Найти в Дзене

"Пусть Господь сжалится над ним". Что делали в Средневековье с нежеланными детьми.

Средневековье — это время суровых нравов и жёстких обычаев, когда общество порой сталкивалось с самыми мрачными сторонами жизни, одной из которых была судьба нежеланных детей. В эпоху, где каждый ребёнок должен был стать либо воином, либо тружеником, те, кто не вписывался в эти строгие рамки, часто сталкивались с немилостью, презрением или даже страшной участью.

Обречённые

В средневековой Европе распространённой практикой было оставление детей на «обочине жизни». Младенцев, которых по каким-либо причинам не желали воспитывать — будь то из-за бедности, внебрачного рождения или тяжёлых заболеваний, — оставляли на перекрёстках дорог, возле монастырей, в лесах.

Эти места стали своеобразными «свалками» детских судеб. Хроники и письменные свидетельства того времени описывают такие сцены: женщины, обременённые бедностью, плакали над своими младенцами, прежде чем оставить их, надеясь на чудо. Но чаще всего таких детей находили лишь волки или бездомные собаки.

-2

Венецианский хронист Андреа Дандоло в XIII веке писал, что каждый день на улицах города можно было увидеть оставленных младенцев, которых при случае забирали либо монахи, либо благородные семьи для службы. Однако это была лишь капля в море. В большинстве случаев дети умирали от голода или холода, не дожив даже до трёх лет.

Колыбели для подкидышей

Особое место в средневековом мире заняли так называемые «колыбели для подкидышей» — своеобразные вращающиеся ящики, которые ставили у стен монастырей или больниц. Родители могли тайно положить туда ребёнка и повернуть колыбель так, чтобы монахи или монахини внутри учреждения забрали младенца, не видя тех, кто его оставил.

Один из наиболее известных примеров — «колыбель» в итальянской больнице Santo Spirito in Saxia в Риме, основанной в конце XII века. По записям монастыря, более половины детей, оставленных в колыбели, умирали в течение первых трёх месяцев жизни, так как условия были ужасающими.

Судьбы детей в деревнях

-3

Однако не только города были полны нежеланных детей. В сельской местности крестьянские семьи тоже часто сталкивались с трудностью прокормить очередного ребёнка. Один из способов избавиться от младенца был так называемый "экспонат" — оставление ребёнка на пороге богатого дома с надеждой, что его примут в услужение. Но чаще всего это заканчивалось трагично. Записки Пьера де Блуа, францисканского монаха, описывают случай, когда ребёнка подбросили к дому крупного землевладельца, но хозяин, возмущённый дерзостью крестьян, велел своим слугам утопить младенца в ближайшей реке.

Голос церкви и приюты

Католическая церковь, будучи важной моральной и социальной опорой средневековья, активно занималась вопросом спасения таких детей. Свидетельства папских булл и посланий епископов свидетельствуют о том, что церковь пыталась бороться с практикой отказа от детей, особенно в условиях греха внебрачных связей. Один из таких документов — булла папы Иннокентия III, изданная в начале XIII века, в которой указывалось, что приюты для подкидышей должны быть открыты в каждом епископстве.

-4

Однако приюты, организованные при монастырях, сами по себе не могли справиться с волной брошенных детей. Свидетельства того времени полны мрачных описаний: хронический недокорм, антисанитария и отсутствие медицинской помощи приводили к тому, что смертность среди сирот была катастрофически высокой. Французский хронист Жан Фруассар в своих записях XIV века вспоминал приют в Париже, где ежегодно умирало более 70% детей, поступивших туда.

Воспоминания современников

Женщины того времени, писавшие воспоминания, часто делали акцент на внутреннем конфликте: на одной чаше весов — материнская любовь, на другой — безжалостная необходимость выживания. Например, хроники монахини Хильдегарды Бингенской описывают случаи, когда мать, не в силах прокормить детей, приходила к монастырю, оставляла младенца, а потом в слезах возвращалась домой, понимая, что это был её единственный шанс спасти хотя бы одного ребёнка.

-5

Такое же раздирающее сердце письмо оставила Маргарет де Лаваль, женщина, чья семья страдала от голода во время войны между Францией и Англией в XIV веке: «Я вынуждена была оставить своего младшего сына на пороге церкви, ибо не было у меня ни еды, ни одежды для него. Пусть Господь сжалится над ним, ибо я не смогла».

Большое спасибо, что дочитали до конца!

Если вам было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций! 💪