Найти в Дзене
Строительный мир

Построено в СССР: самый длинный метромост в мире. Рекорд, который до сих пор не побит

Оглавление

Это уникальное инженерное сооружение называют чудом технической мысли. Оно до сих пор остается самым длинным метромостом в мире — 2,14 км. Примечательно, что зимой из-за перепадов температур объект становится короче на 50-70 см.

© Филатов Федор / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Новосибирский метромост, 2021 г.)
© Филатов Федор / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Новосибирский метромост, 2021 г.)

Возводить сооружение начали в феврале 1980-го. Кампания заняла пять лет. Движение поездов по железной дороге через водную преграду открыли 7 января 1986-го с запуском Ленинской линии Новосибирского метрополитена.

«Сибиряки поставили перед собой непростую задачу»

Вопрос строительства подземки в крупнейшем городе Сибири поднимался еще в середине 1950-х. Однако к разработке соответствующего проекта приступили только в конце следующего десятилетия. А к его реализации — в 1979 году (12 мая была забита символическая свая).

© public domain (Генеральная схема линий метрополитена г. Новосибирска из советских плановых учреждений 1970-х – 1980-х гг.)
© public domain (Генеральная схема линий метрополитена г. Новосибирска из советских плановых учреждений 1970-х – 1980-х гг.)

Л. Денисова. В суровых условиях Сибири // Метрострой. — Новосибирск, 1983. — №4 (июнь). — С. 14:

«Метро в Сибири... Можно ли было мечтать о нем полвека назад... Сибиряки поставили перед собой непростую задачу: проложить первую линию длиной 13 км с 11 станциями в сложных гидрогеологических условиях через своенравную Обь — ведь трасса пройдет с левого ее берега на правый».

Уникальный в своем роде

Новый вид транспорта должен был обеспечить быстрое и удобное сообщение между двумя частями города, разделенными рекой Обь. Для пересечения последней рассматривались различные варианты тоннельной переправы, а также возможность привязки конструкции к существующим опорам автомобильного Коммунального моста, находящегося в эксплуатации с 1955 года (одно из предложений предполагало пустить стальную магистраль вторым ярусом).

Но в итоге предпочтение отдали возведению отдельно стоящего перехода (с двухпутным движением) на четырнадцати V-образных опорах. В сравнении с тоннелем это выходило дешевле, так как при сооружении дороги под руслом реки станции пришлось бы строить на большой глубине закрытым способом. Хотя именно на этом и настаивали власти города.

Специалистам института «Ленгипротрансмост» (сегодня — ОАО «Трансмост») пришлось разработать уникальный проект, аналогов которому в мире на тот момент по своим масштабам не существовало. Его утвердили в январе 1978-го. Над руслом реки на высоте 25 м, согласно чертежам, должно было возвышаться металлическое пролетное строение в виде неразрезной балки коробчатого сечения протяженностью около 900 м и весом 6,2 тыс. тонн. Конструкцию собирали на берегу и затем при помощи домкратов надвигали на опоры. Раннее в практике метростроения такой способ не применялся.

© Fdecomite / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Новосибирский метромост (слева) и Коммунальный мост (справа), 2000-е гг. Их разделяет около 80 м)
© Fdecomite / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Новосибирский метромост (слева) и Коммунальный мост (справа), 2000-е гг. Их разделяет около 80 м)

Подходы к метромосту были выполнены в виде железобетонных эстакад, которые для защиты от атмосферных воздействий сооружали с застекленными галереями. Причем инженерам пришлось настоять на таком решении, так как в Госстрое СССР изначально не хотели одобрять данный вариант, предлагая оставить пути открытыми. Длина левобережной эстакады составила 1,07 км (32 пролета по 33 м), правобережной — 133 м (6 пролетов от 16,5 до 33 м).

© Mikhail Koninin / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Новосибирский метромост, 2012 г.)
© Mikhail Koninin / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Новосибирский метромост, 2012 г.)

Ю. Самочернов (начальник Новосибметропроекта). Основные проблемы сооружения Новосибирского метро // Метрострой. — М., 1981. — №5 (июль). — С. 6:

«Строительство Новосибирского метрополитена уникально. Впервые проектировщики и строители столкнулись здесь с комплексом совершенно новых проблем. Суровые сибирские условия наложили отпечаток не только на конструктивные решения элементов станций и перегонов, но и на производство работ... Суровые климатические условия Сибири продиктовали необходимость (впервые в СССР) мостового перехода через Обь в виде защищенной от внешней среды галереи».

«Этот день новосибирцы ждали более шести лет»

Опоры моста начали возводить в конце лета 1980-го, а примерно через 2,5 года монтажники приступили к сборке пролетного строения — надвигать на опоры его начали в июне 1983-го (этот этап работ завершили в январе 1985 г.). Причем не обошлось без аварий. 25 октября 1983-го во время надвижки из-за низкой температуры не выдержала и прогнулась направляющая ферма (аванбек). Но, благодаря слаженной работе специалистов, для ликвидации ситуации в рекордно быстрые сроки возвели металлическую опору и вернули все в рабочее состояние.

© A.Savin / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Новосибирский метромост общей протяженностью 2145 м, 2016 г.)
© A.Savin / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Новосибирский метромост общей протяженностью 2145 м, 2016 г.)

Испытания объекта проводили 19 декабря 1985-го — по «железке» пустили четыре груженных состава. Каждый состоял из пяти вагонов, в которых суммарно находилось по 640 мешков с песком весом по 50 кг. Проверка конструкции на прочность прошла успешно — никаких отклонений обнаружено не было. Движение по метромосту, соединившему станции «Студенческая» и «Речной вокзал» открыли 7 января 1986-го.

© Sskz / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Входы в западный вестибюль станции «Речной вокзал», 2013 г.)
© Sskz / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Входы в западный вестибюль станции «Речной вокзал», 2013 г.)

В. Шугаев. В добрый путь, Новосибирское метро! (Репортаж о митинге на станции «Площадь В. И. Ленина) // Советская Сибирь. — Новосибирск, 1986. — №6 (8 января). — С. 1:

«Этот день новосибирцы ждали более шести лет. Задолго до начала митинга, посвященного пуску в эксплуатацию первого в Сибири метрополитена, на станции «Площадь В. И. Ленина» собрались те, кто непосредственно принимал участие в создании этого уникального подземного сооружения. Митинг открыл первый секретарь горкома КПСС В. В. Казарезов. Он поздравил участников строительства со знаменательным событием в жизни нашего города... и предоставил слово первому секретарю областного комитета КПСС А. П. Филатову, [который] поздравил метростроителей, всех участников сооружения метрополитена с большой победой и пожелал им новых успехов в труде, и прежде всего в строительстве следующих очередей скоростной подземной магистрали».
© Vyacheslav Bukharov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Новосибирский метромост, 2022 г.)
© Vyacheslav Bukharov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Новосибирский метромост, 2022 г.)

Проектом (на перспективу) на левом берегу в районе Коммунального моста было предусмотрено строительство станции «Спортивная». К ее сооружению приступили только в 2019-м. Открытие объекта запланировано на декабрь 2023 года. А в ноябре 2022-го была завершена реконструкция остекления метромоста, с которого сегодня открывается прекрасный панорамный вид на реку и город.