Вот здесь, на рубеже столетий, свою весомую лепту в развитие огнестрельного оружия внёс великий Леонардо да Винчи. Дело в том, что гениальный художник, вообще-то говоря, лично себя художником особо и не считал, относя себя больше к инженерам-изобретателям. При этом большинство его разработок просто предвосхитили будущее, воплотившись в жизнь лишь через несколько веков, по достижению обществом соответствующего уровня научно-технического прогресса: танк, дельтаплан, парашют, водолазный скафандр и многое, многое другое, и лишь одно из них стало реальностью ещё при жизни изобретателя с тем, чтобы практически без изменений вследствие своего изначального совершенства просуществовать более двух столетий.
Речь идёт о колесцовом замке́ к огнестрельному оружию, где высекание искры происходит благодаря круговому вращению рифлёного диска. Примерно так же, как и в современной зажигалке, где колесико-кресало, вращаемое пальцем, высекает искру из кремня. Только в оружейном замке роль пальца играла пружина, взводимая как в часах с помощью специального ключа.
Для своего времени, когда и примитивные змеевидные крючки с фитилями были ещё не редкостью (да и просто кулеврины с их запалами «от руки» полностью не изжили себя), колесцовый замок являлся просто ошеломительным прорывом вперёд. Правда, прорывом баснословно дорогим, посему позволить себе обладать подобным оружием мог далеко не каждый, так как иметь его было примерно так же, как иметь современный модный смартфон последней модели, который всегда будет в несколько раз дороже своих предшественников. Но зато обладатель этого чуда механической мысли кроме престижа приобретал ещё и очень рнадёжное оружие, высекавшее воспламеняющую искру при любых обстоятельствах.
В то время как колесцовый замо́к стал произведением искусства и предметом роскоши, созданные ещё в предыдущем «рыцарском» пятнадцатом столетии. Пусть гораздо менее надёжные, но при этом вполне доступные фитильные замки продолжали исправно делать своё дело. Пускай и с неизбежными осечками, но при этом массово они стали воспламенять заряды в стволах аркебуз, все чаще и чаще появлявшихся в руках солдат на полях европейских сражений начала XVI века. В результате тот свинцовый ливень, который теперь изливался из ружейных стволов на всех мало-мальски приличных баталиях, вскоре напрочь «смыл» лучший в мире рыцарский доспех, окончательно похоронив рыцарство как воинскую силу, да и вообще очень быстро навязав всему человечеству совершенно новые условия ведения боевых действий.
Но надёжность фитильных замков не просто оставляла желать лучшего, она вообще отсутствовала, поскольку полностью зависела от погодных факторов, потому как, ясное дело, что открытый огонь и вода, льющаяся с неба, равно как и сильный ветер, не дающий возможности быстро поджечь фитиль (спичек ещё не было) — вещи абсолютно несовместимые. Отчасти спасали от дождя широкополые шляпы, служившие эдакими зонтиками для тлеющих фитилей, но это было совсем не то, поскольку достаточно было опуститься обычному влажному туману, чтобы боевая мощь стрелкового подразделения понизилась, а то и вовсе сошла на нет. Плюс демаскирующий фактор, напрочь исключавший использование светящихся и отлично заметных в темноте огоньков при проведении, например, ночной разведки.
Все ждали решения проблемы, и впервые оно обозначилось в Испании у знаменитой испанской пехоты в 1504 году. Кто именно его нашёл — неизвестно: поговаривают, что, как и многое, связанное с огнестрельным оружием, оно опять пришло с Востока (чему лично мы верим). Но факт остается фактом: именно тогда испанские аркебузы оснастились ударно-кремневыми замками, высекающими искру при ударе кресала по кремню, тем самым воспламеняя затравку.
Принцип действия был примерно таким же, как и в колесцовом замке, только в изобретении Леонардо да Винчи кресало вращалось, а здесь, будучи рычажного типа, оно резко ударяло под воздействием тугой, спущенной нажатием пальца на спусковой крючок пружины. Делало это хоть и с осечками (куда уж без них), но всё равно гораздо стабильнее, чем оружие с фитильным замком.
