Импрессионистов называют свободными художниками, так как они первыми бросили вызов классицизму. Взяли и пересмотрели каноны, сложившиеся в раннем Возрождении!
Джотто, Мазаччо, а затем Леонардо и Рафаэль активно развивали эти каноны. Но импрессионисты внезапно «нагрянули» и их изменили.
Они поняли, что можно работать сразу на чистовую, без эскизов. Они утверждали, что размашистые мазки лучше передают иллюзию движения воздуха. А тени, по их мнению, могут быть не только серыми, но и фиолетовыми.
Одежда же в солнечный день должна быть непременно покрыта цветными рефлексами.
Казалось бы, они были свободны в выборе цветов, сюжетов и форматов. Однако импрессионисты довольно быстро установили свои собственные каноны и строго им следовали.
Давайте перечислим их. Это те вещи, которые вы едва ли встретите на картинах импрессионистов.
Отсутствие белого цвета
Если перед вами работа истинного импрессиониста, то белую краску на его картинах вы если и найдёте, то в минимальных количествах. Особенно если художник стремится создать иллюзию солнечного света.
Импрессионисты были одержимы световыми эффектами, стремясь уловить, как свет меняет цвета объектов. Они всегда старались передать цветные тени и рефлексы на светлых предметах.
Реалисту это не так важно: он изобразит белый цвет, используя белила.
В сравнении это сразу бросается в глаза. Вот как вы думаете, какая из этих картин импрессионистическая?
Справа мы видим образец реализма. Белая юбка дамы и зонтик написаны с использованием белил, а также с добавлением бледно-жёлтого и серого оттенков для создания иллюзии теней.
А вот слева — пример импрессионизма. Белая блузка словно соткана из розовых, голубых, сиреневых и ярко-жёлтых бликов, теней и отблесков.
Вот ещё один замечательный пример того, как можно создать иллюзию белого цвета, используя минимальное количество белил.
Одежда девушек и скатерть на столе кажутся белыми, но это лишь иллюзия.
На самом деле, этот белый цвет представляет собой сочетание множества других оттенков. И не только серых и бежевых, которые обычно используются для изображения теней в произведениях реалистов и классицистов.
Но откуда у импрессионистов такое неприятие белого цвета?
Дело в том, что они были убеждены: в природе не существует абсолютно белого цвета. Они считали, что свет всегда меняет его, делая его не таким чистым. То же самое можно сказать и о чёрном цвете. Но об этом чуть позже.
А пока вопрос на засыпку: как вы думаете, это импрессионизм?
Здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь белая блузка написана с использованием большого количества белил.
Возникает вопрос: значит ли это, что перед нами не импрессионистический портрет Серова?
Дело в том, что девушка изображена в помещении, где свет не падает на неё прямо, а рассеивается.
В результате Серов использовал в основном белила. Лишь изредка добавляя жёлтые и серые оттенки для обозначения теней и заломов на одежде.
В остальном же художник работает как импрессионист. Мы можем увидеть эффект незавершенности работы. А также широкие мазки, которые создают ощущение объёмности.
Теперь давайте выясним, почему на картинах этих художников мы не найдём чёрной краски.
Отсутствие чёрного цвета
Причина та же. Импрессионисты были убеждены, что в природе не существует чистого чёрного цвета. В этом их убедила теория о взаимодействии спектральных цветов.
Именно поэтому Ренуар писал чёрную одежду, смешивая синюю и красную краски.
Давайте потренируемся. Как вы думаете, где на этих картинах изображён импрессионизм, а где — реализм?
Хотя кажется, что на картине Ренуара всё чёрное, на самом деле платья, пиджаки и зонты написаны какой угодно краской, но только не чёрной. А вот Кеннингтон в своей работе «Бездомные» (1890) использует чёрную краску. Интересно, почему тогда Ренуар решил нарушить свой собственный канон на картине ниже? Почему элементы платья героини чёрные?
Обратите внимание на год создания этой картины — 1874-й.
Дело в том, что теория цвета была разработана только в 1880-х годах. До этого импрессионисты чёрную краску активно использовали.
А что же русские импрессионисты? Давайте посмотрим на работу Константина Коровина.
Как же здесь много чёрного!
Вы можете возразить, что этот цвет здесь является неотъемлемой частью изображения ночи. Однако французские импрессионисты с вами бы не согласились. Они принципиально не использовали чёрный цвет, поскольку он не существует в природе.
Если вам нужно изобразить ночное небо, то можно найти множество других оттенков, помимо чисто чёрного. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на ночной пейзаж Камиля Писсарро.
Отсутствие сюжета и драмы
Мне всегда было любопытно, почему импрессионизм просуществовал так недолго? Всего лишь через 20 лет после выставки импрессионистов в 1874 году у него появился серьёзный конкурент — экспрессионизм.
В это время Мунк написал свой знаменитый «Крик», который стал началом заката импрессионизма и расцвета экспрессионизма.
Однако одна история может пролить свет на эту загадку.
В 1871 году в Париже к власти пришли федералисты, и началась эпоха Парижской коммуны. Ренуар оставался в городе и однажды писал пейзаж на набережной Сены.
Неожиданно к нему подошли гвардейцы и потребовали предъявить пропуск. Поскольку у Ренуара не было пропуска, они решили, что он шпион, рисующий карту местности.
Вокруг собралась толпа, и послышались крики: «Утопить его!»
Но гвардейцы рассудили, что утопить художника — это как-то не по-революционному, и предложили расстрел. Ренуара повели к стене ближайшего здания.
Можете представить, какие чувства он испытал? Он вышел на улицу, чтобы написать пейзаж, а через полчаса оказался на краю смерти!
К счастью, в толпе он увидел знакомое лицо. Это был журналист левых взглядов, который оказался среди гвардейцев. Когда-то Ренуар приютил его у себя, когда тот скрывался от властей. Журналист убедил своих товарищей отпустить художника.
А теперь самое интересное! Вы видели, какие картины создал Ренуар после этого события?
Он ведь был на грани жизни и смерти! Я уже не говорю о том, что тогда на улицах погибло 10 тысяч человек за 72 дня Парижской Коммуны.
И что же? Ни малейшего намёка на случившееся! После этого он продолжал писать милых девушек и прекрасные букеты.
В работах других импрессионистов также не отражены драматические события тех лет. Например, во время Парижской коммуны Клод Моне временно переехал в Лондон, где создавал безмятежные пейзажи.
Однако нежелание выражать свои чувства возмутило других художников. Они задавались вопросом: «Зачем мы тогда нужны, если не способны поделиться своими переживаниями?»
Им казалось, что рисовать солнечные зайчики, в то время как вокруг убивают людей, а их самих могут расстрелять без суда и следствия, — это неправильно.
Художники решили открыть нам свои чувства посредством искажения форм и колорита. Так зародился экспрессионизм.
А вот импрессионисты навсегда останутся в нашей памяти как самые позитивные и светлые художники.
Даже спустя 100-150 лет их творчество продолжает учить нас мыслить позитивно. В повседневной суете, череде удач и неудач, их живопись возвращает нас к свету и оптимизму.
Как говорил Ренуар: «Я волен писать цветы и называть их просто „цветами“, без того, чтобы у них была своя история».
А знаете ли вы, что импрессионизм возник задолго до самих импрессионистов?
В скором времени я опубликую статью о художниках, работавших в том же стиле, но в XVI-XVIII веках. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить!