Опубликован доклад Глобальной комиссии по экономике водных ресурсов (входит в ОЭСР). В исследовании с лаконичным названием «Экономика воды» ставятся чрезвычайно серьёзные вопросы, ответов на которые у современного общества потребления не видно.
Общий вывод: глобальный кризис поставок пресной воды создаст угрозу половине мирового производства продовольствия в ближайшие 25 лет.
Половина населения мира уже сталкивается с нехваткой воды, и эта цифра будет расти по мере усугубления климатического кризиса – и нарастания напряжённости в отношениях между странами, добавим мы, так как совместно любой вопрос решить куда легче, чем порознь.
Уже к концу текущего десятилетия спрос на пресную воду превысит предложение на 40 %, поскольку мировые водные системы подвергаются «беспрецедентной нагрузке». По мнению авторов, сейчас сильно недооценивается количество воды, необходимое людям для достойной жизни. 50–100 литров нужно только для здоровья и гигиены, а суммарно, учитывая производство всего того, что мы потребляем, на человека в развитых странах уходит около 4000 литров (4 м³) в день.
При этом качественная вода в мире распространена крайне неравномерно.
Около половины мировых осадков над сушей поступает от здоровой растительности в экосистемах, которые испаряют воду обратно в атмосферу и создают облака, которые затем перемещаются по ветру. Китай и Россия являются основными бенефициарами этих систем «атмосферных рек», сетуют авторы, в то время как Индия и Бразилия теряют воду за счёт того, что испаряемая на их территории влага проливается в других странах.
Вывод очевиден: взять и поделить!
«Китайская экономика зависит от устойчивого управления лесами в Украине, Казахстане и Балтийском регионе, – сказал профессор Йохан Рокстрём, директор Потсдамского института исследований воздействия климата и один из сопредседателей комиссии. – То же самое можно сказать и об оттоке пресной воды из Бразилии в Аргентину. Эта взаимосвязанность просто показывает, что мы должны включить пресную воду в мировую экономику как глобальное общее благо».
Такая вот интересная комиссия. Ничего глобального в ней нет, разве что глобалистское – она создана Нидерландами в 2022 году, когда Россия уже была исключена из большинства мировых систем управления. И теперь в сознание западного обывателя аккуратно закладывается мысль о том, что малонаселённая Россия несправедливо контролирует значительную часть мировых богатств, и было бы неплохо эту ситуацию как-то изменить.
В то же время поставленная проблема действительно существует – только заключается она не в «справедливости», а в тупике нынешней системы хозяйствования, рассматривающей экспоненциальный рост потребления как залог социальной устойчивости. Заявленные 4 м³ в день на одного человека – абсолютно нездоровая цифра, включающая явно избыточное производство: нас побуждают постоянно менять одежду, технику, автомобили и так далее. Попытка вырулить с помощью философии ESG, похоже, запаздывает: надо в корне менять многие технологии, и в первую очередь – тут авторы правильно бьют тревогу – в сельском хозяйстве.
Старые методы больше не могут прокормить новое количество жителей, которые к тому же живут вдвое дольше, чем еще 80 лет назад, и питаться привыкли чаще и обильнее, чем их прадеды. Хотим мы этого или нет, но альтернативой сельскохозяйственной революции может быть только голод. России он не грозит – а вот значительные территории в тропической зоне и впрямь могут стать непригодными для выращивания пищи.
Безусловно, все продовольственные вопросы можно было бы легко решить в мирной обстановке – только наших, русских ресурсов, если рачительно их использовать, хватит на половину Африки. Но это – усиление влияния России, которого Запад допустить никак не может. Отсюда и тезис вновь созданной глобалистской комиссии об «общем благе», которое все горазды находить на чужой территории.
Меж тем Россия, как и прежде, открыта к сотрудничеству в решении глобальных вызовов, но, безусловно, не на условиях какого-то принудительного распределения ресурсов.