Шок-рок — это рок-н-ролл в своем самом безумном проявлении, где монстры бегают на свободе и иногда играют на гитарах, топлесс-женщины взрывают машины, мутанты жуют сырое мясо, а обдолбанные певцы катаются по битому стеклу. Это ад с сорванной крышкой, под ритм 4/4. Большинство представителей шок-рока хорошо известны: Plasmatics, GWAR, Marilyn Manson, W.A.S.P., Dwarves, Rammstein. Но на протяжении десятилетий, бурля под поверхностью, небольшая армия не менее эпатажных лунатиков бушевала на сценах. Вспомним некоторых из них.
Death SS: итальянский хоррор-рок из тайного общества
Стив Сильвестр, итальянский энтузиаст Алистера Кроули и член его тайного общества Ordo Templi Orientis, вместе с легендой дум-рока Полом Чейном сформировал Death SS в 1977 году. Называя свой стиль "хоррор-музыкой", Death SS одевались как монстры и скелеты, украшали сцену черепами и надгробиями и душили публику сухим льдом. Как и многие шок-рокеры 70-х, они не записывались до 80-х, выпустив свой первый сингл Zombie в 1982 году. Они существуют до сих пор, хотя Сильвестр обычно единственный оригинальный участник. Невоспетые герои раннего блэк-метала и вдохновители Ghost (которых они поддерживали в мае 2023), Death SS редко упоминаются наравне с Mercyful Fate, Hellhammer или Bathory. Возможно, потому что они нелепы, но когда это мешало хэви-металу?
The Sic Fucks: панк-рок монашки с бензопилой
Тиш и Снуки Белломо — сестры, выступавшие в различных бурлеск- и дрэг-ревю в эпоху глэма в Нью-Йорке. Они перешли в панк-рок в 1975, присоединившись к Blondie в качестве бэк-вокалисток. В 1977 году, взяв у мамы взаймы 500 долларов, они открыли бутик Manic Panic, где продавали собственные яркие краски для волос. В том же году их друг Расс Волински пригласил их в свою группу The Sic Fucks. Тиш и Снуки одевались как распутные монахини, пели песни о расчленении матери, подростковых абортах и наркотиках, повсюду была кровь и гигантские тесаки для мяса. Это был чистый панк-рок спектакль. Группа быстро стала местной легендой, годами была гвоздем программы в CBGB’s и Max’s Kansas City. К сожалению, их ранние годы остались в основном незадокументированными, и они не выпускали пластинок до 1982 года. Дебютный EP — их единственный студийный релиз — отражает фирменное глэм-панк звучание группы и включает два их самых безумных номера, Chop Up Your Mother и Insects Rule My World. В том же году группа появилась в фильме «Один во тьме». Вскоре группа распалась, вероятно, потому, что краска для волос прибыльнее, чем театральный глэм-панк. Группа все еще регулярно воссоединяется.
Bitter Blood Street Theatre: фрик-шоу и психоделический рок
Bitter Blood Street Theatre была труппой перформанса и кислотной рок-группой из Цинциннати, действовавшей в начале 1970-х. Их музыка — это вихрь психоделии с жесткими гитарами и склонностью к экзотическим инструментам. Группа состояла из колоритных чудаков в масках в стиле Kiss, одетых в накидки или костюмы доминатрикс. "Уличная театральность" включала в себя статистов из местной фрик-сцены, которые выступали на сцене, в зале или на тротуаре перед клубом. Выступления варьировались от парня в инвалидной коляске, спокойно поедающего живых саранчовых из коробки из-под сигар, до эксгибиционистов. Группа играла со всеми тяжеловесами эпохи и региона, от MC5 до Alice Cooper (которые, как полагают некоторые, кое-что позаимствовали у Bitter Blood), но так и не вышли за пределы Огайо. В 1975 году группа недолго была в списке Columbia Records, но руководитель, подписавший их, был уволен в тот же день, а группа бесцеремонно брошена. Им удалось выпустить один сингл в 75-м, но вскоре группа распалась, превратившись в все еще активный "фриндж-рок" коллектив Blacklight Braille. В конце 70-х лидер BBST Том Оуэн смог собрать различные демо-записи группы и выпустить их в виде антологии из двух томов. Оба сейчас считаются небольшими шедеврами странной психоделии 70-х. К сожалению, никаких видеозаписей выступлений группы не сохранилось.
Zior / Monument: оккультный рок и демонический грув
Как и в случае с Bitter Blood, печально известное сценическое шоу Zior осталось незадокументированным и существует теперь только в виде смутных воспоминаний. Ходят слухи о черных мессах и массовом гипнозе, кровавых жертвоприношениях, темных ритуалах и жутких заклинаниях. Конечно, группа — бывшие R&B музыканты из Саутенд-он-Си — никогда не отрицала серьезный интерес к оккультизму, и к их небольшой, но насыщенной дискографии явно цепляется демоническая дымка. Их одноименный дебют был выпущен в 1971 году с жуткой кроваво-красной обложкой от Кифа, художника, также ответственного за обложку первого альбома Black Sabbath. Песни не такие тяжелые, как у Sabbath, но такие же зловещие, а змеиный грув таких песен, как Za Za Za Zilda, действительно гипнотичен. Также в 71-м они выпустили еще один альбом под названием Monument. The First Monument — это коллекция психоделии, записанная за одну пьяную ночь. Звучит как одна длинная, ритмичная сатанинская месса, которой она, вероятно, и была. Несмотря на интерес к оккультизму, группа распалась через год из-за обычных проблем 70-х: конфликты и банкротство.
Coven: ведьмы, черные мессы и хит из фильма "Билли Джек"
Чикагские Coven интересовались оккультизмом. Их дебютный альбом 1969 года Witchcraft Destroys Minds And Reaps Souls — самая откровенно сатанинская пластинка, когда-либо выпущенная, проложившая путь блэк-металу 80-х. Группа подписала контракт с Mercury своей кровью. Первая песня называется Black Sabbath (басист носил имя Оз Осборн!). На развороте обложки — фото голой блондинки на алтаре, окруженной группой с перевернутыми крестами. На задней обложке — "коза", за годы до Ронни Джеймса Дио. Песни — в духе Jefferson Airplane — такие же демонические по текстам, как и у King Diamond. Альбом заканчивается 15-минутной записью "настоящей" черной мессы. Даже красно-кровавый шрифт позже был присвоен Venom и Witchfinder General! Неудивительно, что альбом был снят с продаж вскоре после выхода под давлением статьи в журнале Esquire, связывавшей убийства Мэнсона с интересом к оккультизму, включая Coven. Оглядываясь назад, кажется невероятным, что крупный лейбл вообще выпустил такой спорный альбом. Это подорвало импульс группы, хотя в 1971 году они неожиданно добились хита, когда их фолковая протестная песня One Tin Soldier была использована в качестве темы для фильма "Билли Джек". Группа распалась несколько лет спустя, а Джинкс начала актерскую карьеру. Она вернулась недавно, чтобы вновь поднять черный флаг Coven.