Экранная судьба этого комиксового героя всегда складывалась очень непросто. Этот персонаж был придуман художником Майком Миньолой для рекламного буклета Comic-Con в 1991 году и изначально он не планировал хоть как-то его развивать дальше. Однако образ засел у него в голове и не давал покоя.
Миньола с начала 80-х работал иллюстратором на популярные издательства комиксов, такие как Marvel и DC Comics, и даже был одним из авторов отдельной истории о Бэтмене "Готэм в газовом свете" (Gotham by Gaslight, 1989). И вот он почувствовал, что готов уже сам рассказывать свои истории со своими персонажами, и Хеллбой ему показался именно тем героем, с помощью которого он мог бы это сделать.
Первый полноценный комикс Миньолы о Хеллбое был впервые опубликован в 1994 году независимым издательством Dark Horse Comics, поскольку DC Comics, на которых в то время работал Миньола, хоть и проявила заинтересованность, но всё-таки решила отказаться от него. Не сказать, что это был грандиозный успех, всё-таки история получилась довольно необычная и не особо интересная для массового зрителя, но тем не менее свои поклонники у неё нашлись, причем в достаточном количестве, чтобы издательство было заинтересовано и в дальнейших публикациях.
Одним из таких фанатов оказался мексиканский режиссёр Гильермо дель Торо, в конце 90-х перебравшийся в Голливуд. Он планировал снять этот фильм ещё в начале 2000-х, однако провал его предыдущего фильма "Мутанты" (Mimic, 1997), главный герой-демон, да ещё и в исполнении никому тогда не известного Рона Перлмана, которого дель Торо наотрез отказывался менять на кого-либо другого, а также довольно солидный бюджет, требовавшийся для его производства, отпугивали все голливудские студии, к которым он обращался.
Ситуация кардинальным образом изменилась только в 2002 году, когда вышел в прокат снятый дель Торо финансово успешный "Блэйд 2" (Blade 2, 2002). Тогда молодая независимая студия Revolution Studios, заключившая соглашение с Sony Pictures, решила рискнуть и доверила режиссёру бюджет в 60 миллионов, согласившись практически на все его условия. Более подробно об этом можно почитать в моей статье, посвященной этому фильму.
Кассовым хитом он не стал, вложенные в его производство деньги вернулись с большим трудом и Sony свернула сотрудничество с Revolution Studios по работе над планировавшимся к выходу в 2006 году продолжением. Однако фильм получил очень неплохие отзывы от критиков, и неплохо продавался на домашнем видео, где набрал себе довольно многочисленную армию преданных фанатов.
В 2006 году производством сиквела заинтересовалась студия Universal и выкупила права на его производство у Revolution Studios. Вышедший в 2008 году "Хеллбой II: Золотая армия" (Hellboy II: The Golden Army, 2008), на который Universal выделила в этот раз уже $85 миллионов, также получил хорошие отзывы от критиков и восторженные отзывы от фанатов, но снова боле чем скромно прошёл в прокате, собрав всего около $160 миллионов. Студия явно надеялась на другой результат, поэтому не торопилась запускать в производство заключительный фильм трилогии, которую дель Торо планировал снять с самого начала.
Производство "Хеллбой 3: Тёмные миры" (Hellboy III: Dark Worlds) постоянно откладывалось, фанатов кормили обещаниями, а дата начала работы над фильмом всё время переносилась, пока в конечном в итоге в 2017 году, дель Торо официально не объявил, что третьей части не будет. Режиссёр хотел выпустить все его наработки для фильма в виде книги комиксов, однако этому воспротивился Миньола.
Параллельно в 2014 году Миньола, совместно со сценаристом Эндрю Косби и без участия дель Торо начал работу над своей версией приключений Хеллбоя, которая должна была продолжить первые два фильма. Продюсеры предложили Перлману вновь исполнить роль главного героя, однако тот отказался, заявив, что вернётся только, если режиссёром будет дель Торо. Тогда было решено, что новый фильм станет перезагрузкой - более кровавой и мрачной и, соответственно, с более взрослым возрастным рейтингом.
