Во времена СССР отечественные инженеры и строители построили немало значимых объектов, которые до сих пор по тем или иным признакам можно назвать уникальными. Относится это и к мостовому переходу через Северную Двину, появление которого ждали около 50 лет.
Первая попытка
Железная дорога (изначально узкоколейная) от Вологды до Архангельска дошла в 1897-м. Через 17 лет стартовали работы по перешивке магистрали на широкую колею. Тогда же подняли вопрос о возведении моста и провели изыскания.
В. Е. Ляхницкий. Изыскания в устьях р. Северной Двины, произведенные в 1915-1916 годах для составления проекта аванпорта у гор. Архангельска. — Петроград, 1916. — С. 18:
«И. Ануфриев, говоря о первоочередных мероприятиях, к приспособлению нашей северной окраины к обслуживанию нужд русской торговли и промышленности, указал на необходимость, помимо перешивки узкоколейной железной дороги на широкую колею и постройки через р. Северную Двину моста, — проложения ветки железной дороги ближе к морю, где должен быть сооружен аванпорт».
В 1915-м в Городской Думе было представлено порядка пяти различных вариантов. Предпочтение отдали раздвижному сооружению в районе Смольного Буяна. Но дальнейшие исследования пришлось прекратить — правительство направило средства на строительство стальной магистрали на Кольский полуостров, где был основан порт Мурманск. Позднее к теме архангельского моста возвращались не раз.
Из выступления депутата А. А. Власова // Вторая сессия Верховного Совета РСФСР (25-29 июля 1939 г.): Стенографический отчет. — М., 1939. — С. 74:
«Кроме того, необходимо предусмотреть расходы на достройку железо-бетонного моста через реку Кузнечиха, соединяющую город Архангельск с промышленными районами — Соломбальским и Маймаксанским, а также на постройку железнодорожного моста через реку Северная Двина».
Тем не менее до середины 20 столетия дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Горожанам, добираясь до вокзала, расположенного на противоположном берегу, приходилось преодолевать водную преграду непосредственно на катерах и паромах. Особенно трудным путь был зимой по замерзшей реке, когда ветер порой буквально сбивал с ног. Отсутствие надежной круглогодичной переправы сказывалось и на снабжении.
Уникальный в своем роде
Строительство моста по проекту института Ленгипротрансмост началось в 1958-м. Он стал одним из первых подобных объектов в стране, которые возводили бескессонным способом — специальные оболочки при помощи буровой установки загоняли глубоко в дно реки и затем заполняли бетонной смесью.
Работы продолжались на протяжении четырех лет, и 5 ноября 1964-го переход через Северную Двину наконец открыли для движения транспорта — поездов (одна колея) и автомобилей (две полосы); была организована и пешеходная зона. Введенный в эксплуатацию мост имел важнейшее промышленное и транспортное значение — новая дорога существенно упростила логистику областного центра. Через 2,5 месяца после ее открытия на правом берегу реки начала работу и новая железнодорожная станция — «Архангельск-Город».
Протяженность моста составила 792 м (с подходами — 1094 м) — всего пять пролетов: четыре по 176 м и один (вертикально-подъемный) — 88 м. Последний при помощи электропривода поднимался за 10 минут. Объект во многих источниках назван самым северным разводным мостом в мире. К тому же на момент завершения строительства он стал и крупнейшим в СССР с вертикально-подъемной конструкцией.
Обновление Старого моста
Официально свое нынешнее имя — Северодвинский — мост получил лишь в 1988-м. В то время в 4 км выше по течению уже строился автодорожный Краснофлотский, который тогда стал одним из крупнейших переходов в европейской части России — его общая длина со всеми подходами превысила 5,5 км. После ввода в 1990-м нового объекта Северодвинский в народе стали попросту называть Старым мостом.
В 2020-м стартовали работы по капитальному ремонту сооружения, в ходе которых обновили разводное оборудование подъемной части, провели ремонт опор и металлических пролетных строений. По сообщению властей, проект должен был завершиться к концу 2022-го, однако официальной информации на этот счет не поступало.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Вторая сессия Верховного Совета РСФСР (25-29 июля 1939 г.): Стенографический отчет. — М., 1939. — С. 74
- Ляхницкий В. Е. Изыскания в устьях р. Северной Двины, произведенные в 1915-1916 годах для составления проекта аванпорта у гор. Архангельска. — Петроград, 1916. — С. 18
- Овсянкин Е. И. Имена архангельских улиц. — Архангельск, 1998. — С. 262-263
- Поликарпов Н. Н. ОАО «Трансмост»: 75 лет. — 2005. — С. 49, 62, 72