Я обсуждала с логопедами в США и на Мальте (где система образования устроена по примеру Великобритании), что они думают по поводу диагнозов. Почему диагнозов так много и как к этому относятся родители?
К моему удивлению, оказалось, что родители относятся к тому, что у ребенка будет какой-то диагноз, с большим энтузиазмом.
У нас в России, например, диагноз СДВГ воспринимается большинством родителей как клеймо или причина для жуткой тревоги: теперь нужно куда-то бежать, искать психолога или врача, что-то предпринимать. Или, как минимум, это повод посетить какого-то другого специалиста, который скажет, что все ерунда и с ребенком все в порядке.
«У них» такой диагноз для родителей — почти как выигрыш в лотерею.
Если у ребенка есть какие-то проблемы с учебой или поведением, родители делают все, чтобы у ребенка появился официальный диагноз. И вот почему.
Наличие диагноза означает, что ребенок получит дополнительные занятия с логопедом, специалистом по физическому развитию или трудотерапии, психологом и т. д., причем совершенно бесплатно. Кто же от такого откажется? Специалисты, которые организуют педагогическую поддержку, могут приходить в школу после уроков или домой к ребенку.
Если родителям отказывают в таких услугах, они подают в суд и в результате таким путем получают то, что им положено по закону. Как всем известно, американцы судятся часто.
Диагноз и решение проблем
Почему, как правило, родители в нашей стране тоже хотят получить диагноз? Причем многие настаивают на том, что диагноз должен быть именно психиатрическим. Это для меня загадка. Ведь ребенок с диагнозом не получит никаких бонусов. Возможно, родителям кажется, что если проблема названа конкретным научным словом, то сразу появится и рецепт ее решения.
Некоторые медицинские диагнозы отвечают этим требованиям.
Например, ангину и перелом ноги врачи будут лечить по-разному. С диагнозами, связанными с трудностями в обучении, все сложнее. Как правило, в названии диагнозов, которые у нас используются, нет указания на то, как ситуацию можно улучшить.
Поэтому я против диагностических «ярлыков» для исключительных детей. В нашей стране я не вижу никакого смысла бороться за то, чтобы ребенок получил какой-то диагноз, связанный с трудностями в обучении.
Независимо от того, как звучит диагноз, это слово постепенно, но неизбежно превращается в оскорбительное прозвище. Например, слова «идиот», «дебил» и «кретин» изначально являлись чисто медицинскими терминами.
Как вы сейчас отнесетесь к врачу или психологу, который скажет, что ваш ребенок «кретин»?
Если ребенок однажды получил какой-то ярлык, окружающие будут всегда это учитывать в общении с ним. Более того, дети, наделенные ярлыками, сами начинают верить в то, что они больны.
Моя знакомая была вынуждена перевести сына в другую школу после того, как «продвинутая» учительница объявила всем детям в классе: «Саша не виноват, что у него двойка за диктант. Просто Саша — больной мальчик, дети. Его болезнь называется «дисграфия».
Рецепты помощи
Какие способы меры помощи «исключительным детям» на государственном уровне предпринимались «у нас» и «у них»?
Что лучше для этих детей: учиться в обычной школе с другими детьми, в какой-то специальной школе или индивидуально? Поиск ответа на этот вопрос тоже имеет достаточно длинную историю.
У нас…
Не будем на этот раз углубляться в прошлое, начнем с конца ХХ века.
В России попытка организации специальной помощи детям, имеющим учебные затруднения, была предпринята на государственном уровне в 1992 г., когда Министерство образования утвердило примерное положение об организации в массовых школах классов компенсирующего обучения.
В НИИ дефектологии РАО были разработаны рекомендации для зачисления детей в такие классы. В классы компенсирующего обучения должны были зачисляться дети из «группы риска», для которых характерны следующие нарушения: ✔️нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью; ✔️нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения; ✔️педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, а также обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
Предполагалось, что дети, обучающиеся в подобном классе, по мере решения проблем будут переводиться в обычные классы.
Дети, которые не справились с образовательной программой, должны были направляться психолого-медико-педагогической комиссией в коррекционную школу или в класс для детей с задержкой психического развития. Решение о форме дальнейшего обучения принималось в течение первого года обучения ребенка.
Фрагмент из книги «Исключительные» (автор — логопед, кандидат наук Виктория Леонидовна Ефимова)
Ознакомиться с методиками клиники «Прогноз» можно на нашем сайте
Продолжение следует
Начало темы в этих статьях: