Найти тему
Детская неврология

Школьная дезадаптация

Оглавление

Многочисленные педагогические и медицинские «этикетки» многократно сменяли друг друга, и этот процесс продолжается до сих пор: «трудные дети», «неуспешные в учебной деятельности школьники», «дети с минимальной мозговой дисфункцией», «дети с познавательными трудностями», «слабоуспевающие ученики», «дети со школьными проблемами», «современные неблагополучные дети», «дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» и т. д. Впрочем, смена названий мало отражалась на жизни исключительных детей.

Проблема учебных затруднений по-прежнему остается весьма запутанной и противоречивой темой многочисленных научных медицинских, психологических и педагогических исследований.

Школьная дезадаптация
Школьная дезадаптация

Сейчас чаще всего используется термин «школьная дезадаптация». В психологической литературе принято его использовать, применять как в отношении неуспевающих учеников, так и в отношении учеников, прогуливающих школу, демонстрирующих асоциальное поведение и т. д.

Термин спорный. Не только потому, что он не нравится мне, а потому, что он вызывает споры между психологами и психиатрами. В одних и те же проявлениях в поведении ребенка психологи видят признаки «школьной дезадаптации», а психиатры — признаки психических заболеваний. Вообще, нужно сказать, что психиатры всегда испытывали большой интерес к детям, которым трудно учиться.

У них…

У них (то есть, в США) такими детьми тоже долгое время занимались психиатры. Ситуацию, как ни странно, изменили родители. И вот как это произошло.

В англоязычной медицинской литературе начиная с 40-х годов ХХ века активно обсуждалось явление, получившее название «непредвиденное отклонение». Данный феномен заключался в том, что школьник демонстрировал по результатам теста IQ нормальный уровень развития интеллекта, но оказывался неуспешным в некоторых видах учебной деятельности. Таким образом, измеряемые показатели интеллектуального развития ученика расходились с ситуацией, возникающей в реальной жизни.

В начале 60-х годов ХХ в. в США группа родителей, чьи дети имели подобные проблемы, инициировала создание законодательных актов, регулирующих процесс оказания помощи таким школьникам. Родители были недовольны тем, что их детей постоянно направляли к психиатрам на предмет выявления психических отклонений.

В результате усилий родителей выявление детей, имеющих учебные затруднения и нуждающихся в педагогической поддержке, стало проводиться не в клиниках, а в школах. Крупнейшая ассоциация родителей детей, имеющих учебные затруднения, в настоящее время носит название «Learning Disabilities Association of America (LDA)» (Американская ассоциация нарушений обучения).

Специфическое нарушение способности к обучению

Сейчас в США для обозначения учебных затруднений, которые возникают в детстве, используется термин «специфическое нарушение способности к обучению» (specific learning disorder, сокращенно: SLD).

Слово «specific» позволяет сделать акцент на том факте, что данные трудности не обусловлены нарушением интеллекта ребенка, а также грубыми сенсорными или моторными нарушениями (нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения).

В 1975 г. существование этого термина было официально признано в США. Тем не менее, между специалистами по-прежнему нет согласия по поводу того, какие именно нарушения можно классифицировать как SLD. В 1980 г.

Национальный комитет нарушений способности к обучению (the National Joint Committee on Learning Disabilities) определил SLD как группу нарушений, проявляющихся в специфических трудностях восприятия информации на слух, развития речи, овладения чтением, письмом, навыками рассуждения или математическими навыками. Считается, что данные нарушения происходят в результате дисфункций центральной нервной системы. Для постановки диагноза важно, что ребенок демонстрирует в чтении, письме и математике результаты значительно ниже, чем в психологических тестах, оценивающих его интеллектуальный потенциал.

Хотя в англоязычной литературе SLD представлен как медицинский диагноз, дети с таким диагнозом крайне редко обращаются к педиатру, неврологу или психиатру. Помощь таким ученикам, как правило, организуют педагоги, психологи и родители.

Кроме трудностей в овладении определенными навыками (чтение, письмо, счет) для детей с SLD трудности в выполнении многоступенчатых инструкций; неспособность связно выражать свои мысли в письменной форме; трудности, возникающие при необходимости четко и последовательно выразить свои мысли в устной речи; проблемы с самоорганизованностью; трудности в управлении временем; неоправданно продолжительное время, затрачиваемое на выполнение домашнего задания; низкая самооценка в отношении своих способностей к учебе; тенденция бросать начатую работу, не доделывая ее до конца.

Фрагмент из книги "Исключительные" (Виктория Ефимова)

Ознакомиться с методиками нашей клиники можно на нашем сайте

Продолжение следует..