Найти в Дзене

Некрополь «Литераторские мостки». Где похоронен один из самых выдающихся скульпторов 20 века

Оглавление

Аникушин Михаил Константинович (1917–1997)

Замечательный советский и российский скульптор-монументалист, один из самых выдающихся ленинградских ваятелей послевоенной эпохи, без работ которого невозможно представить наш город. Академик АХ СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, Почётный гражданин Санкт-Петербурга.

Михаил Аникушин родился в Москве 2 октября 1917 накануне революционных событий. Первые годы жизни будущий художник и скульптор провел на малой родине отца в селе Яковлево, под Серпуховом. Возможно, именно тогда «вдали от шума городского» в мальчике проснулось чувство прекрасного. Во всяком случае по его собственным воспоминаниям рисовал и лепил он с самого раннего детства.
Когда пришло время определять мальчика в школу семья вернулась в столицу. Следует сказать, что отец Михаила Константиновича, хотя и не был художником в общепринятом смысле этого слова был человеком не чуждым прекрасному. Высоко квалифицированный мастер – паркетчик, он работал на многих знаменитых объектах активно строившейся в то время Сталинской Москвы. В частности, известно, что Константин Михайлович Аникушин укладывал паркет в гостинице «Москва». Возможно, именно по этой причине он всячески поощрял увлечение сына. Когда мальчику исполнилось 12 лет он начал заниматься в студии рисования и лепки районного Дома пионеров у Григория Андреевича Козлова.

В 1937 году Михаил Аникушин едет в Ленинград, где поступил на первый курс Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (ИНЖСА ВАХ) в мастерскую Василия Синайского и Александра Матвеева.
В течение всей жизни Михаил Константинович с огромным почтением отзывался о своих учителях, но особо выделял Александра Терентьевича Матвеева, как человека, оказавшего наибольшее влияние на него, как на скульптора.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны студент третьего курса М. К. Аникушин в соавторстве со студентом архитектурного факультета В. А. Петровым победил во всесоюзном конкурсе проектов памятника Низами, который планировалось установить в Баку.
Меду прочим в конкурсе участвовало 75 авторских коллективов среди которых были весьма известные и прославленные монументалисты. И хотя памятник в итоге так и не был установлен, по понятным причинам молодые авторы громко заявили о себе.

Сразу после начала Великой Отечественной войны вместе с другими студентами и преподавателями Академии художеств Аникушин участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду, а затем записался в Народное ополчение, хотя как студент – старшекурсник имел право на эвакуацию. Несколько месяцев спустя добровольцем вступил в РККА и в составе полевого госпиталя прошёл всю войну. Даже на фронте он не оставлял творчества и рисовал в любую свободную минуту. Демобилизовавшись в победном 1945 году, лейтенант медицинской службы Аникушин вернулся в Ленинград и в 1947-м блестяще завершил обучение в Академии художеств. Его дипломным проектом стала статуя “Воин-победитель.

-2

В 1949 году, Михаил Константинович Аникушин, работавший к тому времени, преподавателем скульптурного факультета Академии художеств принял участие в конкурсе проектов на памятник Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея и блестяще победил в нем.
За время работы Аникушин дважды полностью переделывал полномасштабную модель памятника, первый раз по просьбе членов комиссии, второй — по собственной воле.

Аникушин и Пушкин. Два гения русского искусства
Аникушин и Пушкин. Два гения русского искусства

Памятник был торжественно открыт в рамках празднования двухсот пятидесятилетия Ленинграда 19 июня 1957 года. Это был грандиозный праздник. Известно, что среди почетных гостей были Анна Ахматова и Даниил Гранин.

-4

Вот уже почти 70 лет памятник Пушкину работы Аникушина является одним из самых узнаваемых символов Ленинграда – Санкт-Петербурга.

-5

За эту работу Михаил Константинович получил Ленинскую премию и всеобщее признание. Скульптор, что называется, «проснулся знаменитым».

В ходе работы над памятником на Площади Искусств Аникушин и его соавтор архитектор В. А. Петров предложили несколько проектов и ещё один из них был реализован в интерьере станции «Пушкинская» Ленинградского метрополитена.

-6

В 1982 году в Ленинградском метрополитене появился ещё один бронзовый Александр Сергеевич работы Михаила Константиновича Аникушина.

-7

Этот памятник установлен на станции метро «Черная речка», открытой в день 145 годовщины гибели поэта. Рядом находится и предполагаемое место рокового поединка. Почему предполагаемое? Дело в том, что точное место естественно тогда никто не отмечал и на карту не наносил, поскольку дуэль была деянием уголовно наказуемым и соответственно место её проведения считалось местом преступления.

В 1968 году М. К. Аникушин совместно с архитектором В. А. Каменским победил в конкурсе на создание памятника В. И. Ленину, который должен был появиться в Ленинграде к 100-летию со дня рождения вождя пролетариата в 1970 году.

Место установки памятника (Московская площадь) диктовало определенные условия для размеров будущей скульптуры: высота фигуры вождя составила чуть больше 8 метров, а высота монумента в окончательном виде — 15 метров. Для работы над скульптурой такого масштаба не нашлось подходящего помещения, поэтому было решено полностью перестроить одноэтажное здание старой оранжереи в Вяземском саду. Проектирование мастерской выполнялось архитектором Филиппом Ароновичем Гепнером с учетом профессиональных пожеланий Аникушина. Все должно было быть максимально удобным для скульптора, ведь на работу над памятником Ленину были определены очень короткие сроки. В результате было построено уникальное здание — образцовая скульптурная мастерская для создания крупноформатных моделей памятников.

