С необычным творчеством этого загадочного художника я познакомилась всего несколько лет назад. В очередной поездке, посещая прекрасный Музей пейзажа в Плесе, я оказалась на выставке живописца «Архитектура света». И была просто поражена светом, исходившим от картин Ивана Шультце.
Это настолько завораживает, что сразу хочется разобраться, как? Как ему это удавалось?
Один из критиков, описывая этот магический эффект, увиденный на выставке 1928 года в Нью-Йорке, назвал Ивана Шульце «волшебником света». А обозреватель лондонской газеты написал о творчества Шультце: «Надо увидеть, чтобы поверить». И я с ним согласна – это надо видеть.
Поэтому сегодня я немного расскажу вам биографию художника, покажу много репродукций его произведений и поделюсь с вами потрясающей новостью о том, где сейчас можно увидеть почти пятьдесят оригиналов его картин.
/Но, чтобы это узнать, вам придется прочитать всю публикацию до конца:))/
Биография
Родился Иван Федорович Шультце в Санкт-Петербурге 21 октября 1874 года. Его отец – обрусевший немец, Фридрих-Карл Шультце, а мама – племянница одного из богатейших людей России Леопольда Кенига – Шарлотта Елизавета-Катерина Шмидт. Но через полгода после рождения Ивана мать скоропостижно скончалась. Отец же будущего художника большую часть своей жизни работал на различных предприятиях сахарного производства Леопольда Кенига.
Семье Кенигов принадлежали многочисленные дома и фабрики на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В частности, сестре Леопольда, бабушке Ивана Шульце, Шарлоте Шмидт принадлежал дом № 30 на 5-ой линии Васильевского острова, где в разное время девятнадцатого века жили и трудились Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Илья Ефимович Репин, а Иван Иванович Шишкин в мастерской по этому адресу написал свои самые известные картины – «Утро в сосновом лесу», «Зима» и другие. На квартире Шишкина проходили заседания Товарищества передвижников.
Иван Федорович Шультце до 1909 года был долевым собственником этого дома по наследству бабушки и дедушки. Сам он поселился по соседству в доме №5 по 4 линии (тоже принадлежавшем Кенигам), а рядом в начале двадцатого века жил известный живописец Николай Рерих, которого посещал не менее талантливый Михаил Врубель.
Таким образом, детство и юность Ивана прошли в самом сердце культурной жизни Петербурга, в домах на Васильевском острове, которые являлись настоящим средоточием творческой энергии. Но серьёзно заняться живописью Иван Шультце решил только после 30 лет. Сначала он выучился на инженера, увлекался электричеством и делал карьеру предпринимателя.
Судьбоносную роль в жизни Шультце сыграло знакомство с прекрасным пейзажистом Константином Яковлевичем Крыжицким, которому он решился показать свои этюды. Академика живописи заинтересовало неординарное дарование молодого человека, и он пригласил его в свой класс при Императорской Академии художеств. Вместе с Шультце в мастерской Крыжицкого училась талантливая акварелистка Великая княгиня Ольга Александровна Романова, младшая дочь Александра III.
В 1906 году молодой художник впервые продемонстрировал свои картины на выставке в Академии художеств. Но профессиональное сообщество довольно холодно встретило его работы, посчитав блажью богатого наследника. Правда, они приглянулись двоюродному дяде нашего героя, сыну Леопольда Кенига, Александру.
И важное событие, повлиявшее на развитие творчества художника и его неповторимый стиль, произошло в 1907 году, когда зоолог и естествоиспытатель Александр Леопольдович Кениг пригласил Ивана Шультце в качестве художника в международную исследовательскую экспедицию на острова архипелага Шпицберген. Путешествия на борту парохода «Эрик Ярл» состоялись летом 1907 и 1908 года.
Краски Арктики оказали сильное впечатление на художника:
«К вечеру на второй день морского перехода взорам путешественников предстал красивый силуэт острова, окружённый редкими массивными глыбами плавучего льда бледно-изумрудного цвета, унизанный стаями птиц. Очаровательная картина беспрестанно меняющихся ледяных плавучих гор невольно наэлектризовывала свежего зрителя», – Иван Шультце, 15 июня 1907 года
Существовавшая в то время черно-белая фотография не могла передать уникальную цветовую гамму этого региона, поэтому Александр Кениг и пригласил молодого художника. По эскизам, привезенным из экспедиции Шультце написал полотна, которые легли в основу диорам Зоологического музея в Бонне, носящего сейчас имя Александра Кенига. Часть работ можно увидеть в Государственном музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и в Петергофе.
Таким образом, Иван Шультце стал одним из родоначальников арктического пейзажа в мировой живописи и первым российским художником, поднявшимся выше 80-й параллели северной широты и сумевшим запечатлеть северную красоту в своих полотнах.
