Найти в Дзене

В верхнем бьефе Нижне-Свирского гидроузла. Волго-Балт, часть 94

После посещения посёлка Свирьстрой продолжаем виртуальный круиз по Свири. В предыдущей статье наш теплоход отшвартовался от пассажирского причала в Свирьстрое и направился к судоходному шлюзу в составе Нижне-Свирского гидроузла. Нижне-Свирская ГЭС имени академика Г.О.Графтио была построена по плану ГОЭЛРО в 1927-1936 годах. Первоначально планировалось построить на Свири трёхступенчатый каскад электростанций – на 17, 96, и 143 километрах реки. Соответственно, станция в нижнем течении реки получила название ГЭС-3. В 1932 году от трёхступенчатого каскада перешли к двухступенчатой схеме, название ГЭС было изменено на Нижне-Свирскую. Нижне-Свирский гидроузел включает в себя насыпные левобережную и правобережную дамбы, земляную русловую плотину, водосбросную плотину, здание ГЭС и судоходный шлюз. Русловая плотина сооружена на северной оконечности естественного острова Негежма. Между островом и левобережной дамбой находится судоходный шлюз, справа от острова расположены здание ГЭС и водосброс

После посещения посёлка Свирьстрой продолжаем виртуальный круиз по Свири. В предыдущей статье наш теплоход отшвартовался от пассажирского причала в Свирьстрое и направился к судоходному шлюзу в составе Нижне-Свирского гидроузла.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Нижне-Свирская ГЭС имени академика Г.О.Графтио была построена по плану ГОЭЛРО в 1927-1936 годах. Первоначально планировалось построить на Свири трёхступенчатый каскад электростанций – на 17, 96, и 143 километрах реки. Соответственно, станция в нижнем течении реки получила название ГЭС-3. В 1932 году от трёхступенчатого каскада перешли к двухступенчатой схеме, название ГЭС было изменено на Нижне-Свирскую.

Нижне-Свирский гидроузел включает в себя насыпные левобережную и правобережную дамбы, земляную русловую плотину, водосбросную плотину, здание ГЭС и судоходный шлюз. Русловая плотина сооружена на северной оконечности естественного острова Негежма. Между островом и левобережной дамбой находится судоходный шлюз, справа от острова расположены здание ГЭС и водосбросная плотина.

Нижне-Свирская ГЭС – уникальное сооружение, это первая в мире гидроэлектростанция, успешно возведённая на слабых грунтах – девонских глинах и песках, и работающая до настоящего времени. Многие иностранные специалисты считали строительство ГЭС «технической авантюрой», утверждали, что основание плотины «поплывёт» и все сооружения гидроузла просто рухнут.

Тем не менее, решение строить ГЭС было принято, из 22 рассматриваемых проектов выбрали два – американский и российский. Американский проект предполагал строительство плотины на кессонах, установленных ниже уровня дна реки. Метод надёжный, но технически очень сложен и дорог, да и оборудования соответствующего в России не было.

Графтио предложил другой способ – возвести плотину с наклоном против течения реки. Расчёт был сделан на то, что девонский грунт под собственным весом плотины, станции и давлением накапливаемой воды осядет и уплотнится, плотина примет вертикальное положение. В итоге этот проект был принят в работу и успешно реализован.

Первый ток в декабре 1933 года дал один агрегат станции, в 1934 году - ещё два, к сентябрю 1935 года в строй вошли все четыре агрегата. В 1934 году осадка сооружения прекратилась, оно приняло вертикальное положение.

Осенью 1941 года финские войска захватили гидроэлектростанцию, освобождена была советскими войсками 22 июня 1944 года. В ходе боёв и целенаправленного подрыва финскими войсками сооружений и оборудования станция была сильно повреждена, кроме этого финны вывезли множество приборов, аппаратуры и медных деталей (вплоть до дверных ручек и шпингалетов).

