Начало. Глава 1
Неизвестно, что почувствовал Игорь после отъезда мамы, может быть и скучал, но Юля почувствовала огромное облегчение. Не нужно вытирать лужи в ванной после свекрови, собирать по дому обертки от конфет.
Выслушивать от свекрови, какая она невнимательная невестка, бездушная и холодная женщина, и как не повезло Игорьку.
- Да, сынок, это старость. Правда, твоя жена это не признает. Никогда не поинтересуется, как я себя чувствую, не надо ли мне чего. Не ожидала я от нее такой черствости, казалась такой милой, такой покладистой, как можно ошибаться в человеке!
Игорь смотрел на маму с сочувствием. Все он понимает, мама привыкла, чтобы ее берегли, холили, за ней ухаживали. Однако!
- Мама, ты же женщина, должна понимать, у Юли была тяжелая беременность, она с трудом доносила ребенка, после перенесла операцию. За ней бы за самой еще уход нужен.
- Игорь! Юлечка еще молодая, не она первая рожает, я тоже вас двоих как-то выносила и родила. Никакого кесарева не понадобилось, потому что я за вашего отца девушкой вышла. И ваш папа очень это ценил.
Сыновья его не тех девушек выбрали. У старшего сына жена через семь месяцев родила. Пусть она мне на Библии клянется, что родила семимесячного, я не поверю. Почему именно у Сашенький должен родиться семимесячный ребенок, да еще с весом в два с небольшим килограмма?
Что касается твоей жены, очень уж она нежная. Только в этом ли дело, Игорь? Некоторые, я слыхала, встречаются с кем-то, даже бывает, вместе живут. От этого, разумеется бывают дети. А чтобы их не было, что девушки делают? Да, сынок, прерывают беременность. Последствия не преминут появиться. Тяжелая беременность, угроза выкидыша, кесарево сечение.
Я понимаю Санию, она все про свою дочь знает, поэтому считает своим долгом помочь дочери. Могла бы и подольше пожить, сорвалась, уехала. На самом деле, ее долг, быть около дочери, если не сумела ее правильно воспитать.
Бледность проступила на лицо Игоря. На щеках выступили красные пятна. Он спрятал руки за спину и чуть наклонился вперед и навис над матерью, возлежавшей на диване.
- Мама! Ты у нас врач-гинеколог? Как ты можешь судить Веру? Саша сам знает, в срок или не в срок родился его ребенок. Какая тебе разница, если он уверен, что жена родила от него?
И что ты тут наплела про современных девушек, намекая на мою Юлю? Чего ты добиваешься, мама? Хочешь, чтобы я поверил в весь этот бред, и что? Какая твоя цель? Чтобы я бросил Юлию? Не думаю. Ты хочешь, чтобы она чувствовала себя виноватой, чтобы я ее согнул, как липку, подчинил себе, значит и тебе. Верно?
Не получится, мама! Внешность Юлии обманчива. Она милая, улыбчивая, даже иногда может уступить, если ей не принципиально, но Юля никогда не позволит себя топтать.
- Можешь не говорить, я уже раскусила твою жену, змея в облике Ангела. Игорь, сынок, за что мне все это? После сме рти отца, я все отдала вам, его сыновьям, и мне сейчас некуда притулить голову. Ни старшему сыну, ни младшему не нужна.
- Кто тебе сказал, что не нужна. Выделил я тебе комнату. Живи! Не хочешь помогать с внучкой, не надо. Ты не обязана, справимся сами. Только, будь так добра, ухаживай сама за собой. Ты вполне можешь приготовить, кофе сварить, посуду помыть. Не надо все перекладывать на Юлю.
Неудобно мне, мама, тебе это говорить, но ты сама знаешь, и мы с Сашей знаем, у тебя всегда был отдельный счет, деньги у тебя есть, не на одну жизнь хватит.
Если тебе не нравится жить в нашем доме, дом-особняк у тебя самой есть, так что нет необходимости к кому-то из нас притулиться. Ты можешь вернуть Симу, вашу домработницу, и жить в своем доме припеваючи.
- Игорь, ты не понимаешь, мне нужно тепло, нужно, чтобы рядом был любящий человек, если не муж, заботливый сын. А Симу я сама выгнала. Она украла отцовский серебряный портсигар. Он, между прочим, бешеных денег стоит. Старинный.
- Господи Сима всю жизнь прожила около вас с отцом, ни ложечки у вас не взяла. На что ей портсигар? Она любоваться им будет? Разве сможет она его продать? Ой, какие глупости, Сима украла! Поговоришь с ней, извинишься, и она вернется. Незлопамятная она, бесхитростная.
- Ты хочешь, Игорь, чтобы я уехала? Ты выгоняешь меня?
