Аникушин Михаил Константинович (1917–1997)
Замечательный советский и российский скульптор-монументалист, один из самых выдающихся ленинградских ваятелей послевоенной эпохи, без работ которого невозможно представить наш город. Академик АХ СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, Почётный гражданин Санкт-Петербурга.
Михаил Аникушин родился в Москве 2 октября 1917 накануне революционных событий. Первые годы жизни будущий художник и скульптор провел на малой родине отца в селе Яковлево, под Серпуховом. Возможно, именно тогда «вдали от шума городского» в мальчике проснулось чувство прекрасного. Во всяком случае по его собственным воспоминаниям рисовал и лепил он с самого раннего детства.
Когда пришло время определять мальчика в школу семья вернулась в столицу. Следует сказать, что отец Михаила Константиновича, хотя и не был художником в общепринятом смысле этого слова был человеком не чуждым прекрасному. Высоко квалифицированный мастер – паркетчик, он работал на многих знаменитых объектах активно строившейся в то время Сталинской Москвы. В частности, известно, что Константин Михайлович Аникушин укладывал паркет в гостинице «Москва». Возможно, именно по этой причине он всячески поощрял увлечение сына. Когда мальчику исполнилось 12 лет он начал заниматься в студии рисования и лепки районного Дома пионеров у Григория Андреевича Козлова.
В 1937 году Михаил Аникушин едет в Ленинград, где поступил на первый курс Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (ИНЖСА ВАХ) в мастерскую Василия Синайского и Александра Матвеева.
В течение всей жизни Михаил Константинович с огромным почтением отзывался о своих учителях, но особо выделял Александра Терентьевича Матвеева, как человека, оказавшего наибольшее влияние на него, как на скульптора.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны студент третьего курса М. К. Аникушин в соавторстве со студентом архитектурного факультета В. А. Петровым победил во всесоюзном конкурсе проектов памятника Низами, который планировалось установить в Баку.
Меду прочим в конкурсе участвовало 75 авторских коллективов среди которых были весьма известные и прославленные монументалисты. И хотя памятник в итоге так и не был установлен, по понятным причинам молодые авторы громко заявили о себе.
Сразу после начала Великой Отечественной войны вместе с другими студентами и преподавателями Академии художеств Аникушин участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду, а затем записался в Народное ополчение, хотя как студент – старшекурсник имел право на эвакуацию. Несколько месяцев спустя добровольцем вступил в РККА и в составе полевого госпиталя прошёл всю войну. Даже на фронте он не оставлял творчества и рисовал в любую свободную минуту. Демобилизовавшись в победном 1945 году, лейтенант медицинской службы Аникушин вернулся в Ленинград и в 1947-м блестяще завершил обучение в Академии художеств. Его дипломным проектом стала статуя “Воин-победитель.
В 1949 году, Михаил Константинович Аникушин, работавший к тому времени, преподавателем скульптурного факультета Академии художеств принял участие в конкурсе проектов на памятник Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея и блестяще победил в нем.
За время работы Аникушин дважды полностью переделывал полномасштабную модель памятника, первый раз по просьбе членов комиссии, второй — по собственной воле.
Памятник был торжественно открыт в рамках празднования двухсот пятидесятилетия Ленинграда 19 июня 1957 года. Это был грандиозный праздник. Известно, что среди почетных гостей были Анна Ахматова и Даниил Гранин.
Вот уже почти 70 лет памятник Пушкину работы Аникушина является одним из самых узнаваемых символов Ленинграда – Санкт-Петербурга.
За эту работу Михаил Константинович получил Ленинскую премию и всеобщее признание. Скульптор, что называется, «проснулся знаменитым».
В ходе работы над памятником на Площади Искусств Аникушин и его соавтор архитектор В. А. Петров предложили несколько проектов и ещё один из них был реализован в интерьере станции «Пушкинская» Ленинградского метрополитена.
В 1982 году в Ленинградском метрополитене появился ещё один бронзовый Александр Сергеевич работы Михаила Константиновича Аникушина.
Этот памятник установлен на станции метро «Черная речка», открытой в день 145 годовщины гибели поэта. Рядом находится и предполагаемое место рокового поединка. Почему предполагаемое? Дело в том, что точное место естественно тогда никто не отмечал и на карту не наносил, поскольку дуэль была деянием уголовно наказуемым и соответственно место её проведения считалось местом преступления.
В 1968 году М. К. Аникушин совместно с архитектором В. А. Каменским победил в конкурсе на создание памятника В. И. Ленину, который должен был появиться в Ленинграде к 100-летию со дня рождения вождя пролетариата в 1970 году.
