Канонизация Петра I, восстание из-за налогов
Начало здесь Пока Негош был в Вене и России в 1833 году, Вукотич использовал долгое отсутствие епископа для укрепления своей власти. Негош быстро отодвинул Вукотича на задний план, назначив своего брата Перо главой Сената и двоюродного брата Джордже для работы в Сенате,- когда они вернулись из Санкт-Петербурга. Вукотич уехал в Россию. Там он распространял слухи о Негоше, пытаясь испортить его репутацию. Негоша также очень беспокоило недовольство внутри страны налоговой политикой.
В октябре 1834 года он организовал канонизацию покойного Петра I в четвертую годовщину смерти. Большинство черногорцев были в восторге от канонизации Петра и посещали место его захоронения в Цетинье, чтобы отдать дань святому. Положение стало более стабильным, чем два года назад, но оставались некоторые проблемы.
Его критиковали за то, что он якобы не по назначению использовал средства, предоставленные ему русскими, а в Грахово вспыхнуло племенное восстание из-за налоговых сборов и из-за нехватки продовольствия. Двоюродные братья Негоша Джордже и Станко подавили восстание, но репутация в России упала.
Второй визит в Россию
Новости о поражении турок под Грахово вскоре достигли Санкт-Петербурга и в сочетании с обвинениями в финансовых злоупотреблениях укрепили неблагоприятную репутацию. Негош отправился в Петербург, чтобы всё объяснить императору. В 1837 году император разрешил Негошу посетить Санкт-Петербург, как раз в тот момент, когда в Черногории начал ощущаться сильный голод. Несмотря на различные негативные отзывы, Россия увеличила ежегодное финансирование и пожертвовала пшеницу голодающим гражданам Черногории.
Усилия по модернизации
Поездка Негоша в Россию побудила предпринять дальнейшие усилия по модернизации. Он открыл два пороховых завода и построил дороги и водозаборники, учредил медаль Обилича, ставшую высшей военной наградой Черногории. Конфликты между христианами и османами продолжились после битвы при Грахово.
В 1838 году Негош построил крепость на Хумаце над Грахово, которая заняла стратегическое доминирующее положение в районе. После своего второго визита в Санкт-Петербург Негош должен был обеспечить мирное решение. От Али-паши Россия требовала сделать то же самое. Стремясь предотвратить более широкий конфликт, Негош написал письмо Мехмед-паше, визирю Боснии, утверждая, что черногорцы ранее заселяли Грахово на протяжении нескольких поколений, и османы собирали налоги в течении десятилетий. А мусульмане и христиане мирно жили до нападения Али-паши в этом районе. Негош встретился с двумя посланниками, представляющими Али-пашу и Мехмед-пашу в Цетинье, и подписал с ними соглашение.
Заговор с целью убийства Смаил-аге между 1836 и 1840 годами
Отношения между Смаил-аге и христианскими жителями его имений были натянутыми. Сын Смаил-аге, Рустем-бег, выпивал и часто насиловал женщин из племён, и налоги были непосильными. Племя попросило Негоша устранить Рустем-бея. Негош пришёл к выводу, что тем самым он может разозлить Смаил-агу и побудить его отомстить. Вместо этого он убедил племя совершить покушение на самого Смаил-агу, а также его ближайших соратников, оставив таким образом Рустем-бея без защиты. Племя последовало совету Негоша и организовало заговор с целью убийства Смаил-аге.
В начале сентября 1840 года крестьяне потребовали, чтобы Смаил-ага сам приехал в деревню для сбора налогов. 23 сентября он и его вонины попали в засаду, устроенную христианами. Смаил-ага и 40 турок погибли в засаде. Убийство Смаил-агы спровоцировало серию нападений турок.
В 1841 году Негош, пытаясь навести порядок в своей стране и под давлением России нормализовать отношения с Австрией, достиг соглашения с австрийцами об определении австро-черногорской границы. Несмотря на соглашение, австрийцы официально не признали Черногорию как суверенное государство и потребовали от черногорцев полностью оставить побережье в обмен на разрешение черногорским племенам использовать пастбища для своих овец и крупного рогатого скота в Которе. В 1842 году Негош и Али-паша встретились во дворце Дубровника, чтобы договориться о мире. Мир был достигнут.
Нападения Осман-паши на юг Черногории
Осман-паша был исключительным политиком и военачальником. Несмотря на свое сербское происхождение, он не поддерживал Черногорию и Негоша. Осман-паша напал на юг Черногории в 1843 году, и его войска вскоре оккупировали важные острова и таким образом помешали внешней торговле страны. Негош пытался силой вернуть острова, но безуспешно.
Он искал поддержки России и Франции. Но не одна сторона не была заинтересована. В конце 1846 года Черногорию поразила сильная засуха, за которой в 1847 году последовал катастрофический голод. Осман-паша воспользовался невзгодой и пообещал некоторым черногорским начальникам большое количество пшеницы, если они восстанут против Петровича. Большую часть конца 1846 года Негош провел в Вене, наблюдая за публикацией своей эпической поэмы «Горный венец».
