Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Вечернее платье с потайными пуговицами. Интересная, но странная модель

Нашла необычное платье, сшитое в конце 1870-х, из тканей терракотового оттенка. И ломаю голову: а зачем таким хитроумным способом замаскировали пуговицы на лифе?

Дело в том, что в эпоху кринолинов и турнюров очень многие платья застёгивали спереди на пуговицы. Так было удобно. И, к тому же, пуговицы играли роль разделительной планки, зрительно делая женскую фигуру стройней. Я об этом писала:

Зачем столько пуговиц на платьях Анны Карениной?

Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского». Долли в нарядном платье.
Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского». Долли в нарядном платье.

Вообще, в те времена лиф и юбка платья шились по отдельности. Сперва надевали юбку сложной конструкции, а затем уж – лиф.

Лиф имел три вида застёжек: 1. Пуговицы спереди. 2. Шнуровка на спинке. 3. Крючки на спинке.

Шнуровка использовалась чаще, чем крючки.

Вот роскошное вечернее платье от Catherine Donovan, сшитое уже в 1880-х.

На спинке видны дырочки от шнуровки.

Вечернее платье от Catherine Donovan, 1885 – 1888. Шелк, металлизированная нить, хлопок.
Вечернее платье от Catherine Donovan, 1885 – 1888. Шелк, металлизированная нить, хлопок.
Вечернее платье от Catherine Donovan, 1885 – 1888. Вид со спины.
Вечернее платье от Catherine Donovan, 1885 – 1888. Вид со спины.

Платье просто шикарное. «Серебро на нежно-золотом»…

Ткань платья не золотая, а жёлтая. Точнее, тут две ткани тёплых жёлтых оттенков. Написано, что материал «шёлк», но, судя по разводам на тканях, это муар-антик. Так мне кажется.

Вышивка металлизированной нитью кажется серебряной. Ей-богу, тут есть что-то от стиля эпохи Возрождения.

Вечернее платье от Catherine Donovan, 1885 – 1888. Вид сбоку.
Вечернее платье от Catherine Donovan, 1885 – 1888. Вид сбоку.

А теперь – терракотовое «платье-загадка».

Оно тоже сшито из двух тканей. Гладкая – это, видимо, атлас. А пёстрая – бархат в тон атласу.

Как мы видим, у этого платья спинка гладкая.

Вечернее платье, конец 1870-х. Находится, как и жёлтое, в музее искусства Метрополитен.
Вечернее платье, конец 1870-х. Находится, как и жёлтое, в музее искусства Метрополитен.
Вечернее платье, конец 1870-х. Вид сзади.
Вечернее платье, конец 1870-х. Вид сзади.

Очень интересно выглядит это платье спереди.

Бархатную ткань юбки разделяет гофрированная атласная полоса. И, по-моему, она здесь уместна. Она облегчает наряд, как и треугольник пёстрого бархата, который довольно сильно заходит мыском на юбку.

Вечернее платье, конец 1870-х. Вид спереди.
Вечернее платье, конец 1870-х. Вид спереди.

А какая отделка необычная.

Не знаю, как и назвать вот эти пушистые штучки. Обратите внимание, что их оттенок темней, чем оттенок атласа. Там – светло-красная терракота, а на «кисточках» – насыщенно-красная.

Вечернее платье, конец 1870-х. Деталь: ткани и отделка.
Вечернее платье, конец 1870-х. Деталь: ткани и отделка.

И, наконец, лиф и его застёжка.

Вот здесь мы не видим никакой застёжки. Кажется, что на этом платье её нет.

Вечернее платье, конец 1870-х. Лиф.
Вечернее платье, конец 1870-х. Лиф.

Но она имеется, только замаскированная.

Лиф застёгивается на пуговицы. Они аккуратные и весьма симпатично выглядят.

Оттенок пуговиц совпадает с оттенком бахромы. Всё продумано…

И тут приходит мысль, что изначально платье шилось без бархатного треугольника на лифе. И смотрелось не хуже, чем с ним.

Но потом отделку лифа решили изменить. Добавили треугольник бархата. Пришили его с одной стороны, а с другой сделали петельки и крючки, чтобы этот бархатный треугольник крепить к лифу.

В результате пуговицы оказались спрятаны.

Можно предположить и другое: пуговицы – это потайная застёжка. То есть они не нужны, но без них не обойдёшься.

Но только, зачем тогда делать их нарядными?

Я писала о похожем платье. Там – такая же хитрость, и тоже не видно застёжки. Но там, если убрать полосу ткани на лифе, откроется некрасивая картина:

Вечернее платье от Ворта с потайной шнуровкой на лифе.

В общем, принцип маскировки застёжки один, но есть разница.

Вечернее платье, конец 1870-х. Пуговицы на лифе.
Вечернее платье, конец 1870-х. Пуговицы на лифе.

Как должны застёгиваться платья Ларисы Огудаловой?

«Вельможного старца с бриллиантами и муар-антиками»… О какой ткани говорится в повести Плещеева?