Продолжим о памяти. В предыдущей статье мы говорили о том, что важно понимать прежде всего: во-первых, мозг не является хранилищем памяти, но лишь "передающим" вибрации. Во-вторых, что следует из первого, память как таковая не исчезает, поскольку все образы, события, каждая явленная мысль – всё сохраняется, запечатлеваясь на тончайшей Субстанции Пространства.
Задумаемся о том, что память, как и сознание, есть проявление возможностей психической энергии. Психическая энергия, Единая Энергия – понятие, которое вмещает в себя всё. Все качества, способности человека, настоящие и будущие, которые сейчас ещё находятся в латентном состоянии в потенциале духа – всё это проявления Психической Энергии.
Сознание – Аспект этой же Единой Энергии. Потому так трудно дать определительное сознанию. Каким бы красивым и точным ни было такое определение, всё же оно никогда не будет полным и достаточно "тонким". Потому так ёмки формулы, указующие на огненную природу высших "психических функций" человека.
Память – тоже особое качество психической энергии, которое проявляется неотделимо от мысли и сознания – тоже Аспектов Огня, качеств психической энергии.
Если воля есть, как кратко сказано в Агни-Йоге, "заострённая психическая энергия", то память, можно сказать, в определённом смысле является прямым проявлением магнетизма, присущего Огню, Психической Энергии.
Заметим в связи со сказанным, что трудность "вхождения" в жизнь энергетического миропонимания и мироощущения проявляется среди прочего и в привычке упорно искать "носителя" памяти в физической материи.
Может быть, задумывающимся на эти темы поможет внимание к тому факту, что всё есть Энергия, всё есть вибрации того или иного уровня и соответствующего Плана.
Вообразите, то, что на физическом плане Земли – физическая материя, то, может быть, на неких иных Мирах – столь же "незримая" действительность, как для нас на Земле сейчас – Планы Незримые. Зная направление Эволюции, можно представить и будущее человечество, скажем, следующего Круга. Каково будет состояние Материи, которое сегодня для нас – физическая материя и физическое тело.
Так, можно не привязывая сознание к привычному роду мышления, не искать память в физическом теле, но понять как свойство Психической энергии, утончённое и возвышенное в той мере, в которой развито сознание человека.
Понимая этот факт соотносимости всех возможностей сознания с Энергией Психической, легко понять, что память проявляется различно и, возможно, не слишком ценна в том её виде, к которому привыкло большинство людей – стараться помнить детали текущих событий, при этом совсем не обращая внимание на возможности памяти "доносить" нечто важное из опытов "тонкого" бытия или прошлых существований, то, из чего складывается мудрость, духовность, восприимчивость. (Именно об этом говорил Платон, придавая особое значение "припоминанию"). Виды памяти различны и все ценны настолько, насколько они служат познанию и углублению сознания.
Знакомо ли вам чувство, когда многое, что изучаешь, как бы "исчезает", падая в некую глубину сознания, и, например, в юности, когда учишься, это странное чувство может пугать – кажется, "ничего ни о чём не знаешь". Но потом, когда к нужному вопросу из глубины сознания поднимается вместе с пониманием сути вопроса (вместе с новыми мыслями) и всё "необходимое", всё множество нужных сведений, недоумеваешь, "где всё это было", "откуда приходит" вместе с силой вдохновения. Учение даёт объяснение таким и подобным явлениям, относящимся к синтетическому виду памяти (см. "Надземное", 747).
Учение говорит о полезности тренировки ума запоминаниями, но подчёркивает в вопросе памяти – сердце, говоря, что внешняя память заменяется библиотеками, более важно сознание и память о самом главном (и о самом любимом). Важно помнить о необходимости сохранения сознания.
Мы будем продолжать тему о памяти и сознании как проявлениях психической энергии. Закончим эту статью выдержкой из Учения о том, что люди часто, по своему привычному мышлению, теряют возможность познать нечто важное и необычное, именно из-за искания обычного теряют необычное.
Так, пугаясь того, что нечто в текущем времени выпало из памяти, не обращают внимание на то, что, возможно, память устремлена "на нечто особое" или подвергается неким внешним воздействиям. Так, надо использовать все проявления памяти и психической энергии для углубления познания, надо мыслить необычно, не привязываясь только к одному направлению внимания.
"Урусвати знает, что потеря памяти есть явление мнимое. Память как таковая не может теряться, но могут быть три причины, влияющие на неё. Во-первых, человек может устремлять память на нечто особое, чаще всего на прошедшее, чем будет затемнять текущую жизнь. Во-вторых, могут быть сильные внешние воздействия, могущие затруднить естественное течение памяти. В-третьих, явление расстройства мозга повреждает функции памяти, но сама память, так же как и центр чаши, невредима.
Когда человек как бы теряет память, его спрашивают о том, на что он не может ответить. Никогда не спросят, что он помнит. Oтвет мог бы оказаться самым неожиданным. Человек может рассказать о бывших жизнях или о надземных чувствованиях, но о таких предметах врачи и не спрашивают. Так пропускается одна из самых существенных тайн жизни" ("Надземное", 313).
Гореликова М.В., Василевский А.В.
Благодарим за внимание!