За годы Гражданской войны белые и красные речные флотилии выпустили на порядок больше снарядов, чем все корабли Российского императорского флота в Первой мировой войне.
Буксирные пароходы тогда становились канонерскими лодками, а наливные шхуны и пассажирские пароходы – крейсерами. Даже мирные каспийские парусные рыбницы вооружались пушками и становились грозными пиратскими судами.
Такое же преобразование получил пароход "Товарищ" (построен в 1907г, мобилизован 1 сент. 1918 г., в строй вступил 28 апреля 1919 г.).
Его капитаном был житель с.Орел Пермской губернии Яков Михайлович Пирожков.
Команда состояла из исконных водников: штурвальные и матросы были уроженцами Орла, масленщики и кочегары выросли в старинном заводском поселке Пожве.
По распоряжению местных властей «Товарищ» был выделен для перевозки подкреплений и боеприпасов в прифронтовые районы Прикамья. В течение одного дня судно приняло боевой вид. Рабочие Симонихинского затона вместе с командой обшили штурвальную рубку второй стенкой и засыпали ее песком. На средней палубе в несколько рядов уложили мешки с песком и между ними устроили гнезда для пулеметов.
Ходить приходилось большей частью ночью, с погашенными огнями. Берега, скрытые во тьме, бывали неспокойными, по ним рыскали банды. Не раз случалось, что из лесных чащоб палили по пароходу, и тогда с «Товарища» давали в ответ пулеметные очереди. И снова только и слышно было, как колеса парохода шлепают по воде.
7 сентября «Товарищ» принял в Набережных челнах на борт свыше ста красноармейцев. Их надо было доставить в Смыловку для десантной операции (участок, где в Каму впадает Вятка). Идти нужно было ночью.
Получив приказ, Яков Пирожков прошел в рубку, рядом с ним примостились лоцманы Григорий Андреевич Молоковских и Дмитрий Васильевич Ключарев.
Тишину нарушил орудийный выстрел, затем второй и третий... Прозвучала боевая тревога. По пароходу палили с военных кораблей. По вспышкам насчитали семь судов противника. На «Товарище» не было орудий. Снаряды рвались вблизи парохода, поднимая столбы воды и песка. Один снаряд угодил в корпус, появились раненые. Вскоре загорелась надстройка. Члены команды и красноармейцы быстро стали взламывать деревянную обшивку, засыпать огонь песком и заливать водой.
Положение парохода, однако, было уже безнадежным. Через пробоину в корпусе врывалась вода, и кормовая часть судна стала погружаться, но пароход дошел до берега.
Случилось это в 6 часов утра 8 сентября 1918 года напротив села Соколки.
Тяжелораненого, ослепшего капитана члены команды уложили в шлюпку, тайно устроили в больницу в Чистополе. Здесь он пришел в себя.
Судя по всему, пароход «Товарищ» был восстановлен и продолжал боевую службу. Из записей Федора Раскольникова от 29 сентября 1918 г.:
«Стоявший в дозоре пароход «Товарищ» в 6 час. утра открыл огонь по неприятельским судам, стоявшим в дер. Бережные Челны".
Кроме отряда Волжской флотилии, которой командовал Федор Раскольников, на Каме действовал и «отряд бронесудов», именовавшийся в некоторых документах Верхнекамской флотилией.
В состав Верхнекамской флотилии вошли несколько канонерских лодок, или, как их называли там, «бронепароходов».
Первым 17 августа в строй вступил «Левшино», бывший буксирный пароход «Братья Каменские», тогда же в строй встали пароходы «Урицкий» и «Карл Маркс».
28 сентября у села Частые произошел бой судов Верхнекамской флотилии с четырьмя судами белой флотилии Старка. В ходе боя погибли пароход «Михаил» и два понтона.
Бронепароходы «Урицкий» и «Левшино» отошли в Осу. Пароход «Левшино» был отправлен в Пермь на ремонт и более в боевых действиях не участвовал. Взамен 2 октября в состав флотилии вошли бронепароходы «Александр» и «Соликамск», каждый вооруженный одной 152-мм гаубицей Шнейдера и двумя 76-мм пушками обр. 1902 г.
Пароход «Соликамск» принадлежал орлинским купцам. Владельцами в разные годы были: Шанин Осип Иванович (1908, 1915), Шанин Иван Иванович (1902, 1904).
До революции перед отправкой парохода не редко служили молебен. В книгах на "Запись служб" и журналах "Записи братских доходов" по Дедюхинскому Христорождественскому собору конца 19 начала 20 века упоминалось о сборе в размере 7 рублей за молебен на пароходе "Соликамск" и "Орлинец".
