От мрачного величия Bauhaus и их знакового альбома In The Flat Field до готик-металлического бума Type O Negative и эпатажа Marilyn Manson – мы совершим путешествие сквозь три десятилетия лучшей темной музыки, навсегда оставшейся за пределами мейнстрима.
A Certain Ratio - All Night Party (сингл, 1979)
Описанные Тони Уилсоном в фильме "Круглосуточные тусовщики" как "Joy Division с лучшим гардеробом", A Certain Ratio эволюционировали в пост-панк-фанк. Но их начало (этот второй сингл вышел вслед за Shack Up в 1979 году) было отчетливо готическим.
All Night Party, спродюсированный Мартином Хэннеттом, минималистичен в использовании ударных, но без усилий создает тяжелую грусть за счет зловещего баса, царапающей гитары и вокала, который достигает кульминации в сцене убийства ("Я работаю весь день, я пью всю ночь, моя жизнь - просто злое пятно"). Это самая безрадостная и самая захватывающая бессонница, которую только можно вообразить.
Bauhaus - In The Flat Field (альбом, 1980)
Bauhaus – пожалуй, первая группа, четко сформулировавшая готическую музыку. На их потрясающем дебютном альбоме фокус точен и монохромен, атака мощна и анархична, настроение – мрачное и неумолимое. И все же сквозь нигилизм проглядывает что-то невероятно жизнеутверждающее в целеустремленности Bauhaus, в их неустанном стремлении к тому, что, как ни странно, ощущается как сладостное ничто.
Пока басист Дэвид Джей и барабанщик Кевин Хаскинс грохочут на заднем плане, гитарист Дэниел Эш и вокалист Питер Мерфи творят магию, этакий бастардизированный вариант глэм-дуэта Ронсона и Боуи, превратившийся в вампиров-музыкантов с необходимостью исповедоваться во множестве грехов.
Послушайте Stigmata Martyr, и вы почувствуете, что происходит что-то совершенно нечестивое. Эш извлекает из своей гитары звуки, которых никогда раньше не слышали, а высокопарный вокал Мерфи требует вашего полного внимания. Это плотное и сложное для восприятия произведение, но в конечном итоге оно приносит огромное вознаграждение.
Siouxsie And The Banshees - Juju (альбом, 1981)
Четвертый альбом Siouxsie And The Banshees околдовал и озадачил пост-панк поколение, доказав, что группа – нечто гораздо большее, чем просто панк-выскочки. Альбом закрепил за ними статус серьезных, трансгрессивных артистов с уникальным голосом и видением и звучанием, которое завораживает стилем и подрывной силой.
Juju – захватывающий и напряженный альбом. От волнующего вступления Spellbound до головокружительной драмы Monitor и зловещей Voodoo Dolly – это работа, в которой безобразная тревога и пугающая красота сливаются воедино, как в фильмах Альфреда Хичкока и Луиса Бунюэля.
Juju занял седьмое место в британском чарте, оставаясь в нем более четырех месяцев. В середине 90-х Melody Maker назвал его "одним из самых влиятельных альбомов всех времен", а The Times в 2004 году описала группу как "полную смелых ритмических и звуковых экспериментов".
Сама Сьюзи Сью не разделяла мнения о том, что ее группа является образцом "гота". "У Juju была сильная индивидуальность, которую пытались имитировать последовавшие за нами готик-группы, но в итоге они просто разбавили ее. Они использовали хоррор как основу для глупой рок-н-ролльной пантомимы".
The Cure - Pornography (альбом, 1982)
"Я хотел сделать гребаный прощальный альбом", - сказал Роберт Смит о четвертом альбоме своей группы. "И тогда The Cure могли бы остановиться". Первой цели он добился, а вот второй – нет.
Альбом Pornography, вышедший в мае 1982 года, был, пожалуй, самым мрачным и депрессивным альбомом 80-х. Неумолимый и клаустрофобный, он был разгромлен критиками. Rolling Stone назвал его "звуковым эквивалентом зубной боли", но это не имело значения. Поклонники The Cure, очарованные мрачной лирикой и минималистичными звуковыми пейзажами, созданными на предыдущих альбомах Faith и Seventeen Seconds, с удовольствием проглотили его. В конечном итоге он занял восьмое место в британском чарте и стал краеугольным камнем трилогии, которая впоследствии будет завершена такими же сумеречными Distintegration и Bloodflowers.
