Средневековье — это время суровых нравов и жёстких обычаев, когда общество порой сталкивалось с самыми мрачными сторонами жизни, одной из которых была судьба нежеланных детей. В эпоху, где каждый ребёнок должен был стать либо воином, либо тружеником, те, кто не вписывался в эти строгие рамки, часто сталкивались с немилостью, презрением или даже страшной участью.
Обречённые
В средневековой Европе распространённой практикой было оставление детей на «обочине жизни». Младенцев, которых по каким-либо причинам не желали воспитывать — будь то из-за бедности, внебрачного рождения или тяжёлых заболеваний, — оставляли на перекрёстках дорог, возле монастырей, в лесах.
Эти места стали своеобразными «свалками» детских судеб. Хроники и письменные свидетельства того времени описывают такие сцены: женщины, обременённые бедностью, плакали над своими младенцами, прежде чем оставить их, надеясь на чудо. Но чаще всего таких детей находили лишь волки или бездомные собаки.
Венецианский хронист Андреа Дандоло в XIII веке писал, что каждый день на улицах города можно было увидеть оставленных младенцев, которых при случае забирали либо монахи, либо благородные семьи для службы. Однако это была лишь капля в море. В большинстве случаев дети умирали от голода или холода, не дожив даже до трёх лет.
Колыбели для подкидышей
Особое место в средневековом мире заняли так называемые «колыбели для подкидышей» — своеобразные вращающиеся ящики, которые ставили у стен монастырей или больниц. Родители могли тайно положить туда ребёнка и повернуть колыбель так, чтобы монахи или монахини внутри учреждения забрали младенца, не видя тех, кто его оставил.
Один из наиболее известных примеров — «колыбель» в итальянской больнице Santo Spirito in Saxia в Риме, основанной в конце XII века. По записям монастыря, более половины детей, оставленных в колыбели, умирали в течение первых трёх месяцев жизни, так как условия были ужасающими.
Судьбы детей в деревнях
Однако не только города были полны нежеланных детей. В сельской местности крестьянские семьи тоже часто сталкивались с трудностью прокормить очередного ребёнка. Один из способов избавиться от младенца был так называемый "экспонат" — оставление ребёнка на пороге богатого дома с надеждой, что его примут в услужение. Но чаще всего это заканчивалось трагично. Записки Пьера де Блуа, францисканского монаха, описывают случай, когда ребёнка подбросили к дому крупного землевладельца, но хозяин, возмущённый дерзостью крестьян, велел своим слугам утопить младенца в ближайшей реке.
Голос церкви и приюты
Католическая церковь, будучи важной моральной и социальной опорой средневековья, активно занималась вопросом спасения таких детей. Свидетельства папских булл и посланий епископов свидетельствуют о том, что церковь пыталась бороться с практикой отказа от детей, особенно в условиях греха внебрачных связей. Один из таких документов — булла папы Иннокентия III, изданная в начале XIII века, в которой указывалось, что приюты для подкидышей должны быть открыты в каждом епископстве.
Однако приюты, организованные при монастырях, сами по себе не могли справиться с волной брошенных детей. Свидетельства того времени полны мрачных описаний: хронический недокорм, антисанитария и отсутствие медицинской помощи приводили к тому, что смертность среди сирот была катастрофически высокой. Французский хронист Жан Фруассар в своих записях XIV века вспоминал приют в Париже, где ежегодно умирало более 70% детей, поступивших туда.
Воспоминания современников
Женщины того времени, писавшие воспоминания, часто делали акцент на внутреннем конфликте: на одной чаше весов — материнская любовь, на другой — безжалостная необходимость выживания. Например, хроники монахини Хильдегарды Бингенской описывают случаи, когда мать, не в силах прокормить детей, приходила к монастырю, оставляла младенца, а потом в слезах возвращалась домой, понимая, что это был её единственный шанс спасти хотя бы одного ребёнка.
Такое же раздирающее сердце письмо оставила Маргарет де Лаваль, женщина, чья семья страдала от голода во время войны между Францией и Англией в XIV веке: «Я вынуждена была оставить своего младшего сына на пороге церкви, ибо не было у меня ни еды, ни одежды для него. Пусть Господь сжалится над ним, ибо я не смогла».
Большое спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций! 💪