Найти в Дзене
БелПресса

Неравный бой. Поисковики восстановили историю лётчиков, сражавшихся в небе над Прохоровкой

Оглавление

Историк Юрий Глазунов рассказал о том, как удалось найти захоронение погибшего в 1943 году пилота и родственников его выжившего сослуживца

Лётчики Василий Чухненко, Иван Дрепин и Михаил ГришаФото: из архива Юрия Глазунова
Лётчики Василий Чухненко, Иван Дрепин и Михаил ГришаФото: из архива Юрия Глазунова

Весной этого года прохоровский поисковый отряд «Огненная дуга» обнаружил в земле между сёлами Малояблоново и Ивановкой фрагменты сбитого советского самолёта. Тогда удалось установить не только имя погибшего при падении лётчика – Михаила Гриши, но и определить место его захоронения. Вот только фотокарточку сержанта отыскать не получилось.Нашлась она удивительным образом спустя несколько месяцев, когда поисковики обнаружили части ещё одного сбитого истребителя – под Беленихино. Лётчик этого самолёта Иван Дрепин выжил, «спасся на парашюте». Его родственники и прислали ту самую фотографию, где однополчане Гриша и Дрепин изображены вместе с ещё одним своим товарищем – Василием Чухненко. Осенью поисковики планируют найти место падения и третьего лётчика с фотографии.

На глубину 4 метра

Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Юрий Глазунов состоит в поисковом отряде «Огненная дуга» около 5 лет. Говорит, что обычно точку для поиска они с ребятами намечают, опираясь на карты немецкой аэрофотосъёмки и рассказы местных жителей. Так получилось и на этот раз.

«В мае мы определили место для поиска близ села Малояблоново, – вспоминает Юрий Алексеевич. – О том, что в окрестностях были воронки от падения самолётов и что потом там собирали маленькие кусочки дюралюминия, поведали здешние жители. Приехали, провели разведку глубинным металлоискателем, но с ходу ничего не нашли. А когда начали копать, приборы показали: что‑то есть».

Углубиться в почву пришлось на 4 метра. Примерно на этой глубине обнаружили драгоценные находки: коленвал с двумя сохранившимися гильзами и поршнями и редуктор от мотора-пушки М-105 – двигателя советского истребителя. После тщательной очистки фрагментов смогли прочитать номер мотора, благодаря которому прояснилась и судьба лётчика.

«Нам очень помогают в поисках белгородские и московские коллеги, – делится Юрий Глазунов. – Благодаря им мы буквально за несколько дней узнали все подробности. Оказалось, что мотор № 4–3397 был установлен на самолёт Як-1б на саратовском заводе в апреле 1943 года. После его передали в 27-й истребительно-авиационный полк 205-й истребительно-авиационной дивизии. 14 мая 1943 года самолёт сбили в воздушном бою. Лётчик сержант Михаил Харламович Гриша погиб».

Спасся на парашюте

В этот день, по сообщениям оперсводки штаба дивизии, в 18:45 группа самолётов противника пыталась атаковать аэродром Правороть, где базировался 27-й истребительно-авиационный полк.

Самолёты противника были встречены огнём зенитной артиллерии и шестью самолётами Як-1, находившимися в воздухе, говорилось в сводке. Дополнительно подняли ещё четыре самолёта. Группа противника была рассеяна.

В воздушном бою сбили пять вражеских самолётов и два советских истребителя.

«Погибли два лётчика, в том числе и Михаил Гриша, – рассказывает Юрий Алексеевич. – На месте поисков мы костных останков не обнаружили. И, когда я потом поехал в архив в Подольск, выяснил, что 15 мая 1943 года погибших похоронили в саду в центре села Грушки. А в конце 1950-х годов перезахоронили в братской могиле посёлка Прохоровка. Единственное, что нам не удалось найти, это фотографию Михаила Гриши. Но, как оказалось, на этом история не закончилась».

24 августа поисковики приступили к работе в районе хутора Ясная Поляна Беленихинского сельского поселения. Обнаружили часть редуктора и пушку истребителя. На двухметровой глубине после падения горящего самолёта даже глина превратилась в обожжённый кирпич. Но при этом останков пилота поисковики не нашли.