Восстановление Нижне-Свирской ГЭС после войны началось в 1944 году. Уже в августе 1945 года был запущен первый из вспомогательных гидроагрегатов, а в марте 1946 года был введён в эксплуатацию агрегат №4. В апреле 1948 года работали все четыре гидроагрегата.

В 1949 году после смерти Генриха Осиповича Графтио Нижне-Свирскому гидроузлу было присвоено его имя. Г.О.Графтио (1869-1949) – русский инженер-энергетик, академик АН СССР, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР.

Вид на правобережные и русловые сооружения гидроузла: водосбросная плотина, западное крыло здания ГЭС и бетонное ледозащитное ограждение аванкамеры ГЭС.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Справа по борту – форелевые садки.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Верхний бьеф: по подходному каналу приближаемся к верхней голове судоходного шлюза.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Шлюз Нижне-Свирского гидроузла – однониточный однокамерный. Длина камеры шлюза – 200 метров, ширина – 21,5 метра, перепад уровней между бьефами – 13,5 метра. Время наполнения/опорожнения камеры шлюза – 8,5 минут. Время шлюзования для одиночного судна – 28 минут, для двух и более – 34 минуты.

Строительство шлюза завершилось в 1933 году, тогда же через него прошло первое судно. Основные работы по восстановлению шлюза после войны были завершены в 1948 году (хотя есть информация, что первый теплоход прошёл шлюз в 1945 году), в постоянную эксплуатацию шлюз был принят в 1952 году.

Расстояние до Нижне-Свирского шлюза:

от Москвы – 1101,5 км;
от Самары – 2083,5 км;
от причала Свирьстрой – 1,5 км;
время в пути – примерно 20-30 минут.

Взгляд на здание ГЭС с теплохода перед входом в камеру шлюза.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Заходим в камеру шлюза, вид с кормы на верхнюю голову. На левом строении помещён плакат, посвящённый СВО: «Спасибо нашим героям!»

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Верхние двустворчатые ворота почти закрыты, ещё немного, и можно будет перейти на другую сторону камеры.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Пока теплоход находится в шлюзе на уровне верхнего бьефа, с палубы, со стороны правого борта, можно рассмотреть нижний бьеф ГЭС.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Противоположная сторона выглядит более благоустроенной. Здесь находится административное здание, посажены яблони, устроены клумбы.

Фото 06.09.2011.
Фото 06.09.2011.

В 2011 году здесь был стенд с надписью: «НСШ 78 лет».

Фото 06.09.2011.
Фото 06.09.2011.

Через 13 лет, в 2024 году, изменились и дизайн, и надпись: «1731-1964. Волго-Балт. Нижне-Свирский шлюз 91 год».

До реконструкции 1964 года водный путь от Волги до Балтики назывался «Мариинская водная система», с 1964 года получил современное название «Волго-Балтийский водный путь», сокращённо Волго-Балт. Про 1731 год ничего сказать не могу – объяснения не нашёл.
Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Здесь же установлен символ солидарности рабочих и крестьян – серп и молот.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Пока рассматривали пришлюзовую территорию, матросы провели швартовку теплохода к плавучим рымам. Сначала закрепили носовой швартов…

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

…потом кормовой.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Вид на нижнюю голову шлюза. В одной из башен (думаю, в правой) находится диспетчер, управляющий процессом шлюзования. На левой башне помещён ещё один плакат, посвящённый СВО.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

В 2011 году в нижнем бьефе было более «многолюдно» – своей очереди на шлюзование ждали сразу несколько судов.

Фото 06.09.2011.
Фото 06.09.2011.

После того, как теплоход был пришвартован, а мы успели осмотреться в шлюзе, начинается опорожнение камеры и спуск до уровня нижнего бьефа.

Верхняя голова шлюза. Фото 05.09.2024
Верхняя голова шлюза. Фото 05.09.2024

Как выглядит шлюз на уровне нижнего бьефа, расскажу в следующей статье.

Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.

Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!

#ленинградскаяобласть #свирь #путешествия #нижнесвирскийшлюз #шлюзы