The Danse Society - Seduction (альбом, 1982)
Экспериментальное начало. Лучшие представители Барнсли отыграли на фестивале Futurama 2 в Лидсе вместе с Soft Cell и Siouxsie, прежде чем выпустить свой дебютный альбом в 1982 году. Хотя пресса иногда вешала на них ярлык "готов", их ритмичное, экспериментальное звучание было ближе к северным коллегам, таким как Comsat Angels.
Песня Ambition заманивает вас трехминутной электропульсацией, прежде чем вступят ударные – этот драматический прием позже часто использовали The Sisters Of Mercy. My Heart так же продвинута в использовании синтезаторов, как и ранние Simple Minds, в то время как Godsend – это водоворот металлических перезвонов, гудящих звуков и криков, а вокалист Стив Роулингс намекает, что это "место, где заканчивается кошмар". Для The Danse Society же мечта только начиналась, хотя и угасла с их распадом в 1986 году.
This Mortal Coil - Song To The Siren (сторона B, 1983)
Невероятно, но Song To The Siren изначально вышла как би-сайд мини-альбома Sixteen Days-Gathering Dust. По сути, это была песня Cocteau Twins (так как в ней участвовали только Элизабет Фрейзер и Робин Гатри), которая зажила своей собственной жизнью, стала стороной "А" сингла и дала толчок концепции готик-супергруппы.
Написанная Тимом Бакли (Фрейзер позже будет связана с его сыном, Джеффом Бакли), песня была впервые записана известным готом Пэтом Буном. Песня настолько очаровала режиссера Дэвида Линча, что, когда ему отказали в ее использовании для фильма "Синий бархат", он связался с певицей Джули Круз и композитором Анджело Бадаламенти, чтобы создать музыку в подобном ключе.
Gene Loves Jezebel - Promise (альбом, 1983)
Братья Астон, Джей и Майкл, из Порткола, никогда не считались родоначальниками пост-панк/готик-стиля в той же мере, что, скажем, Сьюзи Сью, Иэн Эстбери или Питер Мерфи. Но дебютный альбом валлийцев Promise содержал не меньше элементов, которые впоследствии стали определять движение, чем Dreamtime, Juju или In The Flat Field.
Племенные барабаны, переливающиеся риффы, жуткие басовые партии и слегка истеричный вокал – все на месте, а театральные по натуре братья Астон добавляют андрогинной сексуальности и артхаусной лирики. Promise – это звучание глэм-рока, преломленное через панк и почти непреодолимое желание вырваться из рутины британского существования.
Нет никаких сомнений в том, что альбом – вещь в себе. Но как моментальный снимок времени он великолепен, с впечатляющим чувством собственного "я" и преданностью песням, которая абсолютно ощутима. Несмотря на знание мелодики, Promise – непростое для прослушивания произведение. Но вы же не ожидали ничего меньшего от альбома с песней под названием Shower Me With Brittle Punches, не так ли?
Alien Sex Fiend - Acid Bath (альбом, 1984)
Alien Sex Fiend взяли труп рок-музыки, привязали его к столу, сотворили с ним невыразимые вещи, а потом запустили в него электричество и вернули к жизни. Ну, "жизнь" – это, пожалуй, слишком сильное слово: подобно монстру Франкенштейна, воскресший зверь, которого они создали, был поврежденным, жестоким и наивным. Их песни не были сочинены, они разлагались. ASF были шок-роком Элиса Купера, загнанным в панк-рок тупик.
Acid Bath – их звездный час и самый продаваемый альбом, совпавший с двумя сессиями у Джона Пила в том же году, которые познакомили с ними массы британцев с прическами "под горшок". Можно было бы принять все это за дешевизну, но за безумием и кровью скрывалось ощущение группы, искренне отражающей свою эпоху.
Hee Haw Here Come The Bone People продемонстрировала, как электропанк сменился сокрушительными гитарными партиями, а Ник Финд обратил свой взор на поколение, страдающее от злоупотребления растворителями и амфетаминами ("Кто этот человек? Дай нам подсказку/ Живешь на растворителях, ты задыхаешься от клея... Кровь течет у меня из носа"). Жутко и бесовски.
