Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Вельможного старца с бриллиантами и муар-антиками»… О какой ткани говорится в повести Плещеева?

Ну, понятно, что ткань муар-антик. Но как она выглядела? Муар-антик – это разновидность муара, красивой шёлковой ткани с переливающимся узором, похожим на древесные кольца или волны. Первой европейской страной, научившейся производить муар, стала Франция. В 19 веке муар был популярен. Но позволить себе носить такие наряды могли далеко не все, так как ткань была дорогой. На портретах разводы муара не очень хорошо видны. Но вот мне попался муаровый корсет на западном сайте. Это удивительно! Во второй половине 19 века корсеты, конечно, стали делать нарядными, но муаровый я встречаю впервые. Можно ли затянуться в корсет без помощи служанки или кавалера? На портретах ниже – дамы в муаровых платьях. Можно заметить, что разводы на ткани отличаются. Где-то они крупней, где-то мельче. Помимо муара (или громуара, как его ещё называли) был муар-антик. Эта ткань отличалась объёмным и не так ярко выраженным рисунком. Муар-антик переливался на свету матовым блеском. Муар-антик был особенно моден в э

Ну, понятно, что ткань муар-антик. Но как она выглядела?

Муар-антик – это разновидность муара, красивой шёлковой ткани с переливающимся узором, похожим на древесные кольца или волны. Первой европейской страной, научившейся производить муар, стала Франция.

В 19 веке муар был популярен. Но позволить себе носить такие наряды могли далеко не все, так как ткань была дорогой.

Парадное платье вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (вдовы Павла Первого) из муара, вторая половина 1820-х.
Парадное платье вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (вдовы Павла Первого) из муара, вторая половина 1820-х.

На портретах разводы муара не очень хорошо видны. Но вот мне попался муаровый корсет на западном сайте.

Это удивительно! Во второй половине 19 века корсеты, конечно, стали делать нарядными, но муаровый я встречаю впервые.

Можно ли затянуться в корсет без помощи служанки или кавалера?

Женский корсет, вторая половина 19 века.
Женский корсет, вторая половина 19 века.

На портретах ниже – дамы в муаровых платьях.

Можно заметить, что разводы на ткани отличаются. Где-то они крупней, где-то мельче.

Жорж Теодор Бертон. Сёстры Робинсон, 1846 год. (Розовое платье муаровое.)
Жорж Теодор Бертон. Сёстры Робинсон, 1846 год. (Розовое платье муаровое.)
Conrad Freyberg.  Luise Limbach, 1868 год.
Conrad Freyberg. Luise Limbach, 1868 год.
Королева Изабелла вторая 1858.
Королева Изабелла вторая 1858.

Помимо муара (или громуара, как его ещё называли) был муар-антик. Эта ткань отличалась объёмным и не так ярко выраженным рисунком. Муар-антик переливался на свету матовым блеском.

Платье из муар-антика, 1865 год, Бостон.
Платье из муар-антика, 1865 год, Бостон.

Муар-антик был особенно моден в эпоху кринолинов. Из него шили не только открытые вечерние, но и нарядные дневные платья.

Ничего удивительного. Ведь скучно, когда такая широкая юбка однотонная. Поэтому в моде были узорчатые ткани.

Роскошный атлас и шёлк на портретах 19 века.

По стрелочке вправо – ещё одна фотография платья.

А теперь забавный отрывок из повести А. Н. Плещеева «Пашинцев» (1859 год):

« – Ну, а что вы скажете про эту даму с испанским личиком?

– Помилуйте, да где же вы тут Испанию-то нашли? Калмыцкая физиономия попросту. Это прероманическая дама-с. Это некоторым образом Мария-с. («Полтаву» изволили читать?) Как та в Мазепу втюрилась, так и эта в старца столетнего. Старец был добрый, всё ей брильянты дарил. Ну, как же его не любить было? Притом вельможа, значит, все перед ней ничком лежало. Как уехал отсюда, она вослед ему бежать хотела, да муж не пустил… Образованнейшая дама-с! По-французски так и режет, и все о любви, о чувствах. И богомольная такая, ни одной обедни не пропустит… Видно, господа бога просит, не пошлет ей еще вельможного старца с брильянтами и разными муар-антиками...»

Тёмно-зелёное платье соответствует времени действия повести. Что греха таить, хотелось бы такое носить:)

Вечернее платье, 1858 год, муар-антик.
Вечернее платье, 1858 год, муар-антик.

А розовое? Это просто мечта, а не платье. Узоры муар-антика прекрасно сочетаются с нежными кружевами.

Бальное платье, 1860-е годы.
Бальное платье, 1860-е годы.

В конце 19 века муар и муар-антик тоже носили.

Сохранились муаровые платья императрицы Марии Фёдоровны. Два из них я когда-то размещала, а вот это – нет.

Здесь муар весьма своеобразной текстуры.

Платье вечернее императрицы Марии Фёдоровны. Модный дом Ворта, Париж, 1898 год. Муар, атлас, кружево.
Платье вечернее императрицы Марии Фёдоровны. Модный дом Ворта, Париж, 1898 год. Муар, атлас, кружево.

Муаровых платьев начала 20 века мне не встречалось. Зато попалось платье, созданное Кристианом Диором.

Интересно, а кто-нибудь сейчас носит такие платья? Не знаю. Да и натурального муара, наверное, не встретишь.

Вечернее платье из муара работы Дома Christian Dior, 1961 год
Вечернее платье из муара работы Дома Christian Dior, 1961 год

Императрица Мария Фёдоровна и женская мода 1890-х. Наряды из муара и бархата.

#стиль #мода и красота #искусство #портреты #женщины