Найти тему
PsyNews

У музыкантов-левшей, развиваются уникальные мозговые пути для обработки языка

Фото предоставлено: DALL·E
Фото предоставлено: DALL·E

Исследования мозга уже не раз доказывали связь между музыкальным образованием и когнитивными функциями человека. Однако недавние открытия, опубликованные в Journal of Neuroscience, выводят эту тему на новый уровень. Ученые обнаружили, что у левшей-музыкантов более вероятно наблюдается необычная языковая латерализация, то есть перенос обработки языковых функций на правое полушарие мозга. Это открытие помогает понять, каким образом музыкальная подготовка влияет на структурные и функциональные связи мозга, связанные с языком.

Что такое языковая латерализация?

Языковая латерализация – это тенденция к доминированию одной из сторон мозга в процессе обработки языковых функций. У большинства правшей этот процесс сосредоточен в левом полушарии. Однако среди левшей вероятность того, что языковые функции будут обрабатываться правым полушарием, значительно выше.

Несмотря на многолетние исследования, точные причины этого явления остаются не до конца изученными. Предыдущие гипотезы предполагали роль межполушарных связей мозга, но до недавнего времени не было убедительных доказательств, которые бы объяснили механизмы этого явления.

Музыкальное образование и мозг

Известно, что музыкальное образование способствует изменениям в структуре и функциях мозга, особенно в областях, отвечающих за слуховое восприятие и моторный контроль. Поскольку музыка и язык имеют схожие когнитивные процессы, исследователи выдвинули гипотезу, что именно музыка может дать ключ к разгадке необычной языковой латерализации у левшей.

Как объясняет один из авторов исследования, Эстебан Вильяр-Родригес из университета Хауме I, их команда решила исследовать связь между леворукостью, музыкальной подготовкой и языковой латерализацией. Для этого они набрали 112 участников, разделив их на две группы: 56 музыкантов и 56 не-музыкантов. Важно отметить, что все участники были левшами или имели смешанный тип рукости, а музыкантами считались только те, кто прошел не менее шести лет формального музыкального образования.

Методология и ключевые выводы

Все участники прошли серию нейровизуализационных тестов, включая функциональную магнитно-резонансную томографию (fMRI) и диффузионно-взвешенную томографию (DWI), что позволило исследователям оценить как структуру, так и функции мозга.

Задания, которые выполняли участники, включали генерацию глаголов и прослушивание слов и тонов. Это помогло ученым измерить активность мозга в ответ на лингвистические и нелингвистические стимулы, а также рассчитать индекс латерализации для каждого участника, показывающий, в каком полушарии мозга происходит обработка языка.

Результаты показали, что у левшей-музыкантов наблюдается уникальный путь к нетипичной языковой латерализации. У не-музыкантов причиной такой латерализации становилось недоразвитие связей в левом полушарии, особенно в области, которая соединяет языковые зоны. В то время как у музыкантов такая латерализация была связана с усилением межполушарных связей через заднюю часть мозолистого тела.

Чем больше лет музыкального образования имел участник, тем выше была вероятность, что обработка языка у него происходила в правом полушарии. Особенно это было выражено у музыкантов, специализирующихся на одном инструменте.

Почему это важно?

Эти данные указывают на то, что музыкальное образование не только влияет на развитие навыков, связанных с восприятием и созданием музыки, но и может кардинально изменять способы, которыми наш мозг обрабатывает язык. Это открытие имеет долгосрочные перспективы для понимания когнитивных процессов у людей с нетипичной латерализацией и ее связи с различными неврологическими состояниями, такими как эпилепсия, аутизм, дислексия и шизофрения.

"Ответы на вопросы о том, как наш мозг обрабатывает язык, оказались гораздо сложнее, чем мы предполагали," — комментирует Вильяр-Родригес. "Исторически, нейробиология искала единую причину нетипичной языковой латерализации. Однако наши данные показывают два различных пути к этому явлению, и музыкальная подготовка оказывается ключом к этому процессу."

Таким образом, исследования продолжают раскрывать тайны взаимодействия музыки, языка и мозга, открывая новые горизонты в изучении когнитивных функций и их нейропластических возможностей.

Наука
7 млн интересуются