Люди, интересующиеся духовными вопросами, знают о законе, находящемся в основе всякого познания, всякого осознания, всего того, что именуется безусловным "принятием" тех или иных фактов, знаний (которые другие люди, в отличие от познающего, даже при аналогичных условиях могут не воспринимать вовсе). В основе способности "вмещать", свойственной разуму и сознанию человека, – тот же закон, который "обеспечивает" процесс узнавания. Всё, что человек способен воспринимать, когда-то уже "входило" в его сознание, попадало в "поле зрения".
Каждый человек тем легче принимает какие-то убеждения, чем в большей степени в прошлых жизнях он вникал в эти знания, которые в новом воплощении лишь кажутся ему воспринимаемыми впервые.
Человек может думать, что на него оказали воздействия убедительные доказательства, но на самом деле, как сказано в Учении (в данном случае – в "Учении Храма"),
"…прочитанное лишь пробудило то, что было в нас, относящееся к этой теме" ("Учение Храма", том 1, Наставление 107 "Накопленные воспоминания").
Сам этот факт (и об этом следовало бы просвещать всех) должен побуждать каждого к усердному саморазвитию, непрестанному познаванию, несмотря на условия жизни, возраст, профессию и т.д, на все трудности внешнего и внутреннего порядка. Ведь ни одно усилие не останется напрасным.
Кажущиеся неудачи в познании, трудные попытки освоения знания, как будто бы сложного – это всегда опыт "в копилку" сознания, опыт, который станет основанием всех будущих нарастаний сознания.
Вот как об этом процессе накопления опыта, который в основе вообще всех реакций сознания – от простого узнавания до понимания сложных смыслов и символов, – сказано в Учении Храма:
"Когда-то, в каком-то предыдущем воплощении, вы имели непосредственное отношение к самой сути рассматриваемого, к явлению или предмету, на которых основан этот факт…" (там же).
Даже обычные явления, такие, как шелест травы или звук насекомого, всё человек узнаёт отнюдь не только потому, что много раз воспринимал в этом воплощении, но и потому, что внутренняя бессмертная сущность помнит всё, что когда-либо попадало в поле опыта от самого начала эволюции.
Сказано, что человек никогда не воспринял, не узнал бы ни одного из кажущихся обычными звуков, образов, не отождествил бы впечатления с образом,
"…если бы в вашем существе не сохранился какой-то ментальный отпечаток, какая-то клетка или скандха, ставшая частью вашего существа с того часа, когда сочетание атомов, которые облекли монаду – основу вашего существа, обрело индивидуальное сознание" (там же).
Говорится, что это могло быть во время перехода монады из одного царства в другое, когда это низшее природное царство могло быть частью её существования. Человеку обычно трудно принять этот факт, что ничто нельзя осознать или понять, чего не было бы в прошлом. Но в Учении ("Учении Храма") говорится ещё более категорично, что нельзя осознать явление, с которым человек в одном из своих существований, в любой из форм существования, не был бы отождествлённым.
По мере развития память будет становится всё более тонкой, совершенной, и однажды
"…с высоты всех опытов жизни великой Манвантары душа сможет оглянуться на длинную вереницу воплощений и вспомнить всё, что выпало на её долю с тех пор, как она оставила дом своего Отца ради странствий на полях материальной жизни" (там же).
Заметим, что многие, впечатляясь жизнеописаниями Великого Будды, читая о том, что Он иногда говорил о своих существованиях в дочеловеческих формах, воспринимают это как красивые легенды или аллегории. Однако Учение об Эволюции утверждает именно возможность для души, развившей все свои потенциалы (на текущий Цикл), вспомнить все опыты прежних существований. Великий Будда, как известно, был Человеком более высокого Круга Эволюции, чем человечество текущей и даже следующей расы.
В Учении Храма говорится также о том, что наука, разложив материю "единицы силы", до сих пор не пришла к пониманию, что то, что иногда называется "Божественными мыслями" и есть монады Учения.
Дальнейший уровень познания – это понимание "универсальности единой силы, эманациями которой являются все формы силы", и понимание того, что закон цикличности тоже не что иное, как сила. Дифференцированные формы силы, благодаря действию циклического закона, ускоряются, и, "конденесируясь", становятся материей. За этим законом стоит стоит "сила Крияшакти – Мировой воли".
Человек не может управлять материей только по причине того, что "связан" эгоистическими интересами. Но все "воспоминания", накопленные как добрые, справедливые, бескорыстные деяния в воплощениях – это та энергия (энергии), которые человек будет способен применить во Благо человечеству.
И каждое новое деяние, соответствующее Справедливости Мудрости и Состраданию,
"…принсёт больше пользы людям и повысит качество силы в его собственной ауре" ("Учение Храма", том 1, Наставление 107 "Накопленные воспоминания").
Гореликова М.В., Василевский А.В.