Для чего вообще поднимать подобную тему? Ведь религия — это одно, а идеология — нечто иное. И тем не менее, мне кажется, что поговорить на данную тему нужно. Чтобы расставить по возможности все точки.
Последователи религиозных мировоззренческих концепций (а таковых столько, сколько религий в мире) и последователи единой гуманистической мировоззренческой концепции (кого для простоты можно называть атеистами, хотя это не совсем верно) смотрят друг на друга с понятным недоверием и даже некоторой враждебностью.
И примирить эти два условных лагеря почти нереально. К тому же последователи различных религиозных концепций нередко разделены между собой подчас сильнее, чем абстрактная группировка верующих и условная когорта атеистов. Другими словами, подчас православному милее жить и общаться с неверующим атеистом, чем с католиком или мусульманином, или иудеем. Не всегда так, но такое отторжение часто случается у людей, не достигших высокого духовного уровня.
Поэтому и сказано, что верующих можно объединить в одну группу лишь условно, реального объединения добиться много сложнее, если вообще возможно. В этом смысле единая гуманистическая концепция, даже если она ошибочна, всё же имеет несомненный плюс – универсальность. Научное миропредставление едино и принимается каждым представителем гуманистического сообщества, проживающим на любом континенте, какой бы нации и расе он ни принадлежал.
Как мы уже говорили ранее, ГМК не стоит отождествлять с объективной реальностью, которая нам, по большому счету, неизвестна (люди изучили лишь какие-то фрагменты, и, возможно, весьма ничтожные, и неизвестно, насколько достоверны наши знания даже об этих ничтожных фрагментах). Но мировоззрение не может быть фрагментарным. Поэтому люди домысливают то, чего не знают. И это касается как религиозных обществ, так и современного — гуманистического.
Да, сегодня принято считать, что мир устроен так. Однако через десяток лет, а уж тем более сотни и тысячи лет, это представление наверняка изменится, как оно меняется на всем протяжении истории, понуждаемое к тому накоплением новых данных (открытием новых частей пазла объективной реальности). Поэтому автор выражает сомнение в том, что современное научное или гуманистическое миропредставление (ГМК) верно.
Но даже если научная или гуманистическая мировоззренческая концепция (ГМК) ошибочна, она удобна, и прежде всего потому, что не дает поводов к раздорам в среде атеистов, подобно тому как различные теистические мировоззренческие концепции (ТМК) приводят к подчас непримиримым конфликтам в среде верующих.
Новая идейно-смысловая модель устройства общества, названная нами идеологией духовного восхождения, воздвигаемая на основании любви, альтруизма, служения ближнему, не является религией, а потому не претендует занять чье-то место: будь то христианство, ислам, иудаизм, буддизм или нечто иное. Идеология не опирается на сверхъестественное и не апеллирует к надмирным, внечеловеческим знаниям, тайнам, авторитетам. В том и заключается принципиальное отличие идеологии от религии: идеология выстраивает собственную систему ценностей, опираясь на тот или иной фундаментальный принцип, взятый из жизни человеческого общества (например, свободу, равенство, братство, любовь или их сочетание), и выводит из этого собственное понимание правды, собственные нормы, правила, законы. Тогда как религия апеллирует к авторитету Бога и Священным писаниям. Ничего подобного в идеологии нет и быть не может. Таковы реалии гуманистического мира, нуждающегося в понятных разуму, доказуемых и объяснимых первоосновах.
Идеология духовного восхождения — это новое слово в мире идеологий, но не религий. Иной принцип гуманистического мироустройства (иной по отношению к либерализму, нацизму и коммунизму). Однако созвучный христианству. И я уже приводил цитаты Христа, и буду еще приводить не раз. И разумный человек не станет от этого шарахаться, а на мнение недалеких людей можно не обращать внимание. Разумный человек поймет, что незазорно брать лучшее из любой религии, как и верующий должен понимать, что в гуманистическом обществе тоже есть нечто, превосходящее древние уклады, например, привнесенный коммунизмом уклад всеобщего равенства, устранивший многие неправды прежнего мира. В любом опыте можно и нужно находить хорошее, лучшее, чтобы взять и преумножить. Это не просто, этому часто мешают предубеждения. Человеку гуманистического уклада мешает предубеждение против религии, тогда как религиозные концепции показали свою устойчивость. Сообщества существовали тысячелетия (Византия, например). И религиозные практики накопили богатейший опыт преображения человека, несли и несут в себе опыт борьбы со звериным началом в человеке, и знают о пути духовного восхождения, и делятся этими знаниями с людьми.
А последователям религиозных практик, особенно находящихся на начальных ступенях духовного восхождения, любой отвергающий ТМК и религиозную практику гуманист представляется едва ли не исчадием ада. И они не хотят видеть, что коммунизм, например, изменил мир, сделав людей более свободными. Показал, что есть и другие формы государственного устройства, основанные не только на подчинении низших каст высшим. Да, этот опыт не был лишен ошибок. Но это значит лишь, что его нужно дорабатывать и, взяв лучшее, продолжить начатое, а не возвращаться к старому, пусть и под новой личиной.
Говорят, что рабовладение не исчезло, оно лишь поменяло формы. Это и есть старое под новой личиной. И задача человечества, используя опыт веков, взять из всего накопленного опыта лучшее и создать новое, лишенное прежних ошибок. А это возможно лишь при условии духовного восхождения от звериности через человечность к святости и богоподобию. То есть в обществе, которое стоит на основании любви, альтруизма и служения. Только в обществе, ставшем большой семьей, не будет рабства ни в какой форме, ни в явной, ни в скрытой. Потому что во всём будет пребывать любовь.
Перед вами фрагмент создающейся книги. Отрывки публикуются по мере их написания. Не обязательно они войдут в финальную версию, или войдут именно в таком виде. Дзен выступает скорее как записная книжка, позволяющая не терять написанное. Александр Смирнов