В 1957 году произошла трагедия на знаменитой автогонке «Милле Милья» — одном из самых престижных автомобильных соревнований в мире, протяжённостью почти 1600 километров. Гонка демонстрировала скорость и мастерство лучших автомобилей и отважных гонщиков, но в этот раз обернулась катастрофой. Когда до финиша оставались считаные километры, у «Феррари», за рулём которого находился дерзкий испанский гонщик Альфонсо де Портаго, лопнула шина.
Машина потеряла управление и вылетела с трассы, моментально убив де Портаго и его штурмана Эдмунда Нельсона. Но самой страшной трагедией стало то, что погибли девять зрителей, среди которых были дети. Эта катастрофа вызвала в Италии волну возмущения и скорби, а общественность потребовала справедливости для семей погибших. В центре критики оказался Энцо Феррари, гений и создатель «Скудерии Феррари», гоночной команды, стоявшей за разработкой машины. Он предстал перед судом за непредумышленное убийство, что стало одним из самых трудных периодов в его жизни.
С тех пор «Милле Милья» больше не проводилась.
Энцо Феррари: путь к успеху через потери
Энцо Феррари, известный своим неумолимым стремлением к победе, начал карьеру гонщика в 1920-х годах, выступая за Alfa Romeo. Однако своё истинное призвание он нашёл вне гоночных трасс: сначала в роли менеджера, а затем и в качестве дальновидного автопроизводителя. Первой любовью Феррари всегда были гонки, и его производство роскошных спортивных автомобилей существовало главным образом для финансирования гоночных амбиций.
К середине 1950-х годов Ferrari заняла лидирующие позиции в мире автогонок, включая категорию «Формула-1» и такие легендарные соревнования, как «Милле Милья». Однако 1956 год стал для Феррари годом не только триумфа, но и трагедий. В апреле команда Ferrari одержала убедительную победу на «Милле Милья», заняв первые четыре места. Но вскоре личная трагедия настигла самого Энцо: в июне он потерял своего 24-летнего сына Дино, который умер после долгой борьбы с мышечной дистрофией.
Эта утрата почти сломала Феррари, и он всерьёз задумался о том, чтобы оставить своё дело. Как только он был готов вернуться к работе, новый удар обрушился на него — его звёздный гонщик Эудженио Кастеллотти погиб на тестовой трассе в Модене. Эти трагедии глубоко затронули Феррари, и впервые в жизни он публично выразил сомнения в том, что посвятил себя правильному делу.
Опасности гонок и трагическая авария
Гонки уже давно считались одним из самых опасных видов спорта. В 1955 году мир потрясла катастрофа на гонке «24 часа Ле-Мана», где в результате аварии погибли 82 зрителя. «Милле Милья» также неоднократно становилась ареной трагедий. В 1938 году в результате аварии под Болоньей погибли 10 человек, включая семерых детей. Несмотря на это, гонки не теряли популярности, привлекая зрителей, которые желали увидеть наивысшую скорость и мастерство.
В 1957 году за рулём «Феррари», которая потеряла управление, оказался Альфонсо де Портаго — международный плейбой и аристократ, не считавшийся профессиональным гонщиком. Его приглашение в гонку стало случайностью: он заменил Чезаре Пердизу, отказавшегося участвовать после смерти Кастеллотти. Портаго уже дважды пытался участвовать в «Милле Милья», но оба раза неудачно: однажды его автомобиль загорелся, а в другой раз — разбился о дорожный знак.
12 мая 1957 года де Портаго и его штурман Эдмунд Нельсон находились всего в 33 километрах от финиша, когда их «Феррари» на скорости 250 км/ч проколола шину. Потеряв контроль над машиной, они врезались в барьер и взлетели в воздух. Девять зрителей, среди которых были дети, погибли от обломков автомобиля.
Эта авария стала последней каплей, и «Милле Милья» была отменена навсегда. Итальянская пресса и общественность возложили ответственность за случившееся на Энцо Феррари, обвиняя его в том, что ради гонок и побед он готов жертвовать человеческими жизнями.
Авария на гонке «Милле Милья» стала, вероятно, одним из самых ужасных событий в жизни Энцо Феррари. Как отмечает историк Даль Монте, хотя смерти на автогонках не были редкостью, в этот раз всё было иначе — среди погибших зрителей было пятеро детей.
Однако вскоре Феррари пришлось столкнуться с проблемой гораздо серьёзнее, чем просто плохая пресса или угрызения совести. Против него было выдвинуто 11 обвинений в непредумышленном убийстве.
На первых этапах разбирательства всё складывалось не в его пользу. Экспертная комиссия, назначенная стороной обвинения, представила отчёт, в котором компания Ferrari обвинялась в халатности, в частности — в использовании шин, не соответствующих стандартам безопасности.
Даль Монте, автор книги о суде над Энцо Феррари, подчёркивает: история автомобилестроения могла бы пойти совершенно по иному пути, если бы его признали виновным. «Если бы Энцо оказался за решёткой, его завод был бы закрыт. Без Ferrari история автомобилей и автоспорта сложилась бы совсем иначе», — говорит он.
Спустя более трёх лет после начала суда Феррари удалось убедить судью организовать новую техническую комиссию, в состав которой вошли настоящие инженеры. Эти эксперты пришли к выводу, что причиной трагедии стали не ошибки компании, а дорожные отражатели типа «кошачий глаз». В результате, Энцо был полностью оправдан.
Несмотря на тяжесть судебного разбирательства, компания Ferrari продолжала свою деятельность. Всего через несколько недель после трагедии на «Милле Милья» команда Scuderia Ferrari готовилась к следующему этапу чемпионата мира по гонкам на спортивных автомобилях 1957 года. Более того, юристы Феррари подали просьбу к судье освободить два гоночных автомобиля, которые использовались в качестве вещественных доказательств. Они были необходимы для участия в гонках.
«Эта ситуация показывает, что, несмотря на трагедию, жизнь не остановилась», — подытожил Даль Монте.