В тихих холмах Умбрии, вдали от проторенных туристических троп, скрывается удивительное место - Ла Скарцуола. Это город-театр, творение миланского архитектора Томазо Буцци.
Расположенная в Монтеджове, провинции Терни, Ла Скарцуола превращает в путешествие по городу снов одного человека.
Рождение видения
Буцци приобрел это место в 1956 году, очарованный красотой окрестных гор. Здесь когда-то святой Франциск Ассизский построил хижину из "скарцы" - болотного растения, давшего название всему комплексу.
Однако францисканская часовня XIII века - лишь пролог к главному действу. Настоящее чудо - это воображаемый город, раскинувшийся вокруг, проект, начатый в 60-х годах, который сам Буцци называл "каменной антологией".
Лабиринт разума
Не ждите увидеть здесь обычный город. В Ла Скарцуоле нет ничего логичного или привычного для обычного человека.
Это ментальный лабиринт, миниатюрная вселенная, состоящая из лестниц, ведущих в никуда, пустых театров и площадей, созданных будто лишь для того, чтобы сбить с толку.
В отличие от классических итальянских садов, упорядоченных и строгих, Ла Скарцуола - это архитектурное воплощение человеческой мысли со всем ее противоречиями и вопросами. Буцци черпал вдохновение в культуре Возрождения и барокко, но также в мистицизме, характерном для масонства XVIII века.
Результатом стал воображаемый город, отражающий путешествие ДУШИ. Это своеобразная декорация для театрального представления, которое никогда не состоится...
Структуры города - гимн сюрреализму, но не экстравагантному, как у Дали, а более тонкому, загадочному. Каждое здание несет символическое значение:
- Акрополь, возвышающийся над всем, как архитектурный мозг, управляющий телом города.
- Театр, созданный не для спектаклей, а чтобы напомнить посетителю о том, что сама жизнь - великое представление.
- Спиральные дорожки, ведущие к амфитеатру, травяному театру и башне со сломанной колонной.
- Горизонтальная ось с театром пчел слева, сценой с музыкальным лабиринтом в центре и городом Буцци справа, увенчанным Акрополем.
Ла Скарцуола, намеренно оставленная незавершенной, вступает в диалог с великими произведениями прошлого:
- Вилла Адриана вдохновила часть с гимнастическим залом, бассейном и термами.
- Вилла д'Эсте послужила образцом для "Рометты" архитектора-археолога Пирро Лигорио.
- Семь зданий в Акрополе отсылают к Парфенону, Колизею, Пантеону, пирамиде, Башне ветров, храму Весты и часовой башне Мантуи.
- Парк Боморцо вдохновил эффект Пегаса и чудовища.
Здесь оживают ренессансные модели Андреа Палладио, Винченцо Скамоцци и Себастьяно Серлио в виде построек вне времени, ложных руин и идеальных городов.
Прогулка по Ла Скарцуоле - не расслабляющий опыт. Здесь нет предопределенных маршрутов или поясняющих табличек. Как говорил сам Буцци, Ла Скарцуола - место для "активных мечтателей", для тех, кто готов заглянуть за фасад и столкнуться с тайной.
Томазо Буцци ушел из жизни в 1981 году, оставив свое творение незавершенным, как и подобает гениальному загадочному проекту.
Сегодня Ла Скарцуола находится под опекой его наследников, которые продолжают управлять ею и открывать для публики, превращая этот уголок Умбрии в место паломничества для тех, кто ищет необычные ощущения...
Театр, в котором главный актер - вы
В конечном счете, Ла Скарцуола - это не столько место для посещения, сколько место для проживания, архитектура, которая смотрит на вас, пока вы наблюдаете за ней (слова самого архитектора).
Среди театральных декораций и застывшей тишины возникает ощущение, что вы стали частью философского эксперимента, в котором произведение искусства никогда по-настоящему не завершено, потому что оно продолжает трансформироваться через взгляд наблюдателя.
А еще это место, которое обожают дети, ведь они любят сказки. Поэтому детям там интересно делать квесты с заданиями.
Светлана Синица Гид по Риму