Universal решила не принимать участия в создании этого фильма и продала права независимой кинокомпании Millennium Films, специализировавшейся большей частью на производстве незамысловатых боевичков категории “B” и в начале 10-х решившей попробовать себя в роли крупного игрока на кинематографическом рынке. Режиссёром был приглашён британец Нил Маршал (Спуск, Псы-воины), а Перлмана заменил Дэвид Харбор, сыгравший шерифа Джима Хоппера в сериале "Очень странные дела". Бюджет нового фильма был уменьшен до $50 млн., чтобы минимизировать риски от сокращения его потенциальной аудитории, вызванной повышением его возрастного рейтинга до “R” (18+) в отличие от “PG-13” (14+) у его предшественников.
Вышедший в 2019 новый "Хеллбой", изначально носивший название "Восстание кровавой королевы" (Rise of the Blood Queen), не пинал разве что только ленивый. Критики оценили его крайне низко - 17% свежести на Rotten Tomatoes и 5 номинаций на "Золотую малину", правда ни одну из премий он так и не получил, в том году основной удар на себя приняли киноэкранизация классического мюзикла "Кошки" и Сталлоне со своей "Последней кровью".
Кассовые сборы составили всего $55 млн. Учитывая ту схему, по которой Millennium обычно финансирует свои проекты, не думаю, что студия понесла убытки, но это явно было много ниже её ожиданий. Так что и все возможные продолжения, на которые явно рассчитывали продюсеры были отменены.
А Нил Маршалл и вовсе после премьеры заявил, что отрекается от этого фильма, поскольку руководство студии постоянно вмешивалось в его творческий процесс и конечный результат был совершенно не таким, каким он его задумывал.
Тем не менее Millennium Films не собиралась расставаться с Хеллбоем и в 2023 году было официально объявлено о начале работы над новым перезапуском, который в этот раз точно будет "самым правильным и верным духу оригинальных комиксов". Также обещали больше хоррора и снова взрослый рейтинг “R” (18+).
Над сценарием трудился сам Миньола вместе со своим приятелем Кристофером Голденом, с которым они для Dark Horse выпускали довольно успешную комикс-серию "Балтимор". А режиссёрское кресло в этот раз занял Брайан Тейлор, тот самый, который когда-то на пару с Марком Невелдайном установил новую планку в жанре боевика своим "Адреналином" (Crank, 2006), а из последних его работ можно отметить безумный фэнтезийный сериал "Хэппи" (Happy!, 2017-2019) и сатиричный слэшер "Безумные родители" (Mom and Dad, 2017).
Новым Хеллбоем стал Джек Кеси, снявшийся у дель Торо в его вампирском сериале "Штамм" (The Strain, 2014-2017) в главной отрицательной роли и появившийся в первых двух "Дедпулах" в образе Чёрного Тома.
Студия планировала начать серию недорогих фильмов, жанровый акцент которых бы сильно сместился в сторону фильма ужасов и оставив минимум от масштабного комикса, которыми были первые три фильма. Бюджет был выделен на это более чем скромный и составил всего $20 млн. А Брайан Тейлор обещал снимать всё по старинке, используя в основном практические спецэффекты с минимумом компьютерной графики.
Не знаю каком этапе было принято это решение, но Millennium решила не рисковать с выпуском фильма на экраны США м Канады и продала права на это независимой молодой компании Ketchup Entertainment, которая и вовсе выпустила его сразу на онлайн-сервисах минуя кинотеатры. Тем не менее в других странах он всё-таки был выпущен в кинопрокат и заработал около $1,5 млн.
Не смотря на более чем скромные официальные кассовые сборы и прохладный приём у фанатов серии, критики оценили фильм существенно выше его предшественника - на Rotten Tomatoes у него сейчас 39% свежести на основании 31 рецензии.
Мой отзыв на нового "Хеллбоя" можно прочитать на Телеграмм-канале