Найти в Дзене

Результаты личного опроса о целях изучения иностранных языков

Среди знакомых и даже не очень знакомых я провела небольшой опрос, касающийся целей изучения иностранного языка их детьми. В итоге получилось опросить родителей и родственников 50 детей. Правда, дети разных возрастов: от дошколят до выпускников вуза. Все изучают или уже выучили английский язык. Есть 3 человека, кто дополнительно к английскому учат ещё один из языков: (двое - китайский, один - немецкий). 

Прежде, чем я назову цели обучения, сразу скажу, что дети изучают язык в основном с репетитором индивидуально или в малых группах, только 10% процентов опрошенных ходят на курсы или в языковой кружок. Занятия в среднем 3-4 раза в неделю по 1,5 часа (но тут честно признаюсь, что не сразу стала уточнять количество и время занятий, поэтому средняя выводилась по 40 опрошенным). 

Уровень владения языком детьми на данный момент, разумеется, зависит от возраста и времени обучения. Но те, кто занимаются с репетиторами примерно 3 года и больше, считают, что у них хорошее знание языка. Как оценивают? Свободным личным общением с неносителями языка (в основном, это обслуживающий персонал в отелях, официанты в кафе и продавцы в магазинах в таких странах, как Турция, ОАЭ, Египет), общением с иностранцами по переписке, просмотром фильмов и передач и чтением текстов без перевода. Но это не всё вместе у каждого. У кого-то может быть только 1-2 пункта из перечисленного. Результаты тестирований уровня знания языка я, конечно, ни у кого не спрашивала. Всё со слов. 

Итак, а теперь перейдем к целям. На удивление, они оказались схожими. 

для общения (как правило, через Интернет) - 12 человек;

для учёбы (либо за границей, либо на факультете, где знание иностранного языка обязательно) - 8 человек;

"в жизни пригодится" - 24 человека;

чтобы в школе оценка была высокой по предмету - 4 человека;

для общего развития (так сказали родители двух дошколят, которые занимаются английским 2 раза в неделю по 45 минут). 

Как правило, среди опрошенных хотя бы один родитель тоже сам изучал иностранный язык на курсах или с репетитором в своë время. Но при этом реально пользуются языком 4 человека (одному он нужен в работе, трое других частенько ездят за границу). 

Из этих 50 детей нет ни одного билингва. Есть одна девушка, которая действительно уделяла иностранному языку колоссальное внимание. В итоге она очень хорошо владеет английским. Сейчас она уехала на учёбу в Европу. 

Даже среди 50 опрошенных почти 50% (ну, если точнее, то 48%, но всё равно большинство) изучают язык бесцельно. По тому что формулировка "в жизни пригодится" равна фразе "на всякий случай". Конечно, можно себя успокаивать тем, что просто так ничего не бывает и новые нейрончики в голове образовываются. Но такое прокатывает лишь с теми, кто не в курсе, что подобные навыки надо всё время поддерживать, иначе нейронные связи разрушаются. На мой взгляд, совершенно честно ответили те родители, которые тратятся на репетитора ради красивого среднего балла аттеста своих детей. Их стремления объективны и, возможно, соразмерны затратам. Разумеется, совершенно оправданы занятия иностранным языком у тех, кто видит свою будущую профессию неразрывно с ним связанной, и тех, кто хочет учиться или жить за границей. Таких 16% от опрошенных. 

Как ни крути, а хороший уровень знания иностранного языка всегда подталкивает молодёжь к отъезду за границу. Так не ради ли этого всё и затевалось?
Как ни крути, а хороший уровень знания иностранного языка всегда подталкивает молодёжь к отъезду за границу. Так не ради ли этого всё и затевалось?

В любом случае, даже такой маленький опрос показал, что только треть детей занимаются языком действительно ради каких-то внятных перспектив (по крайней мере, в надежде на них). Как правило, это не было выбором ребёнка. Родители решили, что так надо. Логично, что если с детства изучать иностранный язык, то уже ближе к выпуску из школы начинаешь планировать жизнь, опираясь на свои "сильные" стороны. А это, как правило, выливается в учёбу или работу за рубежом. 

Конечно, если изучать язык только в формате домашних заданий по школьной программе, это не станет той самой "сильной" стороной. Вот и вопрос: зачем тогда нужен иностранный язык в школе? И ещё вопрос: по-честному для чего нужен иностранный язык тем, кто готов тратить на его изучение кучу времени и денег?