После посещения посёлка Свирьстрой продолжаем виртуальный круиз по Свири. В предыдущей статье наш теплоход отшвартовался от пассажирского причала в Свирьстрое и направился к судоходному шлюзу в составе Нижне-Свирского гидроузла.
Нижне-Свирская ГЭС имени академика Г.О.Графтио была построена по плану ГОЭЛРО в 1927-1936 годах. Первоначально планировалось построить на Свири трёхступенчатый каскад электростанций – на 17, 96, и 143 километрах реки. Соответственно, станция в нижнем течении реки получила название ГЭС-3. В 1932 году от трёхступенчатого каскада перешли к двухступенчатой схеме, название ГЭС было изменено на Нижне-Свирскую.
Нижне-Свирский гидроузел включает в себя насыпные левобережную и правобережную дамбы, земляную русловую плотину, водосбросную плотину, здание ГЭС и судоходный шлюз. Русловая плотина сооружена на северной оконечности естественного острова Негежма. Между островом и левобережной дамбой находится судоходный шлюз, справа от острова расположены здание ГЭС и водосбросная плотина.
Нижне-Свирская ГЭС – уникальное сооружение, это первая в мире гидроэлектростанция, успешно возведённая на слабых грунтах – девонских глинах и песках, и работающая до настоящего времени. Многие иностранные специалисты считали строительство ГЭС «технической авантюрой», утверждали, что основание плотины «поплывёт» и все сооружения гидроузла просто рухнут.
Тем не менее, решение строить ГЭС было принято, из 22 рассматриваемых проектов выбрали два – американский и российский. Американский проект предполагал строительство плотины на кессонах, установленных ниже уровня дна реки. Метод надёжный, но технически очень сложен и дорог, да и оборудования соответствующего в России не было.
Графтио предложил другой способ – возвести плотину с наклоном против течения реки. Расчёт был сделан на то, что девонский грунт под собственным весом плотины, станции и давлением накапливаемой воды осядет и уплотнится, плотина примет вертикальное положение. В итоге этот проект был принят в работу и успешно реализован.
Первый ток в декабре 1933 года дал один агрегат станции, в 1934 году - ещё два, к сентябрю 1935 года в строй вошли все четыре агрегата. В 1934 году осадка сооружения прекратилась, оно приняло вертикальное положение.
Осенью 1941 года финские войска захватили гидроэлектростанцию, освобождена была советскими войсками 22 июня 1944 года. В ходе боёв и целенаправленного подрыва финскими войсками сооружений и оборудования станция была сильно повреждена, кроме этого финны вывезли множество приборов, аппаратуры и медных деталей (вплоть до дверных ручек и шпингалетов).
Восстановление Нижне-Свирской ГЭС после войны началось в 1944 году. Уже в августе 1945 года был запущен первый из вспомогательных гидроагрегатов, а в марте 1946 года был введён в эксплуатацию агрегат №4. В апреле 1948 года работали все четыре гидроагрегата.
В 1949 году после смерти Генриха Осиповича Графтио Нижне-Свирскому гидроузлу было присвоено его имя. Г.О.Графтио (1869-1949) – русский инженер-энергетик, академик АН СССР, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР.
Вид на правобережные и русловые сооружения гидроузла: водосбросная плотина, западное крыло здания ГЭС и бетонное ледозащитное ограждение аванкамеры ГЭС.
Справа по борту – форелевые садки.
Верхний бьеф: по подходному каналу приближаемся к верхней голове судоходного шлюза.
Шлюз Нижне-Свирского гидроузла – однониточный однокамерный. Длина камеры шлюза – 200 метров, ширина – 21,5 метра, перепад уровней между бьефами – 13,5 метра. Время наполнения/опорожнения камеры шлюза – 8,5 минут. Время шлюзования для одиночного судна – 28 минут, для двух и более – 34 минуты.
Строительство шлюза завершилось в 1933 году, тогда же через него прошло первое судно. Основные работы по восстановлению шлюза после войны были завершены в 1948 году (хотя есть информация, что первый теплоход прошёл шлюз в 1945 году), в постоянную эксплуатацию шлюз был принят в 1952 году.
Расстояние до Нижне-Свирского шлюза:
от Москвы – 1101,5 км;
от Самары – 2083,5 км;
от причала Свирьстрой – 1,5 км;
время в пути – примерно 20-30 минут.
Взгляд на здание ГЭС с теплохода перед входом в камеру шлюза.
Заходим в камеру шлюза, вид с кормы на верхнюю голову. На левом строении помещён плакат, посвящённый СВО: «Спасибо нашим героям!»
Верхние двустворчатые ворота почти закрыты, ещё немного, и можно будет перейти на другую сторону камеры.
Пока теплоход находится в шлюзе на уровне верхнего бьефа, с палубы, со стороны правого борта, можно рассмотреть нижний бьеф ГЭС.
Противоположная сторона выглядит более благоустроенной. Здесь находится административное здание, посажены яблони, устроены клумбы.
В 2011 году здесь был стенд с надписью: «НСШ 78 лет».
Через 13 лет, в 2024 году, изменились и дизайн, и надпись: «1731-1964. Волго-Балт. Нижне-Свирский шлюз 91 год».
До реконструкции 1964 года водный путь от Волги до Балтики назывался «Мариинская водная система», с 1964 года получил современное название «Волго-Балтийский водный путь», сокращённо Волго-Балт. Про 1731 год ничего сказать не могу – объяснения не нашёл.
Здесь же установлен символ солидарности рабочих и крестьян – серп и молот.
Пока рассматривали пришлюзовую территорию, матросы провели швартовку теплохода к плавучим рымам. Сначала закрепили носовой швартов…
…потом кормовой.
Вид на нижнюю голову шлюза. В одной из башен (думаю, в правой) находится диспетчер, управляющий процессом шлюзования. На левой башне помещён ещё один плакат, посвящённый СВО.
В 2011 году в нижнем бьефе было более «многолюдно» – своей очереди на шлюзование ждали сразу несколько судов.
После того, как теплоход был пришвартован, а мы успели осмотреться в шлюзе, начинается опорожнение камеры и спуск до уровня нижнего бьефа.
Как выглядит шлюз на уровне нижнего бьефа, расскажу в следующей статье.
Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.
Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#ленинградскаяобласть #свирь #путешествия #нижнесвирскийшлюз #шлюзы