Разница в строении тел младенца и взрослого человека очевидна, однако
происходящие из года в год изменения трудноуловимы. С первого взгляда
может показаться, что шестилетний и двухлетний ребенок вообще ничем не
различаются. На самом деле существует целый ряд отличий, которые
должны учитываться. Новорожденный отличается от взрослого человека
относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой
головой.
Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища,
у ребенка 2 лет – 1/5,
6 лет – 1/6,
12 лет – 1/7
у взрослых – 1/8.
С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До
начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела
отсутствуют, однако в период полового созревания у юношей конечности
становятся длиннее, туловище короче, а таз уже, чем у девушек. Можно
отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела:
от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния. Рост ребенка
измеряется не в единицах высоты головы взрослого человека, а в единицах
высоты головы, характерной для его собственного возраста.
Систематическая, описательная анатомия изучает и последовательно описывает «нормального», т.е. здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normàlis — нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечиваются функции здорового организма. В то же время показатели нормы для большего или меньшего числа людей (масса тела, рост, форма тела, особенности строения и др.) всегда будут находиться в диапазоне максимальной и минимальной величин вследствие индивидуальных черт строения. Индивидуальные черты обусловлены наследственными факторами, а также воздействиями внешней среды. Взаимоотношения организма здорового человека с внешней средой в нормальных (физиологических) условиях находятся в состоянии равновесия. В последнее время часто употребляется термин «условная норма», чем признается относительность этого понятия. Наличие индивидуальной изменчивости формы и строения тела человека, его органов позволяет говорить о вариантах (вариациях) строения организма (от лат. variàtio — изменение). Варианты выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму. Наиболее резко выраженные врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomàlia — неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов). Другие аномалии резко выражены и имеют внешние проявления, поэтому их называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. terâtos — урод). Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений друг с другом, со скелетом является предметом изучения топографической (хирургической) анатомии. Внешние формы тела человека, пропорции изучает пластическая анатомия. Систематическую анатомию также называют нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, изучающей пораженные той или иной болезнью органы и ткани. Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особенности строения. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние, а также типичные, наиболее часто встречающиеся формы.
Большинство антропометрических показателей в любом возрасте имеют значительные индивидуальные колебания. В книге «Человек. Медико-биологические данные» (1977), изданной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), приведены антропометрические показатели (табл. 1). Площадь поверхности отдельных участков тела взрослого человека выражают в процентах: поверхность головы составляет 9 %, каждая верхняя конечность — 10 %, каждая нижняя конечность — 19 %, передняя часть туловища — 17 %, задняя часть туловища — 17 %, промежность — 1 %, ладонь — 1 %. Особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека внешней среды (питание, климатические и географические условия, физические нагрузки).
Индивидуальные особенности определяются как наследственными факторами, так и влиянием внешней среды – географическими, климатическими условиями, питанием, физической нагрузкой.
Гармоничность пропорций тела является одним из критериев при оценке состояния здоровья человека. При диспропорции в строении тела можно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах (эндокринных, хромосомных и др.).
В табл. 3 приведены относительные размеры частей тела у людей разных типов телосложения.
Идеальные пропорции фигуры люди пытались определить во все времена. Самый древний канон о пропорции тела датируется 3000 годом до н.э. С тех пор он неоднократно изменялся. Основными мерками были длина стопы, лица, головы.
Законы пропорции тела, которыми пользовался Леонардо да Винчи:
- длина ладони равняется длине 4 пальцев, стопа равна 4 ладоням, рост
человека – 24 ладони;
- расставленные ноги и поверхность пола образуют равносторонний
треугольник;
- рост равен полному размаху рук;
- расстояние от макушки до сосков – ¼ роста;
- длина ноги от коленной чашечки до мыска равна ¼ роста;
- длина руки от кончиков пальцев до локтя – 1/5 роста;
- длина уха, расстояние от подбородка до носа и от корней волос до бровей
равны между собой и составляют треть длины лица;
- идеальное соотношение между талией и бедрами женщины – 0,64-0,7.
В настоящее время используются следующие пропорции Человеческого тела:
- длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны
стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя – рост
человека;
- четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту
человека;
- если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14
человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние
пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела,
равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок;
- пространство между расставленными ногами и полом образует
равносторонний треугольник;
- размах разведенных рук будет равен росту;
- расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой
человеческого роста;
- расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста;
- расстояние же от верхней части груди до корней волос – 1/7 роста;
- расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста;
- наибольшая ширина плеч – восьмая часть роста;
- расстояние от локтя до кончиков пальцев – 1/5 роста, от локтя до
подмышечной ямки – 1/8;
- длина всей руки – это 1/10 роста;
- начало гениталий находится как раз посредине тела;
- стопа – 1/7 часть роста;
- расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста,
а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно
четверти роста;
- расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до
бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.
При определении пропорций в качестве «единицы измерения» чаще
всего используется голова.