Капитанами "Соликамска", по разным источникам, были: Молоковский Василий, Василий Михайлович Пирожков, Александр Иванович Мохов.
Механик парохода «Соликамск» - Яков Кузьмич Шабунин. Масленщик, затем помощник механика - Петр Никитич Зеров. Он же упоминается, как механик.
В 1918 году пароход был изъят в ходе национализации. По Роберту Белову, «хозяин «Соликамска» Шанин кричал, что скорее сожжет пароход, чем передаст его беспорточным.
…В зиму восемнадцатого члены команды «Соликамска», зимовавшие в Орле, понимая нешуточность хозяйских угроз, установили дежурства, чтобы не дать извести пароход.
Из Перми для национализации судов прибыл большевик-подпольщик балтийский матрос Василий Иванович Демидов.
На «Соликамске» создали самоуправление – первый на Каме деловой совет. Председателем команда назначила Петра Зерова. «Княгиня Львова» капитана Найданова была переименована в «Зарю Свободы».
Все же орлинцы пытались поддержать Шанина:
- «Осип Иванович ведет дело хорошо. Зачем у него отбирать пароходы? Пусть хозяйничает!».
Подобные выкрики пермский представитель не слушал и продолжал агитацию. Многие молчали. На голосовании за изъятие пароходов три человека высказались против, остальные согласились [революция диктовала правила]. Согласился и Яков Михайлович Пирожков, капитан «Товарища», несмотря на то, что его брат Василий (капитан "Соликамска", по Р.Белову) был женат на дочери купца Осипа Ивановича Шанина, Ольге.
Однажды «Соликамск» перевозил одного из членов Реввоенсовета Третьей армии с группой штабной охраны. Когда подошли к Галево, пристань оказалась захваченной боткинскими эсеровскими повстанцами. Пароход пришвартовался, и лишь потом заметили, что к нему подбирается с берега противник. По судну велся огонь. Команда с семьями попряталась в трюм. Наповал был убит помощник капитана Поскребышев, смертельно ранен кок. Красным морякам вести прицельный огонь мешал дебаркадер, привязанное же судно было отличной мишенью для нападавших.
Но два человека из команды – капитан Мохов и механик Зеров – остались на своих местах. Согласными действиями им удалось оборвать чалки и увести судно от берега.
В тот день принял боевое крещение и пятилетний Серафим Зеров, спрятавшийся вместе с матерью от пуль на дне трюма.
Быть может, следующий момент относится к вышеописанному случаю или произошла другая боевая встреча, но 13 октября Верхнекамская флотилия вышла из Перми и двинулась вниз по Каме в район боевых действий. 21 октября суда были уже у деревни Елово (в 55 км от Галево). А наследующий день обстреливали деревню Змиевка.
Именно в этом боевом походе 23 октября на бронепароходе «Соликамск» взорвался по невыясненным причинам собственный 152-мм снаряд, взрыв вызвал сильный пожар. На следующий день «Соликамск» ушел на ремонт в Пермь и более на фронт не возвращался.
Что делали семьи членов команды в районе запланированных боевых действий - не ясно, вероятно, авторами описаны разные периоды жизни "Соликамска".
31 ноября 1918 года суда Верхнекамской флотилии ушли в Пермь на зимовку. «Соликамск» встал в Заозерье. С уходом красных частей белые его захватили. На счастье, он не попал в число сорока с лишним сожженных ими в Левшино пароходов.
Белов пишет, что в июне 1919 года на «Соликамск» погрузился отряд английских военных моряков — видимо, морские пехотинцы или команда с миноносцев «Кент» или «Суффолк», входивших в белогвардейскую военную флотилию, — а также офицерский карательный отряд пепеляевцев.
Оставшиеся свободные места, включая палубы, забили буржуями и чиновниками с их скарбом. В главном проходе стояло пианино, рядом – белый мраморный умывальник. Господ обывателей волновало, как обычно, лишь барахло.
В Березниках заставили команду разбирать машину, сгружать наиболее ценное оборудование на берег. Основательно пугнутые под Пермью, колчаковцы не больно следили за работой команды. Так что, наиболее ценное оборудование и детали механизмов удалось спрятать под телгас – настил в машинном отделении, под трюмную слань. Ящики же набивали металлическим хламом.
Эвакуацию назначили на утро. Ночью белые не оставили на судне охраны, полагая, что дело сделано. Пользуясь случаем, команда «Соликамска» ушла в Орел на двух шлюпках, захватив самые ценные приборы.
Художественный образ Белова подтверждают воспоминания колчаковского адмирала Смирнова. Весной 1919 г. началось генеральное наступление войск Колчака, сопровождавшееся многими сражениями, в том числе были и потери пароходов, перешедших в руки белых.
