe". Это происходит на словах "she’s running out the door again" в "Creep", и это не может быть совпадением".

"Creep" снова в суде: дело Ланы Дель Рей

В 2018 году представители Radiohead подали в суд на Лану Дель Рей из-за ее песни "Get Free", указав на очевидное сходство. "Хотя я знаю, что моя песня не была вдохновлена "Creep", Radiohead считают, что это так, и хотят 100% издательских прав", — написала она в социальных сетях. "Я предлагала до 40% в течение последних нескольких месяцев, но они согласны только на 100. Их адвокаты были неумолимы, поэтому мы будем разбираться с этим в суде".

Radiohead заявили, что заявления о процентах неточны, но с Дель Рей связались, и переговоры ведутся. Результат спора так и не был обнародован, но она исполнила "Get Free" на следующем фестивале в 2018 году, а затем сказала толпе: "Теперь, когда мой судебный процесс закончен, я могу петь эту песню, когда захочу, верно?"

Наследие "Creep"

Со временем Radiohead дистанцировались от "Creep". У них никогда не было полностью комфортных отношений с этой песней, возможно, из-за проблем с контролем над ее выпуском, восприятием и продолжающимся влиянием на то, как воспринимается их творчество.

Йорк признался, что был против идеи переиздания сингла, чувствуя себя "ужасно опустошенным, разозленным" из-за провала оригинала в чартах. "В этом есть свои плюсы и минусы", — добавил он. "Многие люди спрашивают: "Почему это не хит?" Это хорошо. Это играет нам на руку".

Позже Йорк рассказал, что песня была о реальной женщине, к которой он испытывал многомесячную одержимость, и она, как говорят, посетила как минимум один концерт Radiohead. "То, как я пишу тексты, — это просто долго и долго болтать. Это была болтовня, которую я придумал, и я просто продолжал ее использовать — и она очень хорошо ритмически подходит", — сказал он.