Место установки памятника (Московская площадь) диктовало определенные условия для размеров будущей скульптуры: высота фигуры вождя составила чуть больше 8 метров, а высота монумента в окончательном виде — 15 метров. Для работы над скульптурой такого масштаба не нашлось подходящего помещения, поэтому было решено полностью перестроить одноэтажное здание старой оранжереи в Вяземском саду. Проектирование мастерской выполнялось архитектором Филиппом Ароновичем Гепнером с учетом профессиональных пожеланий Аникушина. Все должно было быть максимально удобным для скульптора, ведь на работу над памятником Ленину были определены очень короткие сроки. В результате было построено уникальное здание — образцовая скульптурная мастерская для создания крупноформатных моделей памятников.
Здесь Михаил Константинович Аникушин работал с 1969 по 1997 год.
Торжественное открытие памятника Ленину состоялось, как и было запланировано 22 апреля 1970 года в день столетия со дня рождения Вождя мирового пролетариата.
Ещё одним по настоящему грандиозным монументальным сооружением работы Михаила Константиновича стал мемориальный комплекс «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны».
Идея сооружения такого памятника появилась давно. В результате проведенных конкурсов в 1969 году создание монумента на площади Победы было поручено творческой группе в составе скульптора М. К. Аникушина и архитекторов В. А. Каменского и С. Б. Сперанского.
Работа над проектом длилась несколько лет. Немаловажным фактом я считаю то обстоятельство, что Михаил Константинович, был не только гениальным скульптором, но и человеком, лично пережившим все ужасы той войны и блокады. В полной мере это относится и к его соавторам, воевавшим на Ленинградском фронте.
Памятник стал важнейшим символом Великого подвига совершённого защитниками Ленинграда и его мирными жителями, проявившими невероятное мужество и сумевшими выдержать 900 дней самой страшной блокады в истории. При приближении со стороны города мы видим, прежде всего, вертикаль сорока восьмиметрового обелиска, окруженного огромным бетонным кольцом, символизирующим блокаду.
Со стороны Пулковского шоссе кольцо разорвано и именно через него мы видим скульптурные группы, расположенные на протяжённых уступчатых постаментах.
Бронзовая скульптурная композиция «Победители», установленная у основания обелиска, является центром всего монументального комплекса.
Неизгладимое впечатление производит скульптурная группа «Блокада»
Мы видим мать, на руках у которой умер её ребенок, девушку пытающуюся поднять обессилевшую подругу, солдата, который поддерживает истощённую до предела женщину, уронившую ведро с водой. Страшная правда блокады, которую скульптор пережил вместе с другими ленинградцами, остававшимися в городе, нашла отражение, в каждой из девяти скульптурных композиций, которые мы видим внутри разорванного кольца.
Прообразами многих персонажей стали люди, которых лично знал скульптор: добровольцы, студенты его института, однополчане или просто жители блокадного Ленинграда которых он рисовал негнущимися от холода пальцами. Рисовал, чтобы потом воссоздать в бронзе их лица.
Кроме монументальной скульптуры Михаил Константинович был большим мастером скульптурного портрета и создал целую галерею портретов выдающихся деятелей науки и искусства, многих из которых знал лично. Он стал автором многих надгробий на мемориальном кладбище «Литераторские мостки» о которых я вам мои уважаемые читатели уже рассказывал, а потому сегодня лишь напомню.
Так же Михаил Константинович Аникушин стал автором надгробного памятника великому советскому актеру театра и кино Николаю Константиновичу Черкасову (1903–1966) похороненному в «Некрополе мастеров искусств».
Николай Константинович Аникушин скончался 18 мая 1997 года. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки». Вполне естественно, что после его смерти встал вопрос, а каким будет памятник великому скульптору. В итоге вдова мастера, сама замечательный скульптор Мария Тимофеевна Литовченко приняла решение использовать в качестве надгробия работу самого Николая Константиновича.
И вот теперь над могилой замечательного скульптора и его жены, упокоившейся рядом с мужем в 2003 году, парит Ника – богиня победы. Это фрагмент композиции, которую Михаил Константинович изготовил в свое время для мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» является своеобразным воплощением его жизненного кредо: «Верить в Победу».
Вот такая история жизни замечательного человека, великого скульптора 20 века учеником которого мне посчастливилось быть.
В заключение хочу сказать, что в настоящее время бывшая мастерская скульптора (Вяземский переулок, 8), превращена в его музей и является филиалом Государственного музея городской скульптуры.
12 сентября 2013 года перед зданием установлен памятник М. К. Аникушину работы Н. Краюхина.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время я обязательно расскажу вам о творчестве Марии Тимофеевны Литовченко, ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.
Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова работает по адресу Санкт-Петербург, Тихорецкий проспект, д. 15 корп.2 с 1996 года. Мы лучшие выпускники Академии художеств готовы воплотить в жизнь скульптурный проект любой сложности.