Недавно свой 82-й день рождения отметил Артур Браун – один из отцов-основателей шок-рока. Его сценический образ и уникальный стиль сделали его легендой и одним из первых, кто показал, что сцена может быть не только развлекательной, но и по-настоящему шокирующей. Давайте вспомним, с чего все начиналось и до каких скандальных высот удалось добраться самым смелым музыкантам.
Скримин Джей Хокинс: Из гроба на сцену
Пионер шок-рока Скримин Джей Хокинс был одним из самых экстраординарных артистов мира. Он появлялся на сцене в гробу, из которого вылезал с двумя рогами, торчащими из ноздрей. Одним из своих лучших друзей он считал череп по имени Генри, которого регулярно поджигал. Боксер по призванию, он был склонен к дракам с другими музыкантами. Самой известной его песней стала I Put A Spell On You, исполненная хриплым, гортанным вокалом.
Артур Браун: Бог адского пламени
Прославился своим первым альбомом The Crazy World of Arthur Brown (1968) своей первой одноимённой группы, но не сумел потом повторить успех.
Браун был одним из пионеров ярких сценических шоу, активно используя грим и огненные спецэффекты (самый известный — горящие конструкции на голове).
Артур Браун и его безумный мир оказали определяющее влияние на весь будущий шок-рок. Оперный, театральный и склонный появляться на сцене в горящем шлеме, вудуистском гриме и плаще, он создавал атмосферу маниакальной психоделии. Песня Fire, спродюсированная Питом Таунсендом из The Who, остается его главным наследием.
Элис Купер: Король эпатажа
Среди всех скандальных выходок Элиса Купера часто теряется главное – его песни. На фоне блестящего водевильного шоу с гильотинами, бутафорской кровью и ярким гримом его смелый и яркий рок-н-ролл иногда отходил на второй план. Тем не менее, именно это сделало Купера (или Винсента Фурнье, если называть его настоящим именем) королем шок-рока, с трона которого его до сих пор никто не смог свергнуть.
W.A.S.P.: Тяжелый металл и спорные выходки
Черпая вдохновение у Элиса Купера, фронтмен W.A.S.P. Блэки Лоулесс часто выходил на сцену и бросал куски мяса в толпу. Впрочем, публика редко возражала, ее внимание обычно было приковано к полуобнаженной женщине, привязанной к стойке на сцене. Если кому-то и не было понятно, что группа настроена шокировать, то их дебютный мини-альбом назывался Animal (Fuck Like A Beast) и на обложке красовался мужчина в тигровых трусах с циркулярной пилой.
От GG Allin до Мэрилина Мэнсона: Границы дозволенного
GG Allin, The Mentors, Dwarves, Rammstein, Anal Cunt – каждый из этих коллективов по-своему испытывал границы дозволенного. GG Allin эпатировал публику физиологическими подробностями, The Mentors эксплуатировали тему секса и насилия, Dwarves устраивали на сцене хаос и драки, Rammstein поражали воображение пиротехническими шоу, а Anal Cunt... что ж, название группы говорит само за себя.
И, конечно, нельзя не упомянуть Мэрилина Мэнсона – пожалуй, единственного, кто мог бы побороться за звание короля шок-рока с самим Элисом Купером. Мэнсон использовал шокирующие образы и перформансы не просто ради эпатажа, а чтобы высмеять пороки общества, задеть политические темы, бросить вызов ханжеству и лицемерию.
История шок-рока – это история о поиске новых форм самовыражения, о вызове общественным нормам, о желании заставить зрителя задуматься, а иногда и просто посмеяться.