Свой восторг от богатства красок Арктики он не только выразил в картинах, но и описал в докладе для Императорского Общества архитекторов Санкт-Петербурга, опубликованном в журнале «Зодчий»:
«Невыразимой красоты глетчеры [ледники], переливающиеся благодаря необъяснимой игре рефлексов из белого цвета в синий, изумрудный, фиолетовый, розовый; своеобразные формации разноцветных гранитных скал; живописный разнородный мох – все это создавало столько мотивов, что трудно было на чем-нибудь остановиться»
Эти путешествия оказали влияние на формирование творческой манеры художника. Любовь к зимнему пейзажу, естественнонаучный интерес к свету и природе Иван Шультце пронес через всю жизнь, а небо, земля, снег и вода стали главными героями его картин.
После смерти учителя – в 1911 году Константин Крыжицкий покончил с собой – Шультце начал заниматься самостоятельно и вырабатывать свой собственный художественный стиль, опираясь на творчество Архипа Куинджи и Александра Калама. Надо сказать, что Константин Крыжицкий был очень дружен с Куинджи, ценил его вклад в искусство и знакомил с его живописными достижениями своих учеников. Поэтому неудивительно, что Иван Шультце продолжил развивать художественные идеи Куинджи.
«Русская школа люминизма» – так в истории искусства называют творчество этих трех художников: Куинджи, Крыжицкого и Шультце. Цветовая палитра люминистов строится на контрасте. Главным лейтмотивом своей живописи они сделали свет. Они создавали в своих работах эффекты прямого и отраженного света для того, чтобы с одной стороны наиболее точно передать все детали живой природы, а с другой показать всю её магическую, а порой и мистическую красоту.
Иван Шультце стал активно выставлять свои работы. Поддерживая дружеские отношения с великой княгиней Ольгой Александровной, он экспонировал свои картины на выставках Общества памяти К.Я. Крыжицкого, которые она организовывала в своем дворце. Работы Шультце быстро заметили и их охотно стали покупать любители искусства из аристократических и богатых семей. Многие из работ были приобретены членами царской семьи, поэтому живописца стали считать «придворным художником».
Художественный критик Николай Брешко-Брешковский писал о Шультце: «…со времен Куинджи никто еще не достигал такого мастерства в изображении и передаче разлитого в природе солнечного света».
У Ивана Шультце никогда не было проблем с финансами. Благодаря своему происхождению и наследству он мог позволить себе много путешествовать и заниматься любимым делом. Художник никогда не экономил на красках и холстах, поэтому его работы сохранились в превосходном состоянии до наших дней и по-прежнему продолжают светиться.
К 1916 году Шультце стал очень популярен. Его работы, наравне с признанными мэтрами живописи, стали печатать на популярных в те годы «открытых письмах», как тогда называли открытки.
Но революция 1917 года внесла сильные коррективы в жизнь художника. Мало того, что его аристократическое происхождение и близость к царской семье осложняли его дальнейшее существование в России, ещё и новые авангардные течения в живописи делали его творчество чуждым молодой советской власти.
До осени 1919 года художник жил в своем имении в селе Тростянец в Харьковской губернии. Но тревожные события вынудили его отправиться в Крым, а уже из Севастополя морем во Францию.
В начале 1920-х годов Иван Шультце обосновался в Париже. Он поселился на бульваре Перер, 121 в 17-м округе, завел новые знакомства в художественной среде и, несмотря на огромную конкуренцию (ведь во Франции в те годы было огромное количество художников всех направлений) довольно быстро обрел популярность и в эмиграции.
Продажей его картин занялся известный французский галерист Леон Жерар. В парижской газете появилась статья об Иване Шультце, а его работы были представлены на монографической выставке в галерее Жерара. Картины художника были встречены с восторгом и раскупались прямо с выставок. Многие из этих работ изображали русскую природу и были написаны по памяти. Примером может служить «Ноябрьский вечер», в которой явно слышится ностальгия по родине.
На его полотнах изображались и знаковые места Европы: остров Капри, Лазурный берег, швейцарский Энгадин. Но все работы пронизаны лирической созерцательностью, характерной для русской школы живописи. Художник словно сохранил в них спокойные тягучие ноты русских рек и равнин.
Коллекционеры и любители искусства с удовольствием покупали работы Шультце, неизменно отмечая необыкновенные световые решения художника. За заслуги перед республикой в 1927 году живописец даже получил французское гражданство. И в том же году его полотна экспонировались в лондонской галерее. Существует любопытная история о том, что публика, собравшаяся посмотреть работы художника на выставке в Лондоне, так теснилась, что в результате выдавила стекло в окне.
