Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня на разборе у нас - «Сцена на кухне с Христом в Эммаусе» Иоахима Бейкелара.
«Сцена на кухне с Христом в Эммаусе» фламандского живописца Иоахима Бейкелара, написанная около 1560-1565 годов, производит на зрителя ошеломляющее впечатление изобилием предметов и тем, что в названии заявлен отнюдь не очевидный библейский сюжет.
Иоахим Бейкелар (1530 - 1573/1574) - фламандский художник эпохи Позднего Возрождения. Он учился живописи под руководством своего дяди. Мастер натюрморта Бейкелар часто вставлял в изображения гор снеди на кухне или на рынке жанровые сценки, имеющие аллегорическое значение.
Детали
Прекрасные розы
Среди изобилия мяса и дичи, ягод и бобов, овощей и фруктов нашлось место и цветам. Помещенные в корзину, рядом с чесноком, колючие и нежные белые и красные цветки напоминают о страданиях Христа и о благодарности, которую должно испытывать каждому доброму христианину за Его жертву.
Многообразие символов
Очевидно, что все плоды земли, щедро дарованные Создателем, имеют определенную смысловую окраску. Это и подвяленная баранья нога - олицетворение жертвенного агнца, и битые фазаны -
символ бессмертия. Поблескивающий ягодами плотных кистей виноград и гранаты - знаки вечной жизни и воскресения.
Но взгляд неизменно привлекает богатство светлых оттенков на листьях даже на вид хрустящих и упругих кочанов разнообразной капусты -
многозначный символ сохранения разумности в повседневной жизни, а также единения вокруг Церкви.
Незаметный Христос
Непросто рассмотреть изображение Христа, который почти незаметно присутствует на полотне. Взгляд зрителя от красно-белого пятна бараньей ноги скользит вверх по тушке фазана - и вдруг вдали, за распахнутой дверью, на фоне потухающих розовых полос заката становится видна Его фигура в традиционном красно-синем одеянии.
Ужин в Эммаусе
Евангельское сказание так повествует об этом событии: на третий день после того, как Христос был распят и воскрес, Его ученики отправились в Эммаус - селение неподалеку от Иерусалима. На пути им встретился Иисус, и Он присоединился к ним, но путники Его не узнали. Поскольку дело шло к ночи, Он остался с ними в доме и, сев за ужин, преломил хлеб и благословил их. Так ученики узнали Его. Этот сюжет с изображением продуктов для сакрального ужина был весьма популярен у мастеров фламандского натюрморта XVI-XVII веков, включая и Бейкелара.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: