Ирина: - Продолжаем сенсорную алалию обсуждать со всех возможных точек зрения, чтобы родители и логопеды имели четкое представление о том, что это такое и что с ней можно или нельзя делать. Тема будет звучать так: «Общение с окружающими ребенка с сенсорной алалией». Мы уже рассказывали о том, можно ли ребёнку с сенсорной алалией пойти в садик, с наивной мыслью о том, что он там научится разговаривать. Выяснили, что до ОНР-3 нельзя. Мы обсудили, можно ли на разных языках разговаривать с ребёнком. Выяснили, что до нормы нежелательно. Теперь обсудим всех остальных окружающих ребёнка людей.
Когда можно подключать к общению с сенсориком других членов семьи
Мария: - Например, бабушек и дедушек.
Ирина: - Оттолкнёмся от того, что один из симптомов сенсорной алалии – это неспособность ребёнка понимать всех и каждого в равной степени. Ребёнок понимает лучше кого-то одного, максимум двух членов семьи. Поэтому все остальные бабушки, которые приходят на помощь или звонят по скайпу, старшие братья и сёстры, к сожалению, все эти люди у ребёнка выпадают из поля его восприятия, обращённой речи.
Мария: - Не навсегда.
Ирина: - Да. Мы рассуждаем о том, что вначале у ребёнка, к чему мы его приведём и что будет в конце. Прогноз расскажем как-нибудь попозже.
Мария: - Не нужно расстраиваться бабушкам и дедушкам, если ребёнок их не воспринимает, если у них не получается с ним повзаимодействовать, как-то вместе поиграть или хотя бы обратиться к нему.
Ирина: - Это касается даже пап. Именно у сенсорных алаликов довольно часто бывают недоразумения в семье, если папа много времени проводит на работе, а мама все время находится с ребенком, то папа, возвращаясь домой с работы, ну, как один мне сказал: «У меня есть сын, а сына у меня нет. Он смотрит сквозь меня. Он меня игнорирует». Нет, он не игнорирует. Он просто не понимает, что ты ему говоришь и о чем с тобой можно поговорить. У него есть очень хорошая привязка к маме. С мамой они нашли общий язык. Мама подстроилась под потребности ребенка. Где-то интонацией, где-то жестом. Она ему донесет нужную ей мысль. У папы этих навыков нет просто в силу того, что он много работает. Тот же самый папа, ой, как он радовался, когда, наконец-то, наш молодой человек научился много что понимать, и мы сразу же свели их с папой. Папа был в диком восторге, что ребенок его понял, ответил ему. Вот, еще раз, это временное явление. Поэтому по возможности не обижайтесь ни на ребенка, который просто не может этого сделать, ни на маму, которая совершенно не виновата в том, что малыш не может понять других людей. Не пытайтесь привлекать бабушек к этому процессу и, увы и ах, старших детей. Старшие дети очень часто, они такие замечательные, они пытаются помочь нашему малышу неговорящему с сенсорной алалией. Они ему пытаются подсказывать, помогать всеми доступными средствами. Но они не могут. Это слишком сложная вещь, которой логопед научает маму на протяжении каждого урока долгое время. Так что старшие дети...
Мария: - До какого-то этапа будут мешать коррекции. При правильной коррекционной работе, вы обязательно придёте к тому этапу, когда ребёнок будет готов взаимодействовать и с бабушкой, и с дедушкой, и со старшим ребёнком, и с папой…
Ирина: - И с воспитательницей в детском саду, и с продавщицей мороженого.