And Also The Trees - Out Of The Moving Life Of Circles (трек с альбома, 1984)
Слово "готика", по-видимому, впервые было использовано в музыкальном смысле главой Factory Records Тони Уилсоном для описания северного мрачнячества Joy Division. Несмотря на то, что And Also The Trees были родом из Вустершира, они в какой-то степени пошли по стопам Joy Division: скорбные и уставшие от мира, с басовым звучанием, напоминающим Питера Хука (но без поп-хуков).
Первые демо-записи группы были спродюсированы Робертом Смитом, а их дебютный альбом 1984 года, названный в их честь, - Лолой Толхерст из The Cure. Завершающий трек Out of The Moving Life Of Circles – недооцененная жемчужина: такой же восхитительно тоскливый и мрачный, как и все, что делали ранние Smiths или The Chameleons.
Cocteau Twins - Treasure (альбом, 1984)
"Я всегда ненавидел Treasure, - сказал гитарист Робин Гатри спустя десятилетие после выхода альбома. - Не из-за самой пластинки, а из-за атмосферы того времени, когда нас впихивали во всю эту претенциозную чепуху прерафаэлитов. Поэтому мне было просто очень стыдно за это". Басист Саймон Реймонд прокомментировал: "[Treasure] - наш худший альбом, с большим отрывом". Певица Лиз Фрейзер тем временем охарактеризовала названия песен на альбоме – и поиски фанатами смысла в них – как "чушь собачья".
Не слушайте их: Treasure – знаковый альбом Cocteau Twins, любимый фанатами, возглавивший инди-чарты в 1984 году и даже попавший в настоящий Топ-40. Таков противоречивый мир Cocteau Twins – группы, которая вышла из мрачного шотландского портового города Грейнджмут и создавала музыку, звучавшую так, будто она упала с небес.
Начав как готик-группа в стиле Siouxsie, Cocteau Twins вскоре переросли этот жанр с выходом Head Over Heels и этого удивительного третьего альбома, первого в их "классическом составе" как трио с Реймондом. Воркующий, парящий, успокаивающий вокал Элизабет Фрейзер идеально сочетается с вдохновенным использованием Робином Гатри текстур и эффектов.
The Cult - Dreamtime (альбом, 1984)
Сменив множество названий, Southern Death Cult превратились в Death Cult, а затем, наконец, в The Cult в январе 1984 года ("Мы больше о жизни, чем о смерти", - объяснил Иэн Эстбери). Сокращенные, отточенные и сфокусированные, Иэн Эстбери и Билли Даффи выпустили дебютный альбом, призванный определить движение – движение "позитивного панка".
Dreamtime был слишком жизнерадостным, слишком полным красоты и мелодичности, чтобы быть по-настоящему "готическим". Первый трек – перезаписанный Horse Nation группы The Death Cult, текст которого взят из книги по истории коренных американцев "Похороните мое сердце у Вундед-Ни" – задал шаблон для их успеха вплоть до альбома Electric.
Spiritwalker заставил тысячи инди-дискотек пуститься в пляс, а A Flower In The Desert – задумчивая, грациозная переработка арт-фанковой Flower In The Forest группы Southern Death Cult – показала глубину под бурей и натиском. Возможно, они стали лучше, но The Cult никогда не были такими оригинальными и важными, как на Dreamtime.
The March Violets - Natural History (альбом, 1984)
Уникальность The March Violets, созданной в самых темных глубинах готик-рока Мордора (Лидс), заключалась в общем мужском/женском вокале основателя Саймона Денби и Рози Гарланд, их агрессивном подходе к "музыке с драм-машиной" (Денби сказал: "Единственными другими группами с драм-машиной в то время были Blancmange – эта серая, унылая ерунда. Даже более ранние группы, такие как Suicide, были довольно спокойными, тогда как мы пытались играть панк...") и искаженном видении их лидера.
Находясь под влиянием The Higsons (фронтменом которых был Чарли Хигсон), The Violets не боялись быть фанковыми или забавными, и странные треки, подобные Bon Bon Babies, соседствовали с яростью Radiant Boys или эйфорическим величием Snake Dance.
Успех последней песни – более гладкой, более коммерческой, просто-напросто лучшей – по иронии судьбы привел к распаду группы. Контракт с менеджером Саймоном Нэпир-Беллом подогрел амбиции и вызвал распри, в результате которых Денби ушел, чтобы создать сюрреалистическую группу the Batfish Boys, а группа попыталась "стать Ким Уайлд" (слова Денби). Natural History, составленный из синглов и сессий на радио у Пила, стал достойной эпитафией.
