Вокруг советского хоккея витает много мифов, которые любят вспоминать и болельщики, и случайные зрители: игроки бились не за деньги и строго соблюдали режим, матчи были лучше и интереснее, а канадцы и сегодня тренируются строго по методикам наших хоккейных школ. Не всё из этого абсолютная неправда, но и неоспоримых фактов здесь нет. В целом ностальгия общества по прежним временам объяснима, только вот в этом случае она не слепая.
Советский хоккей – действительно великое явление в мировом спорте, по-настоящему изменившее целую индустрию. Сборная СССР всегда сильно отличалась от североамериканских команд своим стилем. В его основе была игра на партнёра, коллективизм, свойственный коммунизму, ведь спорт был продолжением идеологии страны.
Помимо политических догм, на советское понимание хоккея огромное влияние оказали футбол и хоккей с мячом. Все первые хоккеисты страны одновременно играли в два вида спорта, брали титулы на разных уровнях и даже тренировали по очереди футболистов и хоккеистов. Легендарный тренер Анатолий Тарасов сумел перенести на лёд главную тактическую идею игры с мячом – важнейший игрок на поле не тот, у кого шайба, важны те, у кого шайбы нет. Опираясь на великолепную школу катания, без которой невозможно было играть на большом поле хоккея с мячом, Тарасов, по сути, скрестил футбол с хоккеем, создав уникальный советский стиль.
Как СССР повлиял на мировой хоккей
После Суперсерии-72 в Северной Америке окончательно убедились, что советский хоккей может быть эффективнее канадского. Некоторые тренеры сразу поменяли систему подготовки. Так, в НХЛ появились тренировки вне льда и отдельные специалисты по физподготовке. Отдельно началась работа и над катанием. Пионером советского стиля стал Скотти Боумен из «Монреаля». Именно его цитирует Игорь Ларионов, который ставит в современном «Торпедо» уходивший из страны дух той «Русской пятёрки» Детройта.
В Суперсериях зародился тот самый, обновлённый вид хоккея, который мы наблюдаем до сих пор. Это микс прямолинейной американской атаки с давлением на ворота и витиеватых комбинаций с кружевами и стеночками-забеганиями, пришедшими из футбола.
И именно благодаря Суперсерии-72, Уолтер Грецки и Мариян Сакик стали по-другому тренировать своих сыновей – будущих мировых суперзвёзд Уэйна и Джо. Осознав важность катания, они взломали лигу и провели в ней настоящую революцию. И в действительности игра современной канадской сборной – квинтэссенция лучших качеств советского и американского хоккея.
Куда пропало наше величие
Но почему же этот самый красивый, зрелищный и яркий хоккей едва не вымер в России? Открывшиеся в 90-е годы границы лишили нас сильного внутреннего чемпионата: лучшие игроки разъехались по другим странам, а экономическая ситуация не позволяла клубам приглашать качественных иностранцев. Просевший уровень хоккеистов вынудил тренеров перейти на строгие оборонительные схемы – защищаться проще, чем хитро атаковать. Минимальный риск и коллективная оборона скрывали недостатки в мастерстве исполнителей, но сильно били по зрелищности. Однако это приносило результат и в девяностые сделало московское «Динамо» шестикратным чемпионом и главным трендсеттером в хоккейной среде.
Лучшие нападающие играли за рубежом, оставшихся в стране виртуозов хватало максимум на одно звено. Получалось так, что творить впереди разрешалось только избранным, а все остальные должны были играть строго по заданию. Общий тренд могли бы исправить иностранцы, ведь они тоже хорошо обучены и открыты идеям. Но основную массу легионеров в то время составляли финны и шведы – последователи скорее советской школы. Их ответственное отношение к установкам наши тренеры принимали как великое благо и мастерски вписывали работяг и пахарей в свои чёткие, но осторожные схемы.
Со временем за мэтрами нулевых потянулись и молодые кадры: Игорь Никитин в «Локомотиве», Анвар Гатиятулин в «Тракторе», Леонид Тамбиев в «Адмирале», Олег Браташ в «Ладе». И их хоккей приносил результат! Не победный, но всё же заметный для клубов. Но в сезоне 2023/24 только ярославский клуб смог пройти далеко за Кубком Гагарина. А чемпионом стал дерзкий, рисковый и молодой «Металлург» Андрея Разина. Значит ли это, что красивый атакующий хоккей возвращается в Россию?
Вернуть советский хоккей невозможно
Одна из причин возврата к атаке – растущее самосознание игроков. Они начали замечать, что в КХЛ есть команды, в которых тренировки интересны и в целом другие установки на игру. В современном мире в принципе меняется отношение к работе: новые поколения не готовы умирать на рабочем месте, сколько бы ни платили. Главное – самореализация и комфорт. То же самое и в хоккее. Самоотверженность ещё остаётся, но молодым игрокам сегодня важнее получать кайф от игры команды, чем от монотонного и строгого выполнения заданий тренеров.
Весь советский хоккей и его главные команды – ЦСКА и сборная страны – строились на невыносимых условиях жизни и тренировок сначала Тарасова, а затем Тихонова. Об этом хорошо рассказано в фильме «Русская пятёрка».
Хоккеисты жили на сборах 11 месяцев в году, взрослых парней держали взаперти на тренировочной базе, домой отпускали только семейных, и то по большим праздникам. Кому-то запрещали уехать на похороны отца, кому-то – на рождение дочери. Хоккеисты переносили жуткие нагрузки, получали тяжёлые травмы, а при малейшей провинности теряли место в составе. Интересно, что даже такие условия не мешали советским хоккеистам и устраивать гулянки, и попадать в скандалы. Да, они были звёздами в пределах страны и получали преференции, однако при первой же возможности уехать в НХЛ на приличные контракты срывались в чужую страну без языка и семьи.
Теперь же и тренерам, и менеджерам приходится считаться с мнением игроков. Благодаря этому в КХЛ пришли тренеры, которые сами любили атакующий хоккей, но точно так же не любили советские условия труда. Игорь Ларионов, Алексей Жамнов, Вячеслав Козлов, Андрей Разин, Сергей Зубов играли на разных уровнях, но каждый из них понимает прелесть красивого хоккея. И потому они доверяют чутью своих игроков и с уважением относятся к своим спортсменам.
Создать отлаженный механизм с идеальным взаимопониманием на льду, наверное, всё ещё можно. Правда, на момент – в короткий отрезок плей-офф, когда нужно выиграть Кубок. Но снова собрать монструозную «Красную машину», которая будет десятилетиями кошмарить всех соперников, в нынешних условиях просто нереально.
Но не всё так плохо. Российский вкус всегда требовал игры в атаке – зрителя куда проще заманить на трибуну, если там будут счета 7:6, а не 1:0. В КХЛ сегодня возвращается атакующий хоккей. И есть надежда, что мастера прошлого смогут лично передать подопечным и навыки, и понимание игры.
И всё же командный спорт хорош разнообразием – по большому счёту в хоккее нет одного единственно верного способа работы. В борьбе идей и подходов и рождается красивое зрелище, интрига и новая мысль. Единый стиль – строго атакующий, а не тактически гибкий – может аукнуться в будущем. Например, если сборная России, вернувшись на мировую арену, вновь наткнётся на капканы сборной Финляндии. Или не сможет вовремя закрыться, чтобы «засушить» мощнейшую атаку Канады. В своё время НХЛ получила большой импульс, открыв двери для европейцев. Внедрив идеи советского хоккея, Северная Америка нашла уникальный сплав стилей, который и создал современную игру.
Так может и нам стоит не жить прошлым в надежде на возвращение той самой игры, а создать её новую версию?