Лидерами восстания стали Маркиша Пламенац и Тодор Божович. 26 марта 1847 года Пламенац возглавил восстание на стороне турок. К счастью для Негоша, некоторые члены племени остались верны Петровичу. Примерно две недели спустя около двухтысячи солдат Петровича заставили турок отступить, а Пламенац бежал из Черногории. Осман-паша впоследствии предпринял пару покушений на Негоша, который пережил уже несколько попыток отравления и закладку взрывчатки перед штабом. Но к 1848 году ситуация на южной границе Черногории стабилизировалась.
Роль в подъеме южнославянского духа
Идея объединения южных славян в общее государство получила большую поддержку со стороны сербов, хорватов и боснийских мусульман. Путешествия Негоша в Австрию и Италию способствовали формированию мнения, что южные славяне имеют общую культуру и язык.
Переписка Негоша с южнославянскими лидерами в соседних странах обеспокоила австрийцев, которые пытались избежать восстаний южных славян на территории Габсбургов. Вена усилила надзор за епископами. Негош поддержал усилия Пана Йосипа Елачича по сопротивлению введения венгерского языка в качестве официального языка Хорватии.
Позже Негош начал обмениваться письмами с князем Александром и Сербией, а также с политиком Ильёй Гарашаниным, который стремился предоставить Сербии выход к морю и возродить средневековую Сербскую империю. Географическое положение Черногории показалось Гарашанину особенно важным из-за близости Адриатического моря. В апреле 1848 года Негош принимал в Цетинье сербского посланника Матию Бану.
В то время как сербы были больше сосредоточены на дестабилизации османской структуры в Косово и Македонии, Негош немедленно занялся ситуацией в соседней Герцеговине. Несмотря на эти разногласия, Негош и князь Александр договорились, что в случае единого сербского государства князь Александр будет объявлен лидером сербского народа, а Негош станет патриархом единой Сербской Православной Церкви.
Но в 1849 году Негош заболел, и вскоре которский врач диагностировал у него туберкулез. В начале 1850 года стало ясно, что его жизнь находится на волоске. Весной он отправился в Котор и составил свое завещание с намерением предотвратить борьбу за власть.
Он отправил завещание вице-консулу Гагичу в Дубровнике, затем направился в Венецию и Падую, где много времени отдыхал и, по-видимому, сумел подлечить болезнь. Но кашель вернулся через восемь дней. А Негош покинул Падую и вернулся в Черногорию в надежде, что свежий горный воздух облегчит течение недуга.
Летом 1850 он года отдыхал и писал стихи. По состоянию здоровья ему приходилось постоянно находиться в вертикальном положении и во время сна. К ноябрю 1850 года кашель утих, и Негош отправился в путешествие по Италии. Он приехал в Италию в январе 1851 года, путешествуя через Венецию, Милан, Геную и Рим вместе с сербским писателем Любомиром Ненадовичем, с которым обсуждал философию и современную политику. Поездка была задокументирована в книге Любомира Ненадовича, изданной после смерти Негоша, под названием «Письма из Италии».
Во время пребывания в Италии Негош был обеспокоен сообщениями о планах Омара-паши войти в Черногорию, планировал еще один визит в Санкт-Петербург, чтобы заручиться поддержкой России, но царь не смог с ним встретиться. И Негош вернулся в Цетинье в августе 1851 года, когда его здоровье еще больше ухудшилось. Он умер 31 октября 1851 года в окружении родственников и ближайших соратников, всего за несколько дней до своего 38-летия.
За последние семь лет своей жизни Негош написал три своих важнейших произведений: Горный венец, Лучи микрокосма, Лжецарь Щепан Мали, Зеркало сербское, различные многочисленные стихи. Произведение "Горный венец" переведён на 51 иностранный язык.
Сегодня в национальном парке "Ловчен" туристы прежде всего направляются к мавзолею Петра Петровича Негоша. Мемориал расположен на одной из двух вершин горы Ловчен — Езерски врх, высотой в 1657 метров. Чтобы добраться до мавзолея, нужно подняться на 461 ступеньку. У входа туристов встречают огромные мраморные статуи черногорцев, внутри под арками из чистого золота установлен памятник правителю. Останки Негоша хранятся в саркофаге на нижнем этаже. За мавзолеем расположена смотровая площадка с обзором на 360 градусов. В ясный день можно увидеть всю Черногорию, Скадарское озеро и даже побережье Италии.
Если интересно узнать новое о Черногории и не только, то подписывайтесь на канал, пишите комментарии, ставьте лайки!
А также читайте и смотрите видео:
Гуляя по Старому Бару, Черногория
Король Никола I Петрович Негош
Что у нас за углом. Черногория
На горизонте отмена безвиза в Черногории
Что у нас за углом. Черногория
На горизонте отмена безвиза в Черногории
На руинах монастыря на мысе Ратац
Королева Елена Анжуйская, кто она
Гуляя по Старому Бару, Черногория
Вид на часовую башню и стены старого города
Монастырь Режевичи. Паштровичи (часть I)
Пираты 18 века. Паштровичи (IV часть)
Черногория. Паштровичи (часть VI)
Спустились от монастыря Режевичи к морю
Завораживающий вид на море. Черногория
Незабываемые прогулки от Пертроваца до Перазича До, Черногория