Flesh For Lulu - Subterraneans (сингл, 1984)
Завсегдатаи Batcave Flesh For Lulu привнесли в готику более теплое рок-звучание – на них больше повлияли Элис Купер и Rolling Stones, чем вагнеровская опера или арт-нойз – и Subterraneans – это их незаслуженно забытый гимн.
До сих пор недоступный на CD, за исключением (довольно приличной, честно говоря) перезаписи 2009 года, это гимн новому движению: перевоплощению ("Я снова свободен в городе грез"), стилю ("Подземные носят самый крутой камуфляж") и росту сцены ("Новоприбывшие, новоприбывшие, все они ищут тебя/приходят парами"), увиденному с барного стула в штаб-квартире готов.
The Damned - Phantasmagoria (альбом, 1985)
Записанный на студии Eel Pie Studios в Лондоне весной 1985 года, Phantasmagoria стал для панк-пионеров The Damned полной перезагрузкой и последней отчаянной попыткой сохранить группу на плаву после ухода основателя Капитана Сенсибла и многолетних проблем со звукозаписывающей компанией.
Их вера была немедленно вознаграждена, когда упреждающий сингл Grimly Fiendish вернул Дэйва Вэниана и его когорту в британский Топ-40 впервые с 1979 года. Названный в честь персонажа карикатуриста Лео Баксендейла, Гримли Финдиша, который появлялся в комиксах 60-х годов Wham! и Smash!, он давал лишь смутное представление о неожиданном мрачном повороте Phantasmagoria.
Вторым синглом альбома стал The Shadow Of Love, пропитанный реверберацией кусок первоклассного готабилли, увенчанный гулким вокалом Вэниана, который стал еще одним хитом чартов и привел к запоминающемуся появлению в Top Of The Pops с его теперь уже огромным двухцветным начесом.
Большая часть музыки была написана сменившим Сенсибла гитаристом/клавишником Романом Джаггом, но Phantasmagoria был альбомом Вэниана насквозь. Открывающий Street Of Dreams, предваряемый чрезмерно навязчивым саксофоном, был непрерывным потоком вампирских бомб, где Вэниан меланхолично распевал о красавицах, чудовищах и мертвецах, а шестиминутный Sanctum Sanctorum был инфантильным разгулом призрачного церковного органа, концертного рояля и звуковых эффектов грозы, которые оживляли мрачно-поэтичный рассказ Вэниана о обреченной любви.
В то время как большинство их панк-коллег либо испустили дух, либо подчинились закону убывающей отдачи, Вэниан и компания стали настоящими поп-звездами. Спустя более чем 20 лет Phantasmagoria остается их готическим шедевром.
Killing Joke - Love Like Blood (сингл, 1985)
В то время как рок-музыка облачалась в костюмчики и выходила на арену безликости, Killing Joke решили вернуть танцпол для чего-то более первобытного.
Потерпев поражение, отправившись в Исландию, чтобы пережить апокалипсис, который так и не наступил, вокалист KJ Джаз Коулман реформировал группу, заменив басиста Юта на Пола Рейвена и слегка изменив звучание группы для четвертого альбома Fire Dances.
Но только когда продюсер Rolling Stones Крис Кимси взял группу (в составе которой были гитарист Джорди Уокер и барабанщик Пол Фергюсон) в берлинскую студию Hansa, они, наконец, достигли своего апогея. Определяющий эпоху заглавный сингл Eighties намекал на магию, а пятый альбом Night Time явил ее во всей красе с титанической Love Like Blood.
Love And Rockets - Seventh Dream Of Teenage Heaven (альбом, 1985)
Love And Rockets могли бы стать бледной копией Bauhaus. В конце концов, гитарист Дэниел Эш, басист Дэвид Джей и барабанщик Кевин Хаскинс обеспечивали весь жуткий музыкальный фон для готических излияний вокалиста Питера Мерфи в той группе.
Поэтому, когда они вернулись в середине 80-х с Love And Rockets, ставки на еще больший мрак были высоки. Тот факт, что дебютный альбом группы, Seventh Dream Of Teenage Heaven, настолько разительно отличается от предыдущего, и при этом настолько же невероятно хорош, является огромным свидетельством желания участников вырваться из прошлого и двигаться вперед, оглядываясь еще дальше назад.