- Нет мама, я тебе объясняю, у нас нет домработницы, ухаживать за тобой некому. Нам бы с дочкой справиться. Хочешь жить с нами, обслуживай сама себя. Главное, никогда не жалуйся мне на Юлию. Она ни одного плохого слова про тебя не сказала.
- Так я и поверила! Ты не своими словами говоришь, а словами своей Юлии. Раньше ты так грубо со мной не разговаривал. Она тебя настроила. А домработницу мог бы и нанять. У всех приличных людей прислуга имеется.
- Не мог бы. Юлия не хочет, чтобы кто-то убирался за нами, стирал. Она хочет сама заботиться о своей семье.
Юлия с трудом сдала экзамены. У нее были выполнены не все контрольные, заниматься было некогда. Елизавета, как на грех, по ночам плакала заходя. Маме с папой приходилось носит ее на руках по очереди, потому что девочка успокаивалась только тогда, когда с ней маршировали по комнате.
Ангелина Петровна собралась домой совсем неожиданно. Игорь приехал с работы, зашел, как обычно поздороваться с мамой, ибо по утрам, когда он уезжает на работу, матушка еще спит. Зашел, а мама собирает сумку.
- Мама, добрый вечер, ты чего это? Никак собралась уезжать?
- Да, Игорь, не ко двору я тут пришлась. Не хочу мешать твоему семейному счастью.
- Что случилось, мама! Мне казалось, все наладилось, все пришло в норму.
- Тебе показалось, сын! Я в таких условиях жить не могу. Построили дом не пойми где. Безлюдье, на окраину Казани полчаса добираться. Из соседей лишь Мария Львовна приличная женщина. С ней с одной можно поговорить.
Остальные, чисто батрачки, упрутся в свои грядки, света белого не видят, картошку они выращивают. Твоя тоже такая, коляску поставит под навес и роется в земле. Это она, чтобы со мной не разговаривать.
Не стал Игорь удерживать маму. На следующий день, с самого утра, он отвез ее в аэропорт, посадил в самолет и отправил в Москву. Позвонил другу, чтобы он встретил Ангелину Петровну, купил билет в Красноярск и посадил в самолет.
Неизвестно, что почувствовал Игорь после отъезда мамы, может быть и скучал, но Юля почувствовала огромное облегчение. Не нужно вытирать лужи в ванной после свекрови, собирать по дому обертки от конфет.
Выслушивать от свекрови, какая она невнимательная невестка, бездушная и холодная женщина, и как не повезло Игорьку, ибо, на старости лет ему придется доживать с женщиной без сердца, тоже было мало приятного.
Лизонька, словно почувствовав состояние мамы, тоже стала спокойнее. Мама с папой не могли нарадоваться на дочечку. Несмотря на то, что Лиза искусственница, она за год ни разу серьезно не болела, если не считать сопелек.
В положенное время прорезались зубки, правда с небольшой температурой. В пять месяцев Лизонька сама села в кроватке, в семь месяцев уже ходила по манежу, держась за края. В начале лета она уже лепила куличики с соседской девочкой в песочнице, на игровой площадке, которую для нее соорудил папа.
Для детишек Алисы дедушки тоже построили игровую площадку на усадьбе Богатыревых, неподалеку от пруда. Тут же установили для них бассейн, в котором в солнечные дни вода нагревалась, что в бане.
Ребятишки купались, пока бабушка не вытаскивала их, не кутала в полотенца, и не усаживала на диван греться. Вольготно детям Алисы, все их любят, балуют.
Самой Лиске живется в доме мужа вполне комфортно. Что она делает, так это каждый день готовит завтрак, стирает и моет полы по выходным. Все хлопоты по домашнему хозяйству лежат на Анастасии, ну и Арсений ей помогает.
Алиса учится, работает замом у отца, исподволь готовя мужа своего, Артемия Арсеньевича к будущей работе на своем предприятии.
- Тем, знаешь, мне трудно справляться с таким хозяйством, как производство мебели. При папе, под его руководством, я еще как-то худо-бедно тяну. Мне бы лучше с мамой работать, я детство на рынке провела, считай, с материнским молоком впитала правила той жизни.
Может ты согласишься с отцом, поработаешь с ним хотя бы во время своего отпуска, а я вместо мамы поработаю?
- Лисонька! Какой из меня руководитель? Я по образованию учитель биологии. Где учитель и где производство мебели?
- Так в чем проблема, Артем? Ты все равно не работаешь по своей специальности. Поступай заочно на технолога, хотя бы в техникум. Милый мой, хороший, помоги мне, пожалуйста! Папа говорит, нельзя брать в бизнес чужих. Постареют мои родители, кому будут передавать свое дело?
- Лисонька, ты не единственная дочь. Почему бы Игорю с Юлей не переехать сюда? Он пооборотистей меня будет. Лис, я не сумею, не дано мне это.
- Артем, легче всего сказать, не сумею. Ты мужик или как? Думаешь, мне легко? Давай, я тоже скажу, мне не дано. Может я хочу сидеть дома, воспитывать Толика и Айшу, родить еще ребятишек, наслаждаться жизнью за широкой спиной мужа?
- В чем же дело, давай, родим!
- Хорошо, я откажусь работать с папой, нарожаю тебе кучу детей, ты чем нас кормить будешь? Чем платить станешь за коммунальные услуги, на какие деньги заправлять машину, ремонтировать ее?
- Живут же как-то люди и на зарплату. Лис, не выноси мне мозги, пожалуйста! Разве сейчас нам с тобой плохо? Тебе не нравится, как мы живем?
- Не, не нравится, Артем. Мы живем нормально, но это пока. У нас достаточно доходов, военная пенсия папы, пенсия Анастасии, твоя зарплата, моя зарплата. А в будущем как все будет, ты думаешь?
Когда не станет папы, когда я устану тащить непосильный груз, мы выживем на твою зарплату?
- Алис! Сама подумай, как я в своем возрасте сяду за парту со школьниками? Стыдно же такому мужику и в техникуме учиться.
- Ничего, стыд не дым, глаза не выест. На самом деле тебе будет стыдно, если не сможешь купить сыну такой велосипед, какой он хочет, а его другу папка купит. Потому что в свое время ты постеснялся учиться, не захотел даже попробовать зарабатывать больше.
Доконала Алиса, уговорила Артема пойти и поработать на Мебельной фабрике на время своего законного отпуска. Зря Артемий сопротивлялся, он быстро вошел во вкус. Если ты командовал отрядом пожарных, пусть трудно, но возможно переключиться на руководство производством.
Всего добилась наша Лисонька. И в техникум ее Артем поступил, и на производстве свою жену заменил. А Алиса занялась рынком, отправив маму на заслуженный отдых.
Всякое в ее жизни бывало, ссорилась Алиса иногда с мужем, доказывая свое, бывало. Но в их жизни никогда не было измены и предательства.
Дети выросли как-то незаметно, их больше воспитывали бабушки и дедушки. С Толей особых проблем не было, Айша в пятнадцать лет собралась сбежать с подругой в Москву, но Анатолий заложил ее, и отец своевременно принял меры.
Была одна неприятность. Когда детям было лет по восемь, Марина явилась в дом к Богатыревым, позвонила в ворота. Хозяев дома не оказалось, только баба Настя с Айшой и соседскими ребятишками. Толика тоже не было, отец взял его с собой на работу.
Услышав звонок в ворота, Анастасия пошла посмотреть, кто пришел, соседский Егорка, за ней, думая, что за ним пришла бабушка. Увидев, что звонит женщина, баба Настя открыла ворота. Марина вошла, поздоровалась и заявила, что пришла к внукам.
Ага! К внукам! Присев перед Егоркой на корточки, Марина взяла его за плечи
- Здравствуй внучок, я твоя родная бабушка!
Мальчик заревел. Рекс залаял. Анастасия сразу врубилась, поняла, кто это.
- Пошла вон немедленно, сумасшедшая какая-то, ребенка напугала. Пошла, а то собаку спущу!
Марина вышла из ворот, вроде, тот дом. Мальчик стал походить на ее сына. Вроде, раньше он темненький был.
Анастасия рассказала Сании о посетительнице. Они с Виктором посоветовались, повидались с Мариной. Что уж они говорили, как договорились, больше Марина в их жизни не появилась.
Алиса с Артемом сами рассказали детям, что у них был еще один папа, только он живет в другом месте. Дети приняли эту новость спокойно. Только Айша спросила, случайно еще одной мамы у них нет?
Продолжение Заключительная глава.
ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ!
Вот мы с вами и добрались до окончания истории.
Завтра у нас с вами последняя глава. В ней я напишу о том, как живут герои повести в наши дни, кто чем занимается. Она выйдет вечером в 19 по Москве.
Даю вам возможность задать все интересующие вас вопросы, чтобы ответить на них в вечерней главе. Сама займусь путеводителем, чтобы вы, мои дорогие, не скучали в мое отсутствие, и могли перечитать особенно понравившиеся повести, а кто не читал, тем почитать все подряд.
Меня не будет на канале 22 и 23 октября, то есть, во ВТОРНИК и в СРЕДУ. Мне нужно немного времени, чтобы как-то отойти от прежних героев, привыкнуть к новым. Начнется новая повесть в ЧЕТВЕРГ. Окончательное название еще не придумала. С этим у меня большие затруднения.
Повесть будет о раскулачивании и ссылке крестьян из одной из русских деревень Татарстана в Магнитогорск. Начнется повествование с мая 1931 года.
Вот и все, что хотела вам сообщить, друзья мои.
За сим прощаюсь до завтра, до 19 часов.
С любовью и уважением,
ваша Лале.