Вскоре же выяснилось ещё одно преимущество, предоставляемое ударно-кремневым замком — оказалось, что им вполне возможно управляться одной рукой, что для фитильного механизма с его свисающим длиннющим фитиле, делом было весьма затруднительным. При этом для военного дела (в частности, для кавалерии) сие обстоятельство пришлось как нельзя кстати. А раз так, то уже в 1536-м году некий итальянец Камилло Ветелли изобретает оружие, позволяющее вести огонь одной рукой. Не заряжать (тут, понятное дело, нужна долгая процедура для обоих рук), а именно стрелять.
Собственно, первое в мире огнестрельное оружие для одной руки изобрёл ещё маэстро Леонардо, примерно в 1505 году, в Милане, но поскольку оно было с колесцовым замком (а с каким бы ещё мог его сделать изобретатель колесцовой системы воспламенения?), то это оружие было очень дорогим произведением искусства, и потому дальше того, чтобы оказаться подарком какому-нибудь знатному дону, пойти никак не могло. Из-за этого именно изобретение Камило Ветелли и ознаменовало собой начало нового типа короткоствольного оружия.
Состояло же оно из компактно (по меркам того времени) соединенных между собой короткого ствола, ложи, рукоятки без приклада и ударно-кремневого замка. Назвали его «пистолет». Говорят, что его назвали так потому, что всё это произошло в городе Пистойя, где жил и работал сеньор Ветелли. Может оно и так, но лично нам Пистойя, в контексте истории оружия, встречалась ещё в 1364 году, потому как именно там и ещё в том же четырнадцатом веке изготовили первые небольшие экземпляры огнестрельного оружия, якобы названные тоже пистолетами. Хотя, конечно, если даже допустить, что так оно и было, то это были далеко не те пистолеты, как мы это себе представляем. Да и вообще, что касается названия короткоствольного оружия, существует и ещё одна оригинальная версия, по которой слово «пистолет» произошло от «пистоль» (фр. «pistolet», нем. «pistole»), восходящего к чешскому названия дудки (музыкального инструмента), на которую, действительно, похож короткий пистолетный ствол (правда, совсем непонятно причём здесь чехи).
Вникать в этимологию не будем, вместо того отметим для себя тот факт, что именно в тридцатых годах XVI столетия на полях сражений появилось принципиально новое, прямо-таки специально созданное для кавалерии оружие. И вот именно тогда, когда расстрелянное залпами аркебуз рыцарство кануло в Лету, руководствуясь принципом что «свято место пусто не бывает», роль исчезнувшей тяжеловооружённой конницы заняли кавалеристы новой формации. Это были рейтары. И хотя название их происходило от того же слова, что и рыцарь «Reiter», рыцарями они уже никак не являлись — ни по духу, ни по вооружению.
Про их дух (по сути, наёмников) говорить здесь не будем, а вот по поводу защитного рейтарского доспеха отметим, что он был гораздо проще рыцарского и закрывал всего от половины до двух третей поверхности тела (например, на ногах были только набедренники с наколенниками). Рейтарский шлем был открытым, с козырьком вместо забрала, а вести бой новые кавалеристы совершенно не по-рыцарски предпочитали с помощью седельных пистолетов, научившись ими более-менее прицельно стрелять с коня, что для тех времён являлось достаточно непростым искусством.
О дальнейшей судьбе рейтар мы поговорим чуть позднее, пока же отметим, что столь бурное совершенствование огнестрельного оружия просто не могло не вызвать появление ружей нового типа, призванных, в том числе, и противостоять тем же рейтарам, не предоставляя им возможности безбоязненно приближаться к пехоте на расстояние пистолетного выстрела, а потом, после того как пистолеты будут разряжены, преспокойно отъезжать на безопасное расстояния для их перезарядки.
Окончание следует...
Владимир Ерашов
ст. Старочеркасская, Россия