SDOTH – это скорее психоделика, чем готика, он скорее отсылает к Pink Floyd, чем к чему-либо еще, и использует акустические гитары, клавишные и даже флейты для создания музыкальной картины. Сид Барретт был бы в восторге от A Private Future. Роджеру Уотерсу наверняка понравилось бы петь The Dog-End Of A Day Gone By.
Но, несмотря на явные влияния, это далеко не бледная копия. По крайней мере, когда группа ставит свой собственный отпечаток на неожиданный, но вдохновенный кавер на хит The Temptations 1970 года Ball Of Confusion.
Dead Can Dance - De Profundis (Out Of The Depths Of Sorrow) (трек с альбома, 1985)
De Profundis (Out of the Depths of Sorrow) с его навязчивым, григорианским началом ознаменовал собой важный шаг вперед для Dead Can Dance. Ушли в прошлое робкие, более традиционные готические опыты их дебютного альбома 1984 года, названного в их честь. Вместо них появилось пышное, уверенное звучание альбома Spleen And Ideal 1985 года.
Эта новая идентичность как нельзя лучше проявилась в первом треке альбома, De Profundis, название которого уходит корнями в религиозное и литературное прошлое. Вокал и видение Лизы Джеррард и Брендана Перри теперь явно выделяли их на фоне коллег по лейблу 4AD и зарождающейся готик-сцены и создавали уникальное звучание, которое с течением времени вышло за рамки своего происхождения.
The Rose Of Avalanche - L.A. Rain (сингл, 1985)
В 1985 году The Rose Of Avalanche выпустили два мини-альбома на 12 дюймов – Goddess и свой дебютный L.A. Rain, каждый из которых возглавил инди-чарты.
Апокалиптический эпос L.A. Rain – это 7 минут 45 секунд размеренных ударов барабанов, залитых реверберирующей гитарой, и сырого текста ("Она под дождем/Кислотным дождем/Небо черное, а солнце не светит/Дождь в Лос-Анджелесе"), протянутого с нью-йоркским акцентом Лу Рида (хотя сами музыканты были из Лидса).
Сами The Rose Of Avalanche называли L.A. Rain "песней, которую Эндрю Элдрич никогда не осмелился бы написать", но эта честь должна принадлежать песне Conceal Me на стороне "Б", в которой блестяще простой рифф сочетается с элдричевскими воплями. Пощадите!
The Mission - God’s Own Medicine (альбом, 1986)
The Sisters Of Mercy, возможно, были первой готик-группой, которая по-настоящему зажгла, но The Mission были первыми настоящими рок-звездами этого жанра. Сформированные бывшим дуэтом The Sisters Уэйном Хасси и Крейгом Адамсом после того, как работа с Эндрю Элдричем стала слишком тяжелой, они были готовы оставить интеллектуальное позерство своему бывшему коллеге и предаться тому самому высокопарному действу, которое, казалось бы, вышло из моды вместе с куаалюдами.
Что касается манифестов, то более ясного, чем God’s Own Medicine, не придумаешь. Начинаясь с бесстыдной интонации Хасси "Я все еще верю в Бога, но Бог больше не верит в меня", их дебютный альбом был готикой монументального масштаба, совершенно не боящейся помпезности, претенциозности и собственной нелепости, и от этого звучащей только лучше.
Их пристрастия – на что намекает название альбома, романтический эвфемизм морфина – говорили об их любви к классическим рок-группам 70-х годов так же, как и претенциозный, украшенный пейсли стадионный гот звездных синглов Wasteland и Severina.
Возможно, The Mission лукавили, но их дебютный альбом обладал амбициозностью, выходящей далеко за пределы их родного Batcave. Внезапно идея быть готик-музыкантом и рок-звездой уже не казалась такой уж глупой.
Red Lorry Yellow Lorry - Walking On Your Hands (сингл, 1986)
Это альтернативный диско-гимн, который так и не стал хитом. Это готика плюс Motown, северный индустриальный мрак группы, приваренный к басовой линии, позаимствованной у The Supremes.
You Can’t Hurry Love Фила Коллинза была номером один за три года до этого, и это был ее темный близнец: неистовый двухминутный трек, в котором жизнерадостный свинг Motown сменился рычащим басом и метафорами бондажа (хотя почти наверняка не сексуальными – в репрессивном видении Криса Рида, лидера группы, о рабочих, порабощенных капиталистическим обществом, было мало места для секса). Это вызывает привыкание, как и скороговорка, в честь которой они названы.
Fields Of The Nephilim - Preacher Man (сингл, 1987)
Загрязнение, радиация... в мире Безумного Макса из Preacher Man все выглядело не очень радужно. С первых аккордов апокалиптического гитарного проигрыша и первого хриплого рычания Карла Маккоя стало ясно, что эта группа из Хитчина настроена серьезно, но в то же время как-то не очень.
Эпический, гремящий, окутанный дымом и гордо представленный в клипе, полном зомби и противогазов, этот трек настолько наполнен чванством и задором, что ему трудно сопротивляться.
The Sisters Of Mercy - Floodland (альбом, 1987)
Никто не торгует валютой иронии и дезинформации так, как Эндрю Элдрич. И если верить лидеру The Sisters Of Mercy, то его второй альбом был либо произведением непревзойденного гения, либо упражнением в блистательной глупости. В конце концов, он оказался и тем, и другим.
Крайне болезненный роспуск предыдущего состава Sisters после выхода дебютного альбома First And Last And Always в 1985 году означал, что Элдричу фактически пришлось начинать все с нуля, и он взялся за эту задачу с удовольствием. Вторая работа стала для него поводом стереть все оставшиеся следы пост-панк-начала группы, позиционируя The Sisters как вагнеровское крыло черной братии.
Отчасти ему помог самый неожиданный из соратников: Джим Стейнман, соратник Мит Лоуфа, который стал сопродюсером трех песен, включая великолепно безумную 11-минутную This Corrosion. Ее барочные наклонности уравновешивались куда более мрачными Driven Like The Snow, Flood I и II, а также Neverland (A Fragment) с отсылками к Led Zeppelin. В центре всего этого был Элдрич, закутанный в черное кардинал, проводящий собственную инквизицию, вплоть до злобного шепота и ухмылки на губах.
Floodland, как и прежде, возвышается над своими собратьями по звучанию и амбициозности; это собор посреди кладбища. Элдрич больше никогда не создавал ничего подобного. Впрочем, как и все остальные.
All About Eve - All About Eve (альбом, 1988)
All About Eve причисляли к готик-движению скорее из-за бэк-вокала Джулианны Риган на альбоме The Mission God’s Own Medicine, чем из-за каких-либо стилистических пристрастий. Их дебютный альбом, выпущенный на мейджор-лейбле Phonogram, отмечен пасторалью и представляет собой прекрасную оду наивности. Flowers In Our Hair, Gypsy Dance и Martha’s Harbour задают тон, и нетрудно понять, откуда черпают вдохновение All About Eve.
Гитарные партии Тима Бричено – из той же школы, что и у Саймона Хинклера из The Mission – все пространственные, с четкими заполнениями и духом потустороннего, но вокал и тексты Риган делают песни Eve гораздо более нежными и красивыми.
Риган отрицательно отзывается о попытках лейбла превратить группу в новый Fleetwood Mac, а ее саму – в инди-версию Стиви Никс. Послушав снова великолепную In The Clouds, мы решили, что это было бы неплохо.
Paradise Lost - Pity The Sadness (трек с альбома, 1992)
Со своим новаторским третьим альбомом Shades Of God йоркширские мастера страданий Paradise Lost вышли за рамки своих дум/дэт-металлических корней, став пионерами и доведя до совершенства зарождавшуюся тогда форму готик-метала.
Здесь есть все, что делает классический трек Paradise Lost: чудовищный ритм-гитарный рифф, хриплый рев вокалиста Ника Холмса, величественное величие эпической средней части и еще одно скелетообразное, леденящее душу гитарное соло Грега Макинтоша.
Несмотря на масштабность своего предшественника, Gothic, именно на Shades Of God впервые проявились ростки будущего величия Paradise Lost, и Pity The Sadness бьет прямо в черное сердце.
Type O Negative - Bloody Kisses (альбом, 1993)
Появившись из недр хардкор-панк-сцены Нью-Йорка середины 80-х, Type O Negative были маловероятными знаменосцами готик-металлического бума начала 90-х. Но третий альбом уроженцев Бруклина стал знаковым для этого зарождающегося жанра и распахнул двери для нового поколения обреченных душ.
Возглавляемые вокалистом/басистом Питом Стилом – двухметровым детиной с видом гробовщика и гортанью депрессивной лягушки-быка – они находились на стыке черного цвета, где Black Sabbath и Swans встречались с The Sisters Of Mercy и Dead Can Dance. Bloody Kisses добавили к готическому шаблону тяжелый металлический грохот и всеобъемлющий слой отчаяния, от богохульной мини-симфонии Christian Woman до героически похоронного заглавного трека.
