Найти в Дзене

Платон о "припоминании", о диалектике и софистике

Афины. Тесейон (Гефестион). Фото автора
Афины. Тесейон (Гефестион). Фото автора

Платон утверждал, что душа сохраняет в себе память о Незримом Мире, в котором она пребывает до появления на земле. В Надземном мире человек учится, и каждый рождающийся несёт в глубине духа знание о Добре, Красоте, Истине. Но в большинстве душ это знание затемняется; по мере взросления, чувства привязывают внимание души к земным объектам, и разум к внешним целям.

Душа забывает то, чему училась в Надземном мире. И образование, настоящее образование, должно пробуждать эту память души. Платон доказал, что при должном воспитании, каждый человек может припомнить многое из того, чему учился прежде. Об этом гласит и древний афоризм: «Человек, слушай самого себя», то есть пробуди в себе глубокое знание великих Истин.

Когда Сократа в диалоге Платона «Федр» спросили о подробностях одного исторического события, тот ответил, что на это нет у него досуга.

«Причина здесь, друг мой, вот в чём: я никак ещё не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя. И по-моему, смешно, не зная пока этого, исследовать чужое» (Платон. "Федр").

Подлинное познание есть "припоминание" того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала Богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем подлинным бытием.

Платон, развивая учение своего учителя Сократа и продолжая традицию древней восточной мудрости, учил о том, что – Правильное познание есть познание – от главного: от общего – к частному, от всеобщего к единичному. 

Такова диалектика – знание единого и множественного, основанная на знании сущности. 

Многословие и псевдоучёность (софистика) – порождены умом, довольствующимся правдоподобием и увлечённым доказательством ради доказательства, и тем легко подменяющим истинное ложным, т.е. умом, разделённым с душой…

Из этого положения – во всём стремиться к сущности – проистекает учение об искусстве. На примере искусства красноречия Платон показывает, как ничтожно мало владеть мастерством речи, мастерством доказательств – ораторским мастерством.

Подлинное искусство должно стремиться не к убедительности, но к Истине. Истину и Красоту не выразить без мастерства. Только тому, кто познал Истину и Красоту, следует обретать мастерство – ради выражения благого и прекрасного.

Таким образом, для истинного познания необходимы две важнейшие способности ума: 1) способность охватывать всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разделено, и 2) способность разделять всё на виды, естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров («Федр»).

Но над этими двумя способностями возвышается способность разбираться в природе вещей, т.е. прозревать целостную сущность вещей и явлений, давшую жизнь Идею.

В искусстве же главным является та же способность прозревать Истину – Красоту глазами души, познавать природу «вещей возвышенных» – разумом (который отличен от внешнего ума).

«Сколько ни есть великих искусств, все они нуждаются в тщательном исследовании природы вещей возвышенных. Отсюда, видимо, как-то и проистекает высокий образ мыслей и совершенство во всём» (Платон. "Федр").

Гореликова М.В.

Больше о Великом Платоне можно прочитать на нашем сайте.