Предыдущая часть:
Что ж, уважаемые читатели, почему чекисты сделали эти следы в таком странном направлении - вдоль северо-восточного отрога Холатчахля - этот вопрос мы прояснили. Чекистам нужно было сделать хорошие, глубокие следы, а для этого им нужен был достаточно глубокий (10-20 см) слой рыхлого снега. И поскольку на всем склоне такой слой рыхлого снега проходил только вдоль северо-восточного отрога - чекистам ничего не оставалось, как сделать следы на этом участке склона. Нигде больше и никак иначе на этом склоне сделать достаточно глубокие следы чекисты просто не могли.
Почему поисковики не затоптали следы?
И это объясняет, почему поисковики не затоптали эти следы - так что, как утверждал Карелин, следы на отдельных участках склона сохранялись вплоть до его отъезда с перевала 8-9 марта:
"Почему следы были ледяные? На снежных склонах я сам оставлял следы своих ног. Но через день-два от моих следов не оставалось и следа: ветер стабильно их уничтожал. А вот ледяные следы группы Дятлова сохранились более месяца. Я уехал с поисков 8 или 9 марта. И до этого времени следы точно сохранились. К сожалению никто не зафиксировал весеннюю дату дня, когда эти следы растаяли. Что могло повлиять на образование ледяных следов?"
В самом деле, ведь уже в конце февраля-начале марта Масленников прогнал студентов и солдат по этому склону, и поисковики ходили по склону с щупами плотной шеренгой, и не по одному разу. Почему же поисковики не затоптали эти следы? Аккуратно каждый раз обходили их стороной?
Нет, дело не в этом. Просто если почитать показания Масленникова, посмотреть на его схемы, а также почитать показания и воспоминания поисковиков - то станет ясно, что Масленников гонял поисковиков по склону правее от этих следов - в направлении к Кедру и вдоль лощины притока Лозьвы (см. Фото 1-2 ниже).
А следы оставались левее от этого сектора. И на этом участке склона поисковики никаких поисков не вели.
Почему наледь образовалась правее от следов?
Но это же объясняет и еще одно странное обстоятельство. Ранее я уже упоминал о весьма странной наледи, которая образовалась на склоне у гряды курумников, - о ней рассказывал Карелин, Согрин, Седов и некоторые другие поисковики (см. ссылку ниже).
Так вот, странность этой наледи состояла не только в том, что она образовалась в феврале, когда никаких оттепелей там не было. Странность заключалась еще и в том, что эта наледь - если смотреть со стороны палатки вниз по склону - проходила не только там, где к курумникам подходили следы, но и несколько правее следов (см. Фото 3-4 ниже).
Из воспоминаний Согрина:
"Через метров 300 или меньше (или больше - это непринципиально) группа попадает на те самые наледи, голый натечный лёд длиной где-то 150-200 метров".
Из воспоминаний поисковика Седова (см. ссылку ниже):
"- А как искали?
- На месте лабаза дятловцев стояла наша большая палатка. В ней жили человек 20 - мы и военные. Оттуда мы поднимались на перевал на лыжах и тащили с собой щупы - лавинные зонды. Наверху нам давали установку - идти вот отсюда в сторону леса, в сторону этого кедра. Мы шли шеренгой и через каждый метр протыкали снег...
- За то время, пока шли поиски, не казалось ли вам что-то странным?
- Аномалия была, конечно. Там, в месте поисков, чуть дальше по склону, было большое обледенелое пространство. Лёд сверкал на солнце. Нам объяснили, что это радиационное таяние, обычное, мол, в горах. Ну, я, кстати говоря, сколько ходил по этим горам, а это десятки лет, никогда ничего подобного не видел. Это могло быть, на мой взгляд, какое-то тепловое воздействие. И самое интересное, что нас туда не пускали. Сказали: "Там проверено всё. Не ходите."
- Где была эта наледь?
- В 400-х метрах от места поисков, ближе к Отортену."
То есть эта наледь находилась в стороне от зоны поисков - "ближе к Отортену", то есть северней, там, где проходил этот северо-восточный отрог, вдоль которого шли следы (см. Фото 2 выше). Седов принимал участие в "поисковых работах" с 24 марта по 6 апреля, и если первых поисковиков в конце февраля-начале марта почти никак не ограничивали в передвижениях, то при Седове поисковиков в сторону этого отрога уже не пускали.
И при этом и Седов, и Согрин утверждают, что эта наледь была достаточно большой, и она проходила вдоль значительного участка курумников. Как все это объяснить?
Вода течет по кратчайшему пути
Откуда взялась эта наледь - я уже объяснял ранее. Вода, которой солдаты заливали следы, просачивалась сквозь слой рыхлого снега, и далее стекала по твердому насту вниз по склону, к этой гряде курумников (см. ссылку ниже).
Но вода ведь всегда течет по кратчайшему пути, в сторону наибольшего уклона. Или, проще говоря, в сторону наибольшего градиента потенциальной энергии гравитационного поля.
А где там был наибольший уклон от места палатки? Он шел в сторону Кедра. Северо-восточный отрог тоже, конечно, шел вниз под углом, но угол уклона отрога был меньше, чем уклон склона в направлении Кедра: склон в направлении Кедра был более крутым и при этом более равномерным, а уклон северо-восточного отрога был более пологим, но при этом на нем были участки резкого спуска, в виде небольших "каскадов".
И поэтому вода, которой солдаты заливали следы, естественно, стекала не вдоль северо-восточного отрога, по направлению следов - она, если смотреть со стороны палатки, стекала от следов правее по склону, по направлению к Кедру, где угол наклона склона был больше (см. Фото 6 ниже).
И поэтому наледь на курумниках образовалась не только там, где к ней подходили следы, но и правее от следов (см. Фото 7 ниже).
Вот и все. И поэтому эта наледь образовалась не только там, где следы подходили к курумникам, но и правее от следов, на довольно приличном участке курумников.
Продолжение: