Найти в Дзене
Строительный мир

Крупнейший в мире метромост и сооружение на 110 опорах: уникальные российские объекты

Оглавление

Отечественным мостостроителям есть чем гордиться. Знаковые объекты возводили и во времена Российской империи, и при СССР; реализуют масштабные проекты и сегодня. К слову, из двадцати самых длинных мостов страны восемнадцать открыли за последнюю четверть века. В этой статье мы вспомним три примечательных сооружения, которые до сих пор остаются мировыми лидерами в своей категории. С каждым из них можно подробнее ознакомиться по соответствующей ссылке в конце статьи.

Самый северный разводной мост

Появления этого железнодорожного моста ждали около 50 лет. О необходимости перехода через Северную Двину в районе Архангельска говорили еще в первой половине 1910-х. Более того, были проведены предварительные исследования и предложено несколько вариантов капитальной переправы, включая разводную конструкцию. Но лишних денег в казне тогда не нашлось.

© public domain (Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г.)
© public domain (Фрагмент карты Министерства путей сообщений Российской империи, 1916 г.)

В первые десятилетия советской власти к данной теме возвращались не раз. Однако людям вплоть до 1960-х, дабы попасть на вокзал, приходилось переправляться через водную преграду на пароме. Отсутствие дороги через реку сказывалось и на снабжении города продовольственными товарами. К реализации давней задумки приступили только в 1958-м. Проект разработал институт «Ленгипротрансмост» (сегодня — ОАО «Трансмост»).

© Dmitriy Korzhev / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0 (Северодвинский мост, 2013 г.)
© Dmitriy Korzhev / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0 (Северодвинский мост, 2013 г.)

Строили объект на протяжении четырех лет. На момент открытия он стал крупнейшим в стране среди аналогичных сооружений с вертикально-подъемной конструкцией и самым северным разводным мостом в мире. Эти звания архангельский объект, предназначенный для движения поездов и автомобилей, сохраняет и по сей день.

© public domain (Северодвинский мост, 2007 г.)
© public domain (Северодвинский мост, 2007 г.)

Длина Северодвинского моста — почти 800 м. Состоит он из пяти пролетов: четыре боковых по 176 м и центрального протяженностью 88 м, который и является подвижным для пропуска судов. Причем при отсутствии электроэнергии его можно поднять с помощью системы ручных домкратов усилиями двадцати человек.

Чудо технической мысли

Этот объект протяженностью 2,14 км до сих пор остается самым длинным крытым метромостом в мире. Его возводили в первой половине 1980-х. Примечательно, что проектировщики в качестве альтернативы для пересечения Оби предлагали тоннель. Однако последний требовал значительно больших вложений. Поэтому предпочтение отдали мосту в виде коробчатой металлической балки-галереи (объект сделали закрытым, чтобы защитить пути в холодное время года).

© Филатов Федор / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Новосибирский метромост, 2021 г.)
© Филатов Федор / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Новосибирский метромост, 2021 г.)

Инженерам уже упоминавшегося института «Ленгипротрансмост» в сотрудничестве с коллегами из «Новосибметропроекта» пришлось разработать уникальный проект, ведь раннее никто ничего подобного на линиях метрополитена в столь сложных гидрогеологических условиях не строил. Но, несмотря на ряд трудностей, отечественные специалисты в очередной раз успешно справились с поставленной задачей. Новый переход стал частью Ленинской линии Новосибирского метрополитена, движение по которой официально открыли в январе 1986-го.

© A.Savin / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Новосибирский метромост общей протяженностью 2145 м, 2016 г.)
© A.Savin / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Новосибирский метромост общей протяженностью 2145 м, 2016 г.)

Объект состоит состоит из трех частей: правобережной и левобережной эстакад (133 м и 1,07 км соответственно) и руслового участка (900 м). Он по-прежнему соединяет станции «Студенческая» и «Речной вокзал». Однако в скором времени на левом берегу появится ст. «Спортивная». Ее должны были открыть еще осенью 2022-го. Но, согласно последней информации, случится это не раньше декабря 2024-го.

Крупнейший за Полярным кругом

Этот мост на момент открытия стал самым длинным в России. Правда, это звание он удерживал всего пару месяцев. Зато до сих пор остается №1 в мире среди аналогичных объектов, расположенных за Полярным кругом. Речь идет о переходе через реку Юрибей на линии Обская – Бованенково, считающейся одной из самых сложных и дорогих в стране. Она проходит через территорию, отличающуюся большим количеством термокарстовых озер.

© ПАО «Газпром» / gazprom.ru (Мостовой переход через пойму реки Юрибей)
© ПАО «Газпром» / gazprom.ru (Мостовой переход через пойму реки Юрибей)

Что касается крупнейшего искусственного сооружения на данном маршруте, то при его строительстве на глубину до 40 м пришлось погрузить 110 опор диаметром до 2,4 м и смонтировать 107 пролетов по 34,2 м и две сквозные фермы по 110 м. Общая длина перехода составила 3,9 км. Такое решение было принято с целью сохранения экосистемы реки Юрибей, из-за широкой поймы которой и пришлось сооружать столь протяженный объект.

© ПАО «Газпром» / gazprom.ru (Мостовой переход через пойму реки Юрибей)
© ПАО «Газпром» / gazprom.ru (Мостовой переход через пойму реки Юрибей)

Под данный проект была разработана специальная технология, позволившая в рекордно короткие сроки (чистых 349 дней) в условиях вечной мерзлоты возвести мостовой переход, который, по заверению экспертов, прослужит по назначению не менее 100 лет. Движение по нему открыли в сентябре 2009-го.