Но под этим мраком скрывалось черное, как обсидиан, чувство юмора, о чем свидетельствуют щелчки пальцами в стиле "Семейки Аддамс", рассыпанные по песне Black No. 1 (Little Miss Scare-All), и их демонтаж соуул-классики Summer Breeze, превратившей медовую песню братьев Айсли в суицидальную погребальную песнь – состояние души, которое певец испытал на собственном опыте.
Группа будет разрабатывать ту же жилу и на последующих альбомах, пока в 2010 году Стил не умрет от сердечной недостаточности в возрасте 48 лет. Невольно задаешься вопросом, не написал ли он здесь свою собственную эпитафию.
My Dying Bride - For You (трек с альбома, 1996)
Like Gods Of The Sun, четвертый альбом йоркширских дум-металлистов My Dying Bride, является их самым доступным. Они никогда не были группой, выпускающей синглы, но если один трек и выделяется как очевидный претендент, то это For You.
Архетипичный MDB середины периода, он построен на необычно быстром и странно запоминающемся вступительном риффе и серии скорбных куплетов самой мрачной поэзии. Это был пик коммерческого успеха MDB, которые оседлали волну "новой готики" 90-х. For You – это квинтэссенция готики, романтики и дума.
The 69 Eyes - Gothic Girl (сингл, 2000)
Gothic Girl начиналась как пародия на Black No.1 группы Type O Negative, но оказалась именно тем прорывом, который был нужен The 69 Eyes. Финская пятерка привнесла лощеный дарк-рок The Sisters Of Mercy в современность, а "немертвый" вокал Элвиса в исполнении Юрки69 подарил им звание гот-н-ролльщиков.
С их гитарами в стиле Fields of the Nephilim и супермрачными клавишными в стиле Lords of The New Church альбому Blessed Be не потребовалось много времени, чтобы превратить "хельсинских вампиров" из андеграундных глэм-рокеров в готик-звезд.
HIM - The Funeral Of Hearts (сингл, 2003)
Прорывной сингл финских героев ню-гота соответствовал всем требованиям: бархатный вокал Вилле Вало, зимняя атмосфера, мимолетная отсылка к "Цветам зла" Бодлера. Но самый хитрый трюк заключался в том, чтобы завернуть все это в ленточки и розы и преподнести аудитории, жаждущей соблазна.
Разгадка крылась в названии родительского альбома Love Metal: это был музыкальный эквивалент романа Энн Райс, сплошь грустные глаза и обреченная романтика. Готика обрела нового кумира.
Marilyn Manson - If I Was Your Vampire (трек с альбома, 2007)
"Если бы мне пришлось писать рецензию на пластинку, - сказал Мэнсон о своем шестом альбоме Eat Me, Drink Me, - я бы сказал, что в нем есть каннибальский, всепоглощающий, одержимый, сексуально-насильственный, романтический аспект, но с оптимистичным оттенком".
Захватывающий шестиминутный открывающий трек If I Was Your Vampire – это индустриально-готический боевик, в котором барабаны затмевают гитары, а наш герой (во многом обязанный Bauhaus) с иронией описывает "окровавленные простыни в форме твоего сердца" и считает, что "все черное/пути назад нет".
Мэнсон утверждает, что пел эти строки, лежа на полу в студии, думая о своем очень романе со своей тогдашней девушкой, актрисой Эван Рэйчел Вуд.
Tiamat - Misantropolis (трек с альбома, 2008)
Вдохновленная лирикой фронтмена Йохана Эдлунда, переехавшего в Грецию, Misantropolis — это мрачная баллада. Эта мелодия, демонстрирующая гортанный вокал фронтмена, который, по-видимому, был убран на полку после прорывного альбома группы 90-х Wildhoney, вызвала недоумение у новых поклонников, не знакомых с прошлым Tiamat.
Альбом, на котором она вышла, Amanethes, стал возвращением шведских металлистов к более мрачным временам после нескольких лет флирта с хитами. Эта меланхоличная коллекция стала их единственным студийным альбомом, выпущенным на лейбле Nuclear Blast, но она вернула их на карту метала и снова доказала, что скандинавы чертовски хорошо умеют создавать мрак.