Электромобили всё чаще становятся предметом обсуждений, но стоит ли считать их идеальным решением для окружающей среды? Одни уверены, что это спасение, другие — что вред от электрокаров не меньше, чем от обычных авто. Так в чём правда?
Проблемы экологии
Главные претензии к электромобилям связаны с источниками энергии и утилизацией аккумуляторов. Около 40% мировой электроэнергии всё ещё вырабатывается на угольных электростанциях. Если все массово перейдут на электрокары, спрос на электроэнергию возрастёт, что без перехода на возобновляемые источники лишь увеличит выбросы. Кроме того, срок службы батарей электрокаров — всего лишь 5-8 лет, а их утилизация до сих пор не налажена.начит, тяжелые металлы, содержащиеся в батарее, будут загрязнять воду и почву. Не говоря уже о том, что при производстве аккумуляторов происходит выброс абсолютного зла – тех самых парниковых газов.
И тем не менее, электромобили всё равно безопаснее автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Обычный электрокар производит на 50% меньше выбросов парниковых газов, чем среднеевропейский автомобиль. В целом, электромобили примерно на 30% безопаснее обычных транспортных средств. Одними лишь выхлопными газами автомобили с двигателями внутреннего сгорания наносят куда больше вреда, чем электрокары в целом. Более того, у электромобилей есть куда больший резерв для улучшения: развитие инфраструктуры уже в ближайшие годы позволит свести к минимуму отрицательное влияние электромобилей на экологию.
Альтернативные источники энергии
Крупные компании активно инвестируют в "зелёную" энергетику и планируют полный переход на неё к 2040 году. В особенности, зеленая повестка особенно популярна в Евро Союзе. Так Европейский зеленый курс включает цель по сокращению выбросов парниковых газов, связанных с транспортом, на 90% к 2050 году. Комиссия намеревается принять комплексную стратегию для достижения данной цели и трансформации транспортного сектора ЕС в соответствующий чистой, цифровой, современной экономике. В будущем, энергия солнца и ветра может стать основным источником для зарядки электромобилей. Например, программа американской компании Austin Energy уже позволяет заряжать электрокары на 100% за счёт энергии ветра всего за $4,17 в месяц.
Проблемы с аккумуляторами и их решение
Основная критика электромобилей касается утилизации батарей. Масштабной проблемы пока нет, особенно в Европе, где электромобилей относительно немного. Более острой проблема, по мнению экспертов, станет в 2030 году.
К этому времени будет не только разработана соответствующая программа, но и увеличен срок жизни аккумуляторов. Ведущие производители, в том числе Tesla, Volkswagen, Nissan и Renault, уже создают заводы по переработке аккумуляторов. Однако, в будущем планируется переход к более чистой технологии – прямой переработке, в ходе которой будет восстанавливаться химический состав аккумулятора без вредного для окружающей среды измельчения и сжигания катодной смеси.
По прогнозам, выход на 100%-ю переработку батарей к 2040 году позволит удовлетворить до 25% потребности индустрии в литии и до 35% - в кобальте и никеле. Параллельно компании инвестируют в проекты по созданию литиевых батарей 3-го и 4-го поколений, которые можно будет использовать гораздо дольше. Предполагается, что срок жизни аккумулятора будет составлять 10-20 лет.
Подведем итоги
Электромобили, несмотря на критику, всё же остаются более экологичным вариантом по сравнению с автомобилями на бензине. С развитием технологий и переходом на возобновляемую энергию их влияние на природу будет только уменьшаться. Пока рано говорить, что будущее однозначно за ними, но их доминирование на рынке это вопрос времени.