-8

Здесь Михаил Константинович Аникушин работал с 1969 по 1997 год.

Торжественное открытие памятника Ленину состоялось, как и было запланировано 22 апреля 1970 года в день столетия со дня рождения Вождя мирового пролетариата.

-9

Ещё одним по настоящему грандиозным монументальным сооружением работы Михаила Константиновича стал мемориальный комплекс «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны».

Идея сооружения такого памятника появилась давно. В результате проведенных конкурсов в 1969 году создание монумента на площади Победы было поручено творческой группе в составе скульптора М. К. Аникушина и архитекторов В. А. Каменского и С. Б. Сперанского.

Работа над проектом длилась несколько лет. Немаловажным фактом я считаю то обстоятельство, что Михаил Константинович, был не только гениальным скульптором, но и человеком, лично пережившим все ужасы той войны и блокады. В полной мере это относится и к его соавторам, воевавшим на Ленинградском фронте.

Михаил Константинович Аникушин работает над центральными фигурами мемориала «Героическим защитникам Ленинграда»
Михаил Константинович Аникушин работает над центральными фигурами мемориала «Героическим защитникам Ленинграда»

Памятник стал важнейшим символом Великого подвига совершённого защитниками Ленинграда и его мирными жителями, проявившими невероятное мужество и сумевшими выдержать 900 дней самой страшной блокады в истории. При приближении со стороны города мы видим, прежде всего, вертикаль сорока восьмиметрового обелиска, окруженного огромным бетонным кольцом, символизирующим блокаду.

-11

Со стороны Пулковского шоссе кольцо разорвано и именно через него мы видим скульптурные группы, расположенные на протяжённых уступчатых постаментах.

Бронзовая скульптурная композиция «Победители», установленная у основания обелиска, является центром всего монументального комплекса.

Рабочий с молотом и солдат с автоматом. Единство фронта и тыла. Именно они стали настоящими «Победителями».
Рабочий с молотом и солдат с автоматом. Единство фронта и тыла. Именно они стали настоящими «Победителями».

Неизгладимое впечатление производит скульптурная группа «Блокада»

-13

Мы видим мать, на руках у которой умер её ребенок, девушку пытающуюся поднять обессилевшую подругу, солдата, который поддерживает истощённую до предела женщину, уронившую ведро с водой. Страшная правда блокады, которую скульптор пережил вместе с другими ленинградцами, остававшимися в городе, нашла отражение, в каждой из девяти скульптурных композиций, которые мы видим внутри разорванного кольца.
Прообразами многих персонажей стали люди, которых лично знал скульптор: добровольцы, студенты его института, однополчане или просто жители блокадного Ленинграда которых он рисовал негнущимися от холода пальцами. Рисовал, чтобы потом воссоздать в бронзе их лица.

Кроме монументальной скульптуры Михаил Константинович был большим мастером скульптурного портрета и создал целую галерею портретов выдающихся деятелей науки и искусства, многих из которых знал лично. Он стал автором многих надгробий на мемориальном кладбище «Литераторские мостки» о которых я вам мои уважаемые читатели уже рассказывал, а потому сегодня лишь напомню.

Памятник на могиле академика Бехтерева
Памятник на могиле академика Бехтерева
Надгробие «Отца советской физики» академика Абрама Федоровича Иоффе
Надгробие «Отца советской физики» академика Абрама Федоровича Иоффе
Памятник замечательному композитору Василию Павловичу Соловьеву – Седому
Памятник замечательному композитору Василию Павловичу Соловьеву – Седому

Так же Михаил Константинович Аникушин стал автором надгробного памятника великому советскому актеру театра и кино Николаю Константиновичу Черкасову (1903–1966) похороненному в «Некрополе мастеров искусств».

-17

Николай Константинович Аникушин скончался 18 мая 1997 года. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки». Вполне естественно, что после его смерти встал вопрос, а каким будет памятник великому скульптору. В итоге вдова мастера, сама замечательный скульптор Мария Тимофеевна Литовченко приняла решение использовать в качестве надгробия работу самого Николая Константиновича.

Два ваятеля. М. Литовченко и М. Аникушин
Два ваятеля. М. Литовченко и М. Аникушин

И вот теперь над могилой замечательного скульптора и его жены, упокоившейся рядом с мужем в 2003 году, парит Ника – богиня победы. Это фрагмент композиции, которую Михаил Константинович изготовил в свое время для мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» является своеобразным воплощением его жизненного кредо: «Верить в Победу».

Надгробие М. К. Аникушина и М. Т. Литовченко на «Литераторских мостка»
Надгробие М. К. Аникушина и М. Т. Литовченко на «Литераторских мостка»
-20

Вот такая история жизни замечательного человека, великого скульптора 20 века учеником которого мне посчастливилось быть.

В заключение хочу сказать, что в настоящее время бывшая мастерская скульптора (Вяземский переулок, 8), превращена в его музей и является филиалом Государственного музея городской скульптуры.

-21

12 сентября 2013 года перед зданием установлен памятник М. К. Аникушину работы Н. Краюхина.

-22

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время я обязательно расскажу вам о творчестве Марии Тимофеевны Литовченко, ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.

-23

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова работает по адресу Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д. 15 корп.2 с 1996 года. Мы лучшие выпускники Академии художеств готовы воплотить в жизнь скульптурный проект любой сложности.