Мария: - Но это в определённый момент времени, к которому вы придёте. Часто на занятиях, когда мы только начинаем, мы общаемся с мамой или с папой, смотря, кто с ребёнком проводит больше времени. А потом постепенно начинаем давать задания уже и второму члену семьи. Позже подключается и бабушка, и дедушка, можно им предложить игру. Много раз у меня спрашивали бабушки, с дедушками: «Скажите, что с ним можно сделать? Ну, хоть чуть-чуть. Очень хочется побыть с внуком или с внучкой. Помогите, как повзаимодействовать?». Правила просты - на определенном этапе ребенок уже начинает их воспринимать и слышать и они могут делать с ним что угодно. Нужно просто дождаться этого момента. Если это делать в самом начале и даже насильно ребенка заставлять, чтобы он понял, услышал бабушку, дедушку или кого-то ещё, кого он не воспринимает, кого он не понимает, то могут сложиться сразу неправильные взаимоотношения. Поэтому лучше просто переждать этот момент, а потом, когда ребенок будет готов, у них все пойдет красиво, с чистого листа общение и дружба.
Каких специалистов подключить дополнительно?
Ирина: - Хорошо. Еще один момент. Очень часто спрашивают, а каких еще специалистов привлечь к работе с сенсорным алаликом?
Мария: - Упс. Если раньше я пыталась кого-то предложить, то сейчас говорю прямо -никакого.
Ирина: - Никакого. Ещё раз, ребёнок понимает только маму. Если логопед знает, как работать с ребёнком, то логопеда он начинает понимать через маму спустя некоторое время. Если ребёнка будет окружать толпа ещё других специалистов, нейропсихологи, дифектологи, я не знаю, АБА-тераписты, не дай бог.
Мария: - Просто тераписты сенсорной интеграции и так далее, и тому подобное.
Ирина: - Каждый разговаривает с ребенком на своем языке. Это только общее название, что это русский язык. На самом деле каждый носитель русского языка говорит по-своему, использует свой лексикон, использует свои грамматические конструкции, кто-то короткими фразами, кто-то длинными. Для ребенка это тяжелейшая нагрузка на мозг. Пожалуйста, пожалейте ребенка, облегчите ему жизнь. Не надо его таскать везде, где попало.
Мария: - Это хорошо, если ещё на русском языке. Чаще всего на моей практике в последнее время возникает ситуация, что люди живут не в России, а где-то за рубежом, и, соответственно, куда они ходят на терапию, там совершенно другой язык. Конечно, ребёнку на начальном этапе это очень тяжело воспринимать.
Ирина: - Есть еще один нехороший момент, он чисто психологический, неречевой. Если ребенок ходит, ну, допустим, на сенсорную интеграцию, где его там раскручивают, раскачивают, гречку в ручки засовывают. Или нейропсихолог, который с ним сидит, полгода один тот же стишок его ручками изображает. И мама, которая заставляет ребенка заниматься очень тяжелым трудом. Ребенок с сенсорной алалией на логопедических занятиях делает то, что он, в принципе, изначально не мог делать. А мы это как раз развиваем. Одна мама в таком случае сказала: «Ему так нравится у нейропсихолога, они там веселятся. Ему так нравится у дефектолога, они там вырезают. А я заставляю его говорить и понимать, он меня ненавидит. Вот что с этим делать?». Маме обидно, но мама знает, что это необходимо. У меня был только один совет - проститься со всеми специалистами, которые, может быть, даже и хорошие дела делали, но если у ребенка начинается конфликт уже межличностный с мамой, им становится всем плохо. И ребенку, и маме, и коррекционной работе. Посему делаем вывод: до определенного момента постарайтесь ребенка ограждать от общения с большим количеством посторонних людей, даже близких людей. Наблюдайте за своим ребенком, если он хорошо общается с бабушкой или с братьями и сестрами на невербальном уровне, бога ради, пускай общаются. Главное, чтобы они не пытались его учить речи. Дождитесь определенного этапа развития его понимания и дальше уже можно будет его знакомить со всем остальным окружающим миром.
Мария: - Как насчет того, чтобы обсудить принципы работы с детьми с сенсорной алалией?
Принципы коррекционной работы для логопедов
Ирина: - Тема звучит очень серьезно и понятнее будет научным языком: «Принципы коррекционной работы для логопедов», поэтому если логопеды нас читают или смотрят, запоминайте. Для мам тоже полезная информация, потому что мы постараемся объяснить, что скрывается за умными словами нормальным человеческим языком.
Мария: - Эта тема очень актуальна, потому что использование всех принципов и грамотное использование этих принципов прямо пропорционально успеху коррекционной работы и срокам.
Патогенетический принцип
Ирина: - Да вообще успешности. Итак, начать стоит с самого главного принципа. в данном случае. Это очень важно для сенсорной алалии. Принцип называется патогенетический. Красивое умное слово из медицины. По-человечески это объясняется так: нужно понимать причину и механизм данного нарушения, чтобы можно было подобрать правильные методы и добиться результатов положительных. Довольно часто попадаются случаи, когда логопеды с ребенком, который не понимает обращенную речь, начинают заниматься как с ребенком, который понимает, но не говорит. То есть они нарушают как распад и генетический принцип работы, не учитывают механизм. В результате их коррекционная работа кончается в лучшем случае ничем. Еще раз уточним, при сенсорной аллалии у ребенка страдает понимание того, что ему произносят. Связь между центром верники и остальными участками мозга, не между бракам. Поэтому изначально развивать нужно не Нужно делать не запуск речи, а почему бы они не назвали по-правильному, запуск понимания речи. Формируйте у ребёнка понимание, всё остальное приложится. Потому что ребёнок с чистой формой сенсорной аллали говорить может. Как минимум их аллалить может, произносить может. Нет у него механических проблем, нет у него моторных проблем, экспрессивной речи. Он не понимает, что произносит ему. Именно с этим и необходимо работать с самого первого дня.
Мария: - Просто чаще всего для родителей это выглядит так, что ребенок не говорит, поэтому, соответственно, им кажется, что если он сейчас начнет говорить, то все проблемы решатся. Но при сенсорной алалии это не так, поэтому здесь и нужен специалист, который сможет провести правильную диагностику.
Ирина: - То чем мы говорили. Дифференциальная диагностика для чего нужна? Не потому что нам заняться нечем, а потому что от правильной постановки диагноза, определения вида речевого нарушения будет зависеть выбор методики, а от этого будет зависеть выбор приемов, методов и результат. Хотим результата - делаем все по-правильному.
Мария: - Поэтому, если вы сомневаетесь в том, насколько правильно поставили диагноз вашему ребенку, или сделали заключение, или в принципе с ним работают без какого-либо заключения, то вы, даже прочитав нашу предыдущую статью, сможете самостоятельно разобраться, что вообще происходит с вашим ребенком. Ну, даже если вы не сможете сами поставить диагноз, то хотя бы, в вашу голову закрадутся сомнения, если что-то было сделано не так.
Ирина: - Если вам не помогает этот специалист, идите искать следующего. Это из медицины правила.
Индивидуальный подход
Ирина: - Следующий момент, который используется. Индивидуальность. Индивидуальность очень важна. Начнем с того, что в группе сенсорики заниматься не могут никогда и никак. Только индивидуальная работа. Только один на один. Максимум логопед мама и ребенок. Мама и логопед говорят на одном языке, в смысле не на русском языке, а пользуются одним и тем же набором слов, чтобы ребенок мог их усваивать. Большое разнообразие в речи детям очень мешает развиваться. Дальше. Индивидуальный подход здесь еще означает следующее, что мы отталкиваемся в лексической работе, например, от того, что нужно ребенку здесь и сейчас. Его интересуют какие-то конкретные вещи или же в семье, в быту ему и маме нужны какие-то конкретные понятия, например: дай ручку, надень, сними, открой, включи. То, что важно ребенку, он будет усваивать быстрее и лучше, чем если мы начнем ему рассказывать о том, как космические корабли бороздят просторы Большого театра.
Мария: - Индивидуальный подход очень важен еще из-за разницы возраста детей. Дети приходят разного возраста, дети приходят с разным уровнем нарушения. И, соответственно, если ребенок находится в группе, то даже если дети подобраны по возрасту, уровень их понимания будет принципиально разный, соответственно, коррекционная работа должна строиться по-разному. Более того, сам успех зависит от этого индивидуального подхода, потому что есть дети, которые, например, любят машинки, другие любят самолетики, у третьих вообще привязка к чему-то другому.
Ирина: - Коровки-лошадки.
Мария: - Да, и, соответственно, ты уже делаешь скидку для ребёнка, ты смотришь, что ему больше нравится, то ты ему и предлагаешь на занятиях, потому что если не следовать этому принципу, а работать шаблонно: нам нужно изучить вот это, вот это, по списку, а ребёнок может быть совершенно не готов или ему совсем не нравятся кошки, как мне, а мы ребёнку эту кошку пихаем...
Ирина: - Они просто у него не помещаются в голове, он их просто игнорирует. Ваша работа будет идти в пустоту.
Мария: - Ему и так сложно воспринимать информацию, которую вы говорите, потому что у него нарушено само понимание. А если еще ребенку предлагать то, что ему, в принципе, не нравится или то, что ему неприятно, он же вам не может объяснить. Мне нравятся вот эти игрушки или вот эти игрушки, я хочу вот так или вот так.
Ирина: - Нормальная реакция нормального сенсорного алалика на то, что ему объясняют совершенно не нужные ему вещи. Они так делают.
Мария: - Поэтому это очень важный принцип. А когда мы на занятии используем то, что ребёночку нравится, он старается это понять, у него получается это понять, создается ситуация успеха, и у ребёнка на лице радость от того, что он понял, что у него получилось, ему хочется дальше делать что-то ещё. Поэтому этот принцип тоже имеет весомое значение.
Ирина: - По поводу возрастных различий. Кроме уровней речевого развития сенсорного алалика, есть еще возрастные различия. Год, четыре, восемь лет. Сферы интересов совершенно разные. С одним ребенком ты развиваешь речь и при этом еще занимаешься приучением в горшку, держать ложечку, катать собственную коляску. Тот же самый уровень речевого развития у восьмилетнего парня. Извините, здесь уже нужны серьезные машины, экскаваторы, бульдозеры, динозавры. Очень длинные слова, очень сложные.
Мария: - Очень. Если ребёнок начинает коллекционную работу в 8 лет, по новой программе, то если он увидит пирамидку, он тут же от вас сбежит, потому что она ему не нравится.
Ирина: - Потому что это оскорбление его личности. Мне 8 лет, какая пирамида?
Мария: - Еще, наверное, к этому принципу стоит отнести то, что дети, начинающие заниматься по программе, которую мы предлагаем, и по принципам, которые мы предлагаем, порой могут прийти из ниоткуда, скажем, они были дома и с ними до этого никто не занимался, а могут прийти дети, которые уже прошли энное количество специалистов и уже просто устали от всего. Есть дети, которым ты можешь просто предложить картинку, а он уже не хочет ее видеть, потому что он столько в жизни своей картинок видел, что они его уже бесят. Соответственно, их нужно менять. Поэтому со всех сторон данный принцип очень важен.
Ирина: - Ребенку должно нравиться на наших занятиях, потому что у него и так жизнь не сахар. Пускай хотя бы на занятиях он не страдает. А ему будет тяжело. Да, ему будет очень тяжело, поэтому целуем в макушку, подстраиваемся под его потребности, тогда все пойдет быстрее.
Мария: - Та же самая похвала ребенка.
Принцип эмоциональности
Ирина: - Вот, это еще один принцип, обязательный. Принцип эмоциональности. В данном случае с эмоциональностью нужно быть очень аккуратным. Напомним, ребенок с сенсорной алалией тонко чувствует чужие эмоции, умеет проявлять свои эмоции. Раскачивать эмоции ему еще круче нельзя, но эмоциональность мы используем в момент вознаграждения. В обязательном порядке необходимо ребенка, который занимается, который выполняет или просто попытался что-то выполнить (в начальных этапах), хоть что-то постарался. Его нужно обязательно вознаградить и вознаграждение нужно уметь давать. Первым делом нужно выбрать то вознаграждение, которое ребенку подходит. Мы не говорим о едовом подкреплении. Это не очень хорошая вещь, поскольку по результатам АВА-терапии довольно часто попадается такое, потому что там нередко награждают конфетами. Здравствуй, больные зубки, переедание. У сенсориков в позднем возрасте, если не исправили все-таки речь, наблюдается, ну, вежливо называется «нарушение пищевого поведения». По-русски, избыточный вес или ожирение. В чем проблема? Потому что ребенок привык, что его награждают, а потом уже просто так. У него все удовольствия связаны с едой. Это катастрофа. Поэтому я всегда говорю, еда, конфетка в качестве вознаграждения – это крайний случай. Вот самый-самый крайний. В идеале, если вознаграждение будет моральное. Ты молодец. Дай пять. Круто! Супер! Как у меня у одного мальчика первое слово – ура! Потому что мы его так хвалили. У всех детей есть свои предпочтения в этом вопросе. Кому-то нужно по головке, а он прям пригибается. Понятно, так не нужно по голове. Зато по спинке погладишь, он тает. А кому-то щекотки-царапки нравятся, тоже прикольно.
Мария: - А кому-то можно просто похлопать.
Ирина: - Да, кому-то просто сказать «молодец». Вот она эмоциональность. Все, что вставили, это вот эмоционально похвалили. С чем это связано? Почему нужно вознаграждение? На самом деле мы вознаграждаем не ребенка, мы вознаграждаем его мозг. Опять буду умничать, дико извиняюсь. Наш мозг любит нейромедиатор дофамин. Это химическое вещество, которое вырабатывается в самом мозге в момент, когда мозг нашел решение какой-то задачки, больше всего. Но изначально мозг научается получать эту дофаминовую радость от того, что кто-то извне его похвалил. Поэтому, когда вы хвалите своего ребенка за что-то успешно сделанное, он радуется сам. Но самое главное, его мозг говорит, как было вкусно, какой вкусный дофамин, давай сделаем еще. Он будет ребенка заставлять делать, стараться, заниматься. Потому что если ребенок занимается через «не могу», без похвалы, он страдает, он плачет, он кричит. А когда мы плачем, кричим или что-то говорим, гудим, поем, мы не слышим, что нам объясняют. А у нас с сенсориком самое главное что? Чтобы он услышал, понял, подумал, сказал.
Мария: - За счёт того, что ребёнок начинает получать удовольствие от того, что у него что-то получилось, его познавательный интерес начинает постоянно возрастать. И это очень сильно помогает в коррекционной работе. Ребёнок начинает просто меняться на глазах, потому что ему становятся интересны ещё какие-то вещи. То есть если в самом начале ты ребёнку что-то предлагаешь, и он не сразу готов что-то делать, ему что-то непонятно, то потом он начинает пробовать что-то сам. То, что он раньше до этого не делал. И, соответственно, этот познавательный интерес помогает ребенку выходить из этого состояния и становится, скажем, таким ускоритием.
Ирина: - Да, он встает на нашу сторону и содействует нам, взрослым, в коррекционной работе с ним. И нас становится больше в борьбе против сенсорной алалии. Вот, поэтому научиться правильно хвалить ребёнка, в нужный момент хвалить ребёнка, это большая часть логопедической работы.
Принцип использования сохранных анализаторов
Ирина: - Следующий момент, это общий принцип из коррекционной педагогики, использование сохранных анализаторов. Давайте ещё раз напомним, что у ребёнка не работает один из каналов поступления информации. Ребенок сам, в принципе, вам подсказывает всем своим поведением, что ему нравится зрительная информация, что ему нравится музыкальная информация, тактильная, двигательная, какая угодно, кроме слов. Поэтому, чтобы достучаться до его понимания, мы будем использовать все, что возможно, все, что поможет.
Ирина: - Отсюда же один из принципов, еще один следующий принцип, это используем предметно-действенное мышление, развиваем наглядно-образное мышление, используем движение. То есть если нам нужно, чтобы ребенок осваивал глаголы, мы действуем через его тело. Его двигательная активность нам в помощь. Это сохранный анализатор. Если нам нужно, чтобы он воспринимал какой-то предмет, лучше дать этот предмет ему в руки. Тем не менее, есть у него предметно-действенное мышление, манипулирует он предметами, необходимо в обязательном порядке развивать наглядно-образное мышление. Соотносим предмет с его изображением, совместили, развивается речь и мышление, но при этом же еще и развивается способность увидеть, распознать и услышать название этого предмета и этой картинки. Поэтому используем глазки, используем ручки, используем ротик. Можно носиком понюхать по теме: фрукты, овощи, еда, все, что имеет запахи. Используем все сохранные анализаторы.
Мария: - Чем больше анализаторов задействовано в данный момент времени, тем быстрее, легче и качественнее будет усвоена данная информация.
Ирина: - В связи с этим как раз и нужно, чтобы предмет был в руках у ребенка. Потому что когда у нас предмет, а не просто картинка, задействуется больше анализаторов. Его можно взвесить, его можно погладить, пощупать, лизнуть, понюхать, уронить себе на ногу. Ощущений будет масса, чем просто изображение. Вот это и есть сохранные анализаторы.
Эвристический принцип
Ирина: - Так, что еще? Эвристический, тоже важная штука. Эвристический принцип. Есть метод обучения детей повторами. Услышал, повторил, типа закрепили. Это классическая советская школа. Есть более скоростной, скажем так, способ. Это эвристический, когда ребенку не дают готовую информацию, а заставляет его мозг самому потрудиться и найти ответ на заданный вопрос. Эти два разных подхода используются при работе с сенсориками. Лучше эвристически, думательно работать. А вот с аутизмом, о котором мы тут недавно говорили, лучше работать повторами. Именно на этом держится АВА-терапия. Однотипный стимул, однотипная реакция. Да, это тренировка одинаковых реакций. Просто повторы, повторы и повторы. Зубрежка по-русски называется. С сенсориками этот метод работает не то что плохо, он работает во вред. Да, мы, разумеется, предлагаем ребёнку, чтобы он повторял то, что с нашей точки зрения должно быть усвоено. Вопрос в том, как поставить перед ребёнком задачу, чтобы он не механически повторил то, что он услышал, не отэхололил нам, а чтобы он услышал вопрос, подумал, нашёл ответ, сказал. Если же сенсорный алалик будет просто повторять механически то, что его просят сказать, ну, дальше ему светит умственная отсталость. Потому что, еще раз напомню, мозг человеческий самый ленивый орган человеческого тела. Он самый энергозатратный. Он до 25% энергии тратит на одного себя. Вот эти полтора килограмма липидов тратит 25% энергии всего тела. Того, что мы съедаем, перерабатываем, он забирает себе. Поэтому при любой возможности он старается лениться. И если мозгу дать шанс не думать, а просто механически делать то, что его научили на занятии, мозг перестает со временем думать совсем. Ребенок ложится головкой на стол и открытым текстом говорит: «Думать это так трудно» или «Вы мне скажите, что сказать, я скажу». Они реально так говорят.
Мария: - На самом деле, работая по этому принципу, у детей потом появляется хороший бонус. Их мозг привыкает так работать, и это очень помогает им в школе. Так показывает практика. И если дети пришли в маленьком возрасте, мозг ребёнка уже изначально, представляете, с самого маленького возраста, если ребёнок пришёл с полутора лет, с двух лет, мозг его уже привыкает, он настроен на такую работу.
Ирина: - Привык получать удовольствие от того, что он решает какие-то задачки, ему это нравится.
Мария: - Это очень здорово, это очень хороший принцип. А когда ребенок приходит в более старшем возрасте, ему это просто необходимо, иначе есть риск остаться в сильном интеллектуальном недоразвитии и просто не успеть помочь вовремя ребенку для того, чтобы у него остался сохранный интеллект. Поэтому этот принцип ему просто необходим. В каком бы возрасте вы не начинали занятие, с какого бы уровня вы не начинали, эти принципы очень помогут детям.
Ирина: - Бонусы, бонусы. Не все же должно быть плохо, должны быть какие-то плюшки за это, за наше усердие и старание.
Принцип онтогенеза
Ирина: - Еще один принцип, тоже очень важный в любой коррекционной работе логопедической, принцип онтогенеза. Онтогенетический принцип - это принцип, который гласит следующее: «Любой организм развивается в определенной последовательности». И не только человеческий. И не только человеческий мозг, и человеческое познание. У зверюшек, у рыбок тоже самое. Есть свои правила онтогенеза. Речевое развитие ребенка тоже имеет онтогенез. В книжке Гвоздева хорошо написано о том, как развивается речь маленького ребенка. Что там написано? Как сейчас помню из таблички, сначала у ребенка появляется энное количество существительных предметных слов, потом парочка глаголов, потом может быть одно-два наречия, потом опять идут существительные, а вот прилагательные идут в самом конце. Прилагательные это украшательство нашей речи, это уточнение каких-то подробностей, это уже очень высокий уровень речевого развития. На самом деле мы как бы должны по онтогенезу с ребенком идти именно по таким принципам, по таким ступенькам. Но вот здесь у сенсориков есть небольшое исключение. Мы с ними технические слова, то есть слова, которые ему не нужны, берём чуть раньше. Большой, маленький, красный, синий, зелёный. Мы включаем их раньше, потому что ребёнок может, ему без разницы, какие на самом деле слова воспринимать. Если этот цвет яркий, хорошо воспринимаемый, хорошо запоминаемый, усвоил цвета, мы их потом используем для того, чтобы он эвристическим методом находил предмет, не по названию «зайчик», а по прилагательному «маленький». Его мозг услышал слово «маленький», нашел на картиночке или среди предметиков маленький предмет, показал на него, мы сказали молодец, это зайчик. Включили похвалу и его мозг быстрее запишет эту информацию. То есть немножечко придется здесь поменять местами. Счет приходится использовать раньше, чем с обычными детьми, поэтому ещё определение количества понятий, много-мало, вот эти все вещи.
Мария: - То есть элементарные математические представления, мы формируем раньше. Бывает очень часто, особенно с маленькими детками, родителями задается вопрос: «А мы точно уже к этому готовы, мы доросли до этого, вроде бы мы маленькие, мы смотрели по нашим нормам, наверное, ребёнок ещё не должен этого знать».
Ирина: - На наше счастье, сенсорные алалики очень хорошо относится к цифрам, к счёту. Не скажу, что они талантливые математики, но это работа на символьном уровне, они её хорошо осваивают. И это тоже нам в помощь.
Мария: - Но в то же время, несмотря на то что в самом начале коррекционной работы мы немножечко нарушаем порядок, мы берем то, что ребенок, должен бы был узнать позже, но мы берем это раньше по возрасту.
Ирина: - Но все равно мы идем по онтогенезу. То есть мы не можем ребёнку сразу начать давать, ну, например, сложные предлоги «из-за» и «из-под». Нет, сначала всё равно нужно сделать, как с обычным ребёнком. Это на столе, потом это под столом, и только потом это будет между столом и стулом. Есть определённые правила, последовательность усвоения норм родного языка.
Мария: - Ну что, вот такие вот простые принципы, но их нужно использовать все, не выбирать какой-то один. Если какой-то один из принципов вы опустите или посчитаете его неважным, то будет снижена успешность и качество.
Ирина: - Либо качество пострадает, либо сроки увеличатся. А мы за то, чтобы было все качественно и быстро.
Мария: - Да, я не люблю, когда дети половину детства, а то и всё детство, проводят с логопедом.
Ирина: - Логопедия не самая приятная вещь. Её проскочить нужно максимально быстро и с успехом.
Мария: - И эти принципы помогут ребёнку пройти этот этап как можно качественнее и быстрее.