В 1928 и 1929 годах Шультце экспонировал свои полотна у Эдуарда Жонаса в США. Газеты подробно освещали и прибытие картин на корабле, и то, с каким восхищением их встретила американская публика, и даже то, как и кто их покупал. Успех был грандиозный, и в 1930-1931 годах полотна вновь демонстрировались в Америке, уже в галерее John Levy. Все картины охотно раскупались и попали не только в американские дома, но и были вывезены в Канаду, Аргентину, Мексику, а позже из некоторых частных коллекций перебрались в музеи. Теперь они находятся в собраниях Художественного музея Индианаполиса, Музея Хиллвуд в Вашингтоне, Музея искусств Вашингтонского государственного университета и Монреальского музея изящных искусств.
Иван Шультце все эти годы продолжал упорно работать. В 1933 году он переехал из Парижа в Ниццу.
Об этом периоде его жизни очень мало известно. Есть лишь упоминание, что в 1936 году он встречался в замке Бретон на улице Сент-Антуан, где часто собирались русские эмигранты, с писателем и художником Александром Александровичем Гефтером.
Ушел из жизни Иван Шультце в 1939 году, о чем сообщает надпись на его могиле на православном кладбище Кокад в Ницце.
После его смерти в США было проведено еще несколько выставок. На родине же художник был практически забыт.
Возрождение интереса к творчеству Ивана Шульце в России произошло около 8 лет назад благодаря русско-швейцарской семейной паре – Беттине и Вадиму Гончаренко. Работая в аукционном доме Koller Auktionen, Вадим впервые увидел картины художника и сразу влюбился в его творчество. Вместе с Беттиной они стали собирать информацию о жизни и творчестве Ивана Шульце, работать над каталогом его произведений и биографической книгой, а в 2014 году создали Фонд имени Ивана Федоровича Шультце.
В одном из интервью основатель фонда сказал, что «общее количество картин Шультце, известных мне на данный момент, составляет примерно 450 произведений». Также в архиве фонда есть информация о 70 подделках, что «свидетельствует о популярности художника». Вместе с тем, по словам Вадима Гончаренко, картины Шультце – это «высокое качество живописи. Кроме того, подделать картины Шультце почти невозможно. Его манера и стиль слишком узнаваемы и характерны».
В 2016 году Фонд им. И. Ф. Шультце впервые показал картины российской публике. Выставки прошли в Самаре, Москве, Нижнем Новгороде, Плесе и других городах страны. Своей главной задачей организаторы фонда считают вновь открыть наследие художника на его родине.
И теперь великолепная новость, которую я обещала в начале публикации.
19 октября к 150-летию со дня рождения художника в галерее «Центр Искусств. Москва» открылась монографическая выставка «Иван Шультце. Мастер люминизма». Совместно с Фондом им. И. Ф. Шультце галерея представляет около 50 работ мастера, выполненных с 1908 по 1930 год. Выставка продлится до 1 июня 2025 года.
/Адрес галереи «Центр Искусств. Москва»: Москва, Волхонка, 15. Вход на территорию Храма Христа Спасителя с Соймоновского проезда.
Обратите внимание на время работы галереи. Только три дня в неделю: вторник, суббота и воскресенье с 12.00 до 18.00 /
Картины
Ну а пока вы не добрались до выставки, предлагаю вам посмотреть ещё на репродукции картин художника.
Из путешествий
Лето и осень
Но всё же наибольшим успехом пользовались зимние и ночные пейзажи.
Закаты и лунный свет
«Тут нет никакого секрета. Это простые кисти, краски, масло и терпентин, такие же Вы можете купить в любом магазине для художников. Я не пытаюсь готовить какие-то особенные краски, как это делают некоторые современные художники. Я просто рисую. А мои световые эффекты – они зависят от того, что на картине, и от композиции», – говорил о своих работах Иван Фёдорович Шультце.
Вода и снег
Большинство картин художника находится в частных коллекциях. И причина этого в том, что российское профессиональное художественное сообщество так и не приняло Шультце в свои ряды. Журналист Владимир Крымов вспоминал, что члены комиссии, отвечающей за приобретение картин в музеи, надменно проходила мимо его полотен.
Сейчас, помимо тех музейных собраний, которые я уже упоминала, есть несколько работ художника в Дагестанском музее изобразительных искусств, в Иркутском областном художественном музее, в музее-квартире академика И. П. Павлова и Краснобаковском историческом музее Нижегородской области. С последним связана история, относящаяся к личной жизни художника.
И тут вы меня спросите, почему же я не рассказала про его семью, были ли у художника дети и внуки. Сведений о личной жизни, действительно, очень мало. Но они есть. И вы о них узнаете из моей следующей публикации. А если подпишетесь на мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы новых статей, то первыми узнаете о её выходе.
Ну а если вы внимательно читали статью, то знаете, где в ближайшие три с половиной месяца (до 2 февраля 2025 года) можно увидеть картины этого удивительного художника. Ведь помните: «Надо увидеть, чтобы поверить».
С любовью, ваша Света В.
Другие мои статьи про выставки и художников вы найдете в рубрике «На вернисаже как-то раз»
Мой Телеграм-канал