Законы пропорции тела, которыми пользовался Леонардо да Винчи:
- длина ладони равняется длине 4 пальцев, стопа равна 4 ладоням, рост
человека – 24 ладони;
- расставленные ноги и поверхность пола образуют равносторонний
треугольник;
- рост равен полному размаху рук;
- расстояние от макушки до сосков – ¼ роста;
- длина ноги от коленной чашечки до мыска равна ¼ роста;
- длина руки от кончиков пальцев до локтя – 1/5 роста;
- длина уха, расстояние от подбородка до носа и от корней волос до бровей
равны между собой и составляют треть длины лица;
- идеальное соотношение между талией и бедрами женщины – 0,64-0,7.
В настоящее время используются следующие пропорции Человеческого тела:
- длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны
стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя – рост
человека;
- четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту
человека;
- если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14
человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние
пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела,
равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок;
- пространство между расставленными ногами и полом образует
равносторонний треугольник;
- размах разведенных рук будет равен росту;
- расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой
человеческого роста;
- расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста;
- расстояние же от верхней части груди до корней волос – 1/7 роста;
- расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста;
- наибольшая ширина плеч – восьмая часть роста;
- расстояние от локтя до кончиков пальцев – 1/5 роста, от локтя до
подмышечной ямки – 1/8;
- длина всей руки – это 1/10 роста;
- начало гениталий находится как раз посредине тела;
- стопа – 1/7 часть роста;
- расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста,
а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно
четверти роста;
- расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до
бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.
При определении пропорций в качестве «единицы измерения» чаще
всего используется голова.
Так, рост высокой женщины должен равняться высоте (длине) ее головы, умноженной на 8,5. Длина ног составляет высоту головы, умноженную на 4,5. Ширина плеч и бедер должна равняться высоте головы, умноженной на 1,5. Ширина талии равняется высоте головы.
У женщин маленького роста длина фигуры составляет длину головы, умноженную на 7. Остальные пропорции фигуры сохраняются.
Для соответствия канону красоты нужно чтобы тело было пропорциональным, гармоничным.
Разница в строении тел младенца и взрослого человека очевидна, однако
происходящие из года в год изменения трудноуловимы. С первого взгляда
может показаться, что шестилетний и двухлетний ребенок вообще ничем не
различаются. На самом деле существует целый ряд отличий, которые
должны учитываться. Новорожденный отличается от взрослого человека
относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой
головой.
Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища,
у ребенка 2 лет – 1/5,
6 лет – 1/6,
12 лет – 1/7
у взрослых – 1/8.
С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До
начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела
отсутствуют, однако в период полового созревания у юношей конечности
становятся длиннее, туловище короче, а таз уже, чем у девушек. Можно
отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела:
от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния. Рост ребенка
измеряется не в единицах высоты головы взрослого человека, а в единицах
высоты головы, характерной для его собственного возраста.
С возрастом в теле человека происходит множество необратимых
процессов. Позвоночник сжимается и укорачивается, поскольку хрящевые
диски стареют и становятся тоньше. В результате этих
процессов рост человека может сократиться на величину от половины до
целой высоты головы.
У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8
раз. У подростка – 7 раз. У младенца размер головы укладывается в высоте
фигуры 4 раза, у школьника – 5 раз. Руки доходят до середины бедра, локти
находятся на уровне талии, колени – посередине ноги. У взрослого человека
в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах – 2 раза. Ширина таза
мужчины – полторы головы, а женщины – около 1,25. Длина ног – четыре
высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры.
Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Пальцы опущенной вниз
руки находятся на уровне середины бедра. Высота стопы равна высоте носа,
а длина стопы – длине предплечья. Высота тела равна длине распростёртых
в стороны рук. Высота головы у мужчин равна половине ширины плеч, а у
женщин – расстоянию между выпуклыми точками груди. Ширина кисти
руки примерно равна длине среднего пальца. Обхват талии равен двум
обхватам шеи.
Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе онтогенеза, то есть в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических трансформаций организма от его зарождения до конца жизни.
Список используемой литературы:
1. Федюкович, Н. И. Анатомия и физиология человека [Текст]: учебник / Н. И. Федюкович. – Изд. 26-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 510 с. – ( Среднее медицинское образование).
2. Брыксина, З. Г. Анатомия человека [Электронный ресурс]: учеб. для мед.училищ и колледжей / З. Г. Брыксина, М. Р. Сапин, С. В. Чава ; Консультант студента (ЭБС). – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – Режим доступа:http: //www.medcollegelib.ru.
3. Сапин, М. Р. Анатомия человека. Атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для мед. училищ и колледжей / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина, С. В. Чава ; Консультант студента (ЭБС). – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – Режим доступа: http: //www.medcollegelib.ru.
4. Смольянникова, Н. В. Анатомия и физиология [Электронный ресурс]: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун ; Консультант студента (ЭБС). – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – Режим доступа: http: //www.medcollegelib.ru.
5. М. Р. Сапин, Д. Б. Никитюк, В. С .Ревазов Анатомия человека. В двух томах. Т. 1/Под ред. М. Р. Сапина. — 5-е издание, перераб. и доп. — М.: Медицина, 2001. — 640 с.: ил.
6. Львова, Е.В. Пластическая анатомия: учебное пособие / Е.В. Львова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. – 114 с.