1 июня в 19 часов в истории речных боев всплывает имя штабного парохода «Соликамск», на котором адмирал Смирнов прибыл в Сарапул. В тот момент, когда «Соликамск» подходил к пристани Сарапула, от нее отошел пароход «Чермез» со штабом Южной группы, который решил драпануть вверх по течению. Начальник штаба Речной Боевой флотилии капитан 1-го ранга Н. Г. Фомин доложил Смирнову, что Сарапул будет оставлен белыми с часу на час. Адмирал немедленно вышел на «Соликамске» обратно в Николо-Березовку, чтобы организовать отход судов флотилии, которые могли быть заблокированы в случае подрыва красными судоходного пролета моста.
По версии адмирала Смирнова: «По пути в Николо-Березовку «Соликамск» попал под обстрел 107-мм батареи в районе села Мазурино. При этом осколком снаряда перебило антенну радиосвязи, а головная часть другого снаряда попала в переборку кормовой каюты. К счастью, среди личного состава потерь не оказалось. В 22 часа «Соликамск» прибыл в Николо-Березовку, после чего М. И. Смирнов приказал кораблям «Грозный» (брейд-вымпел начальника 3-го дивизиона) и «Кент» выйти в Сарапул и охранять мост от возможных попыток противника взорвать его.
Корабли вышли из Николо-Березовки в 22.40. Примерно в это же время завершилась подготовка к эвакуации флотилии: на все буксиры назначили военных комендантов. В целях увеличения эскадренного хода буксирному пароходу «Святой Ключ» было приказано взять на буксир (борт о борт) корабль «Смелый», наиболее тихоходный из всей эскадры.
Здесь же он называет «Соликамск» пароходом Службы связи.
По приказу адмирала Смирнова все суда белой флотилии были разоружены в районе Перми, а затем вместе с транспортным флотом уведены на реку Чусовую и там уничтожены.
Красным удалось захватить целыми только четыре корабля – «Смелый», «Бойкий», «Гордый» и «Страшный», с которых белые все же успели снять вооружение, бронирование и даже части машин. Кроме того, красные захватили бронекатера «Пантера», «Рысь», «Ягуар», «Кугуар», «Тигр» и «Барс».
На реке Чусовой у Левшино белые выпустили из Нобелевских береговых резервуаров около 200 тысяч пудов керосина (3276 т), а затем подожгли его. Боевые корабли и транспортные суда стали добычей огненной стихии.
Через несколько дней на место гибели камского флота прибыл специальный уполномоченный Совнаркома и Главода В. М. Зайцев.
В отчете Главоду он написал: «Неприветливо встретила меня р. Кама… Уже недалеко от ее устья встретились остовы (погибших) судов»… а «по мере моего продвижения по освобожденному району приходилось прямо ужасаться… пошли везде и всюду попадаться остовы сгоревших судов, как паровых, так и непаровых единиц советского флота. Не было расстояния, хотя бы через 50-верстный пробег, без этих печальных фактов: то там, то здесь вырисовывались следы судов, или до днища сгоревших, или переломанных и обсушенных глубоко в бичевнике».
Еще хуже было в Перми: «Что пришлось увидеть, превзошло всякие предположения. Всюду, насколь хватало поля зрения, виднелись остовы догоравших и плавающих судов. Ужасная огненная вакханалия витала, видимо, здесь широко. То тут, то там из воды торчали головни от полузатонувших днищ барж, пристаней и подчалков. Описать все, что открылось пред глазами, нет никакой возможности, – это было что-то невероятное».
Весь фарватер р. Чусовой представлял собою какой-то музей старых, ломанных, исковерканных железных изделий. Дать о каждом судне отдельную характеристику невозможно, ибо это была сплошная груда железа и ничто иное. В некоторых местах, первоначально думаешь, 2–3 судна, станешь же рассматривать более тщательнее – оказывается 7–8.
Всего на районе Пермь – Левшино погибло от огня пассажирских пароходов 22, буксирных 31, дебаркадеров 5 и барж 38».
И видимо, "Соликамску" удалось избежать участи сожженных судов, так как Белов пишет, что в период восстановления страны Зеров продолжал работать механиком на «Соликамске» — пароход все же уцелел.
Литературные источники:
1) "Великая речная война. 1918–1920 годы" А.Б. Широкорад, 2006г.
2) Замечательные люди Прикамья "Капитан Пирожков" Н.И. Дубилет, 1958г.
3) Камский путь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции ("Строгановские чтения"-III, "Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи" - VII), Часть 1, 2009 год.
4) Литературное Прикамье: сборник стихов, рассказов, очерков о Каме и ее тружениках, 1989г.
5) «Помнит Зеровых Кама» Роберт Белов, 1973г.