«Номер двигателя удалось рассмотреть на уцелевшей алюминиевой шайбе редуктора, – поясняет Юрий Глазунов. – Благодаря этой информации после работы в архивах с помощью коллег выяснили, что такой мотор был установлен на истребитель Як-1б № 23 129. Его сбили в воздушном бою 6 июля 1943 года».

Оперсводка сухо сообщала, что лётчик Иван Дрепин не вернулся с боевого задания. Но в наградном листе значилось, что младший лейтенант Дрепин сбил в том воздушном сражении один самолёт, ввязался в неравный бой, в результате которого его истребитель сгорел, а сам он «спасся на парашюте».

Три товарища

Поисковики выяснили, что Иван Фёдорович Дрепин прошёл всю войну. Родился он в селе Алексеевка Липецкой области в 1921 году. В 1942-м окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. А в составе 27-го полка воевал с 10 мая 1943 года. В июле награждён медалью «За отвагу». Младший лейтенант приземлился на территорию, занятую нашими войсками, и вернулся в свой полк, чтобы дальше громить врага. В 1945 году получил орден Красной Звезды.

«С помощью соцсетей нам удалось разыскать внучку Дрепина – Марину Юрьевну Косых, – говорит Глазунов. – Именно она поделилась с нами документами и фотографиями из семейного архива. И прислала ту самую карточку, где Иван Дрепин снят вместе со своим однополчанином Михаилом Гришей».

В 1946 году Иван Фёдорович вернулся домой, женился и воспитал троих детей и шестерых внуков. Работал в Боринском детском доме учителем труда. Ушёл из жизни в августе 1991-го.

«Самый значимый результат в работе поисковика – когда удаётся идентифицировать человека, – подчёркивает Юрий Алексеевич. – Это приносит моральное удовлетворение. Особенно когда находишь родственников бойца, его потомков. Они всегда очень благодарят. Порой говорят: вот мы и не знали ничего, не знали, как и где погиб, или не знали ничего о его боевом пути, потому что он не любил об этом рассказывать. Теперь эти страницы истории семьи, истории страны восстановлены».
Поисковики за работой / Фото: из архива Юрия Глазунова
Поисковики за работой / Фото: из архива Юрия Глазунова

Неподдельный интерес

Поисковики прохоровского отряда продолжают вести свою работу. Находят порой совершенно неожиданные свидетельства, о которых до этого читали лишь в архивах. Так, в прошлом, 2023 году Глазунов с отрядом обнаружили недалеко от Беленихино уникальную находку – два люка от советских танков Т-34 с изображением немецких крестов:

«Это первая и пока единственная такая находка за всё время. Дело в том, что в Курской битве вела наступление дивизия «Дас Райх». А в ней были на вооружении наши Т-34. Как они туда попали? Когда немцы Харьков второй раз захватили, на заводе 33 танка отремонтировали и 25 направили в «Дас Райх». И к 12 июля 8 из них дошли до Прохоровки. Вот у них на внутренней стороне люка изображён немецкий балочный крест, чтобы себя обезопасить. Танк‑то советский. По документам мы знали, что немцы воевали на наших Т-34, но никто до сих пор не находил их фрагменты с немецкой символикой».

Работать поисковикам приходится в самых разных условиях. Иногда процесс не останавливают даже зимой, иногда копают так глубоко, что доходят до грунтовых вод. Как было в 2015 году, когда для извлечения самолётного двигателя и пушки с девятиметровой глубины пришлось использовать водолазное снаряжение. Но фрагменты извлекли, нашли родственников лётчика и его фотографии.

«Сейчас нам фотография этих троих лётчиков не даёт покоя, – замечает Юрий Алексеевич. – Планируем осенью найти третьего товарища – Василия Чухненко. Есть у нас кое‑какие намётки, где может лежать его боевая машина. Возможно, где‑то близ села Лучки или Тетеревино».

Поисковая работа, говорит Глазунов, довольно специфическая. Тут важен неподдельный интерес, умение работать с архивами, не опускать руки, если что‑то не получилось. Зато когда всё сходится, как с той самой чёрно-белой фотокарточкой, старания окупаются вдвойне.

«Приятно, когда нам удаётся восстанавливать имена, узнавать больше о судьбах людей, – подводит итог Глазунов. – Находить родственников и рассказывать им истории их родных и близких. Ради этого и работаем. Чтобы сохранять память».

Анастасия Состина