Найти в Дзене
Светлана Ахмедова

Верхнекамский пароход "Чердак".

В 1900 году в д. Борзовка Балахнинского уезда Нижнего Новгорода в мастерской (заводе) Яковлева был построен пароход «Желанный». В течение жизни этого парохода у него, ссылаясь на данные справочника по пароходам oldriver.ru, были разные хозяева: Крапивин П.В. (1902), Гордеев И.А. (1908), Ржевин Д.Е. (1914, 1915), Товарищество Братьев Каменских, Ф. и Г. и Мешкова Н., (1919, 1921). Как раз у Товарищества, впоследствии, судно и было национализировано. Каждый владелец стремился усовершенствовать пароход, поэтому размеры его корпуса со временем увеличились с 39.62 м до 41.75 м. к 1921 году. Материал корпуса с момента постройки оставался железным. Товаро-пассажирское назначение подразумевало способность плавать по глубоким и мелким плесам, с чем пароход успешно справлялся. В мае 1914 года «Желанный» при осмотре в Перми носил уже новое имя - "Чердак". Безусловно, смена названия связана со сменой владельца парохода с Гордеева на Ржевина. Однако в Ильинском краеведческом музее есть фото "Чердак

В 1900 году в д. Борзовка Балахнинского уезда Нижнего Новгорода в мастерской (заводе) Яковлева был построен пароход «Желанный».

Желанный, товаро-пассажирский пароход в городе Кунгуре на реке Сылве. https://oldriver.ru/ships/s-496.html
Желанный, товаро-пассажирский пароход в городе Кунгуре на реке Сылве. https://oldriver.ru/ships/s-496.html
Желанный, товаро-пассажирский пароход. (Фото: Алексей Александров).  https://oldriver.ru/ships/s-496.html
Желанный, товаро-пассажирский пароход. (Фото: Алексей Александров). https://oldriver.ru/ships/s-496.html
Пароход "Желанный". Сайт "Мешок".
Пароход "Желанный". Сайт "Мешок".
Желанный, товаро-пассажирский пароход в Жигулях у пристани Царевщина. https://oldriver.ru/ships/s-496.html
Желанный, товаро-пассажирский пароход в Жигулях у пристани Царевщина. https://oldriver.ru/ships/s-496.html
Желанный, товаро-пассажирский пароход отходит от пристани в Кунгуре на реке Сылве. https://oldriver.ru/ships/s-496.html
Желанный, товаро-пассажирский пароход отходит от пристани в Кунгуре на реке Сылве. https://oldriver.ru/ships/s-496.html

В течение жизни этого парохода у него, ссылаясь на данные справочника по пароходам oldriver.ru, были разные хозяева: Крапивин П.В. (1902), Гордеев И.А. (1908), Ржевин Д.Е. (1914, 1915), Товарищество Братьев Каменских, Ф. и Г. и Мешкова Н., (1919, 1921).

Как раз у Товарищества, впоследствии, судно и было национализировано.

Каждый владелец стремился усовершенствовать пароход, поэтому размеры его корпуса со временем увеличились с 39.62 м до 41.75 м. к 1921 году. Материал корпуса с момента постройки оставался железным.

Товаро-пассажирское назначение подразумевало способность плавать по глубоким и мелким плесам, с чем пароход успешно справлялся.

В мае 1914 года «Желанный» при осмотре в Перми носил уже новое имя - "Чердак". Безусловно, смена названия связана со сменой владельца парохода с Гордеева на Ржевина. Однако в Ильинском краеведческом музее есть фото "Чердака" от 1911 года.

Пароход «Чердак», 8 мая, 1911 г. Ильинский краеведческий музей.
Пароход «Чердак», 8 мая, 1911 г. Ильинский краеведческий музей.

Поэтому, возможно, Ржевин приобрел "Желанный" гораздо раньше, чем 1914 год. Кем же был этот Ржевин?

Даниил Евдокимович Ржевин (1854 - 1914гг) - чердынский купец 1-й гильдии, крупнейший пароходовладелец Верхнекамья, а также учредитель Чердынского краеведческого музея. Родом он был из старообрядческой семьи, проживавшей в селе Вильгорт Чердынского уезда.
С начала XVIII века его род занимался брусяно-точильным промыслом и потому, имел положение зажиточных крестьян.
Если верить Википедии, с развитием пароходства на Каме, Даниил Евдокимович вложился в строительство двух пароходов: «Павел Троян» и «Соликамск», после чего стал купцом 1-й гильдии, а в Перми обзавелся собственной пристанью.
После смерти дяди Григория Мироновича Лунегова в 1892 году он унаследовал весь его капитал и 6 пароходов, там самым, став самым крупным пароходовладельцем в Верхнекамье. В память о дяде был построен пароход «Лунегов» (1899г., ПГВ №164, 1899г).
По смерти Даниила Евдокимовича в 1914 году, его сын Александр получил огромное наследство: пароходство с пристанями, амбарами от Перми по всему Верхнекамью. С другом отца Н.В. Мешковым они заложили новый пароход в память об отце «Даниил Ржевин».

В конце 1897 года пароходная фирма "Верхне-камское товарищество" прекратила свое существование. С этой поры на Верхней Каме единовластно речными грузовыми и пассажирскими перевозками занимался Д.Е. Ржевин. Именно его пароходы курсировали от Перми вверх по Каме, не имея конкуренции и границ в установлении стоимости билетов.
Например, тариф для третьего класса составлял 3 рубля.

Долго монополия не просуществовала и через два года в 1899г. орлинский купец 2-й гильдии Иосиф Иванович Шанин (ок1840/41 - ок1921гг.) смог снизить этот тариф до 80 коп., чем составил серьезное соперничество с Ржевиным, при этом обрел почтение и уважение среди местного населения. В результате, это вынудило Ржевина использовать древесное топливо, что повлекло порчу имущества пассажиров от вылетающих на ходу искр и углей.

Пермские губернские ведомости №219 от 10 октября 1899 года, воскресенье.
Пермские губернские ведомости №219 от 10 октября 1899 года, воскресенье.

В 1898 году Шанин объединился с сарапульским купцом Колчиным, имеющим в собственности пароход "Волга" (1896г.).
Вскоре, к развивающемуся новому верхне-камскому товариществу: к пароходам Шанина "Орел-городок" и Колчина "Волга" - добавился пароход Касаткина "Наследник".
А весной 1899 года И.И. Шанин с зятем Иваном Яковлевичем Зыряновым (17.12.1869 - 22.03.1900 гг) выпустили на маршрут новый пароход
"Соликамск".

И видимо, этот «Соликамск» имеет отношение к Ржевину, ведь, как уже выше было сказано, в строительство одноименного парохода вложился именно он.

Первой фиксированной датой осмотра «Соликамска» является январь 1904 года в селе Орел Соликамского уезда. Но, все же первый рейс он совершил 8 мая 1899 года до Чердыни.

Однако вернемся к характеристике «Чердака», бывшего «Желанного».

Пассажировместимость (чел.):
1-ый класс - 17, 2-ой класс - 18, 3-ий класс - 100 (1902),
1-ый класс - 16, 2-ой класс - 16, 3-ий класс - 150 (1908),
1-ый класс - 17, 2-ой класс - 16, 3-ий класс - 100 (1914),
Число пассажиров: палубных - 240, каютных - 10 (1921).
Число служащих на судне (чел.) - 15 (1902), 27 (1908), 15 (1914).
Число судовой команды: палубной - 17, машинной - 10 (1921).

Команда "Чердака". Фотонегатив стеклянный. 1929 год. Пермский краеведческий музей.
Команда "Чердака". Фотонегатив стеклянный. 1929 год. Пермский краеведческий музей.

Род потребляемого судном топлива - нефть (1902, 1908), дрова (1914, 1915), мазут (1919), нефть (1921).

Подробности по корпусу: 5 переборок, электрическое освещение, деревянная палуба (1915).

Если первоначально «Желанный» курсировал от Перми до Кунгура, ходил по Каме, Сылве, Волге и Белой, то оказавшись в руках Ржевина, поменял направление на 180 градусов. Теперь он преимущественно ходил до Чердыни. К 1921 году все же вернулся к маршруту до Уфы на р. Белой.

Так, в 1915 году в Пермских губернских ведомостях вышла заметка о том, что "Чердак" ходит от Перми до Слудки.

"Пермские губернские ведомости" №128 от 1915 года.
"Пермские губернские ведомости" №128 от 1915 года.

В 1916 году из навигационных вестей Пермских губернских ведомостей известно, что маленький пароход "Чердак" теперь принадлежит товариществу "Бр. Каменских и Мешкова". Его маршрут проложен между пристанями Тюлькино и Серегово (Чердынь), ввиду того, что другие пароходы не могут преодолевать перекаты на реке Вишера. Интересно, что в то время пароходы простаивали по 3 - 5 часов каждую ночь из-за туманов на реке. Путешествие было длительным.

"Пермские губернские ведомости" №153 от 1916 года.
"Пермские губернские ведомости" №153 от 1916 года.

В Регистре СССР 1926 г. пароход значился под именем «Чердак» в составе судов Волжского государственного речного пароходства и имел порядковый номер 1089, № Регистра - 1063 (Нижегородское бюро).

Определенно, судя по фото команды парохода, до 1929 года «Чердак» все еще оставался под своим именем, но по слухам, потом был переименован в «Сулеймана Стальского», который в ноябре 1959 года был разрезан и утилизирован. Взглянув на их фотографии, действительно, можно утверждать, что обе конструкции пароходов сильно схожи.

Пароход "Сулейман Стальский". Ходил по Каме и у Сарапула. 1950-е годы. Фото: Николай Щеклеин. Источник: "Сарапульская старина", одноклассники.
Пароход "Сулейман Стальский". Ходил по Каме и у Сарапула. 1950-е годы. Фото: Николай Щеклеин. Источник: "Сарапульская старина", одноклассники.

Когда пароход проходил мимо селений, народ говорил: "Сулейманка плывет".

В газете «Звезда» №227 от 25.09.1941 года вышла статья А. Спасской "На водной магистрали" о жизни на этом судне в период войны.

"Над Камой спустилась сентябрьская ночь. Впереди вспыхнул красный огонек. Это баканщик, часовой реки, подавал сигнал о мели. Навстречу то и дело попадались плавучие караваны леса, скованные в плоты. Товаро-пассажирский пароход «Сулейман Стальский» торопливо продолжал свой путь в верховья, к устью двух северных рек - Вишере и Колве.

Ночью работа команды предполагает особенную бдительность. Но в рубке, у штурвала стоит опытный старый речник лоцман Петр Александрович Яшманов. Он тщательно оберегает судно от плывущих бревен, знает все речные перекаты.

В период войны жизнь на судне приобрела иной, боевой характер. Как и на берегу, здесь идет военное обучение, организуются воскресники, создается фонд обороны. У коллектива утроилась бдительность, дисциплинированность, расторопность.

Не исключая капитана т. Еремеева, вся команда, чтобы сократить стоянки, дружно выходит на погрузку топлива, сокращая ее время в два раза. То же самое на разгрузке. Резко улучшился уход за машиной. Механик Алексей Масягин, масленщики Колегов и Кочетов, провожая на фронт своих товарищей, заявили:

- Бейте врага, друзья, из боевого оружия, а мы от топки котла возьмем все, чтобы прибавить пару для работы в тылу. Молодой кочегар Николай Полевода, вставший на место бойца Александра Баранова, с удвоенной силой шурует топку".

Судьба парохода, как переменчивый ветер, водила его то вниз, то вверх, то снова вниз по Каме, сменялись владельцы, сменялись времена. После купеческого служения в Империи, ветер пронес пароход сквозь революционные годы прямо в СССР. Теперь он был не "Чердак", а переименован в честь дагестанского поэта "Сулейман Стальский". По-прежнему, дуновением слова, бризом поэзии наполнена его существо. Вся его жизнь - это северный ветер.

Ржевин точно подметил, что этому пароходу идет имя "Чердак", ведь пермяки чердаком называли северный ветер. Отсюда и их древняя столица Чердынь, что находится севернее других городов и является северной точкой крупного торгового пути по речной системе из Азии и Индии. Да и сами чердынцы частенько называл себя чердаками.

"Но вот мы в Веретии; это станция и село... на реке Зырянке в двух верстах от Камы... Здесь две церкви, одну из них недавно разбило громом. Нынешнее лето (1839 г) было здесь чрезвычайно жарко и грозы были большие.
Вообще, здесь как сильны зимою морозы (от 35 град. до 40 град. по реом.) так сильны летом жары; от этого происходит то, что, несмотря на 40-градусные морозы в декабре и январе, и на то, что когда в мае подует ветер
ЧЕРДАК, то случается, что ртуть опускается до точки замерзания и идет снег, несмотря на все это, средняя температура почти равна средней температуре Нижнего, Казани и др."

Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского). - 1-е посмерт. полн. изд., доп., свер. и вновь просмотр. по рукописям. Т. 1-14. - Санкт-Петербург.
Полное собрание сочинений П.И. Мельникова (Андрея Печерского). - 1-е посмерт. полн. изд., доп., свер. и вновь просмотр. по рукописям. Т. 1-14. - Санкт-Петербург.

Древняя российская вивлиофика, Ч. 18. - 1791:

"...ибо пространная река Кама втечением своим в Волгу привлекла в Пермию многих торгующих Азиатских народов как-то: Персов и Индийцов, которые достовляли ей самыя лучшия произведения своих земель, то есть золото, серебро и дорогие шелковые товары; а из оной вывозили природные ея продукты, более же мягкую рухлядь; с другой стороны славныя реки Северная Двина и Печора, коих вершины от истоков реки Камы отделяются небольшими волоками, отворяли путь в Пермию народам, населявшим берега Ледовитого моря, и места, лежащия от оной к западу".

Чердынь в то время была складом товаров, провозимых в Холмогоры. Торговали со Скандинавами, городами Ганзейского союза и азиатскими народами. (Пермские губернские ведомости № 30 от 1860г.).