Найти тему
Хапексамендмос.IN OVO

Хуварак и Пустота. Отзыв об обучении в буддийском университете "Даши Чойнхорлин"

Миларепа, тибетский йогин
Миларепа, тибетский йогин

«Первый и второй курсы по сути «рабочие курсы», выполняющие массу работ по дацану и универу. Только с третьего курса и выше понемногу добавляется духовность, духовные знания, а пока что вы работаете, как Миларепа, учившийся у Марпы» - с этой цитаты ламы, метко показывающей положение хуварака на начальных курсах учебы, я и начну рассказ.
Все здесь написанное является личным опытом, который я испытал на протяжении 4–х месяцев пребывания в Иволгинском дацане в статусе абитуриента первые 2 месяца и вторые 2 месяца как хуварак 1 курса.
Моя мотивация была в получении углубленных и расширенных познаний в тибетском буддизме школы гелуг, возможность получать знания напрямую от багшей, возможность найти 1-2 багшей для сопровождения по духовному пути, т.е. «благих друзей» по ламриму, учебу на ламу не предполагал изначально.

Приезд в дацан, собеседование, расположение в домике, знакомство с бытом и рабочкой

Приехал в дацан в середине лета уже с пакетом документов для поступления в универ. Для этого заранее подготовил доки, собрал вещи и поехал на пару месяцев раньше начала учебного года, предварительно заручившись согласием на это от ректора. Возможность поработать на благо дацана, поучаствовать в открытии нового Согчен дугана и приобщиться к жизни дацана - это было правильное решение для раннего приезда перед учебой. Мне было важно познакомиться с хувараками и ламами, вообще создать некую основу своего пребывания, так как планы на учебу были основательные, а значит сбор информации, анализ и принятие решения об обучении должны быть собраны самим непосредственно на месте.
После короткого и содержательного собеседования с ректором универа и багшой, началось мое знакомство с реалиями жизни хувараков. На собеседовании были озвучены основы учебного процесса, рассказана основная часть учебы и специалитет, замечены некоторые подробности быта и опрошена моя финансовая поддержка, а так же сомнения руководства к способности людей возраста 30+ учиться «вдолгую», что не безосновательно. Вообще тут принято брать хувараков сразу после школы, молодых неопытных в учебе и жизни пацанов, т.к. у них нет знаний о буддизме, они «табула раса» (чистый лист), все необходимое им вложат в головы и сформируют на выходе специалиста в течении нескольких лет. В идеале так выглядит желаемый абитуриент. По факту берут на учебу почти всех, главное предоставить доки и справки из дурки и мвд. Набор в хувараки идет методом широкого бредня, куда попадают почти все, а далее сами отсеиваются, в универе и дацане никого насильно не держат, отчисляют только за косяки в дисциплине, для этого надо сильно постараться. «Деревянные» или «дубовые», одним словом сформировавшиеся умы кому за 30 тут не сильно жалуют, ибо по опыту руководства, они мало способны к перестройке ума, у них уже есть опыт жизни, учебы, работы, в общем они слишком окрепшие умом, однако в попытке учебы им не отказывают. Если у возрастных хувараков имеется актуальный опыт работы или образование для выполнения работ по дацану, то такие профи могут хорошо устроиться на месте. Им могут предложить подработку или даже постоянную работу, в общем принять в систему, по учебе сильно гонять не станут. Кому-то из хувараков, имеющих опыт работы в административной системе «за забором», предоставляется возможность проявить свои способности во благо дацана, такие люди идут вверх по карьерной лестнице. Это один из способов быть в структуре дацана, тут дается такая возможность. Если вы хотите сделать карьеру в монастыре, то велком. Это важное уточнение.

Со скрипом, вопросами для чего и зачем я приехал учиться, что умею делать и какой уже есть опыт учебы, работы и т.д. меня все же приняли в абитуриенты. Первые десять дней я жил в одном домике с старшекурсником, который ввел меня в курс быта, основ учебного процесса ,а так же оказывал моральную и всестороннюю поддержку, за что ему выражаю огромную благодарность. Старшекурсник благотворно повлиял своим примером на мой выбор учебы в дацане, дал наставления по дхарме и многое другое из буддизма, в общем это был отличный вступительный период.
Ценность полученных от него знаний по дхарме пребывает со мной и сейчас, буд-то поделились с тобой самым ценным что есть в мире. Возможно, только ради его слов дхармы стоило приехать в дацан, пишу и глаза увлажняются слезой, сильные переживания.

Перейдем в бытовую сферу жизни дацана, а именно жилье, быт и распорядок дня.

Для общего понимания жизнь в дацане по бытовым условиям сильно приближенна к деревенской жизни. Все хувараки живут в домиках на территории дацана, как правило, эти домики принадлежат ламам, багшам, районным дацанам и самому дацану. Проживание обычно в коллективе с другими хувараками и багшой или ламой, как правило домик поделен на комнаты, редко бывает, что хуварак имеет личную комнату. Распределение по домикам идет по принадлежности к дацану или району проживания хуварака. Проживание бесплатное. Дрова для печки и электричество оплачиваются всеми жильцами домика, редко где багша или лама берет расходы на себя.
Кстати, дрова по цене «золотые», это проблема в целом по Бурятии, поэтому чем больше народа в домике, тем меньше доля платежа каждого хуварака. К слову, отопительный сезон в Бурятии длится с середины сентября до начала мая, вот и считайте «золотые» дровишки.
Как правило, на первокурсниках лежит основная работа по дому – обеспечение водой, уборка помещений, колка дров, поддержание тепла в доме, иные дела. Водопровода в домике нет, воду носят в ведрах или баках, выносят в отхожее место.

Удобства типа сортир вне домика, они расположены на территории и за ней в нескольких местах, компактно. Есть работающие отапливаемые туалеты, конечно платные, они сделаны в основном для туристов, но пользуются все. Так же рядом с дацаном имеется платная прачечная и платная душевая. Имеется баня для хувараков, в которой можно принять душ из ковшика летом или затопить баню зимой, своими дровами, конечно же. Поэтому хувараки могут по несколько человек принять баню, что удешевляет ее прием.

Насчет туалетов остановлюсь подробнее, все же это культурный срез… Дело в том, что зимы в Бурятии суровы, следовательно, подход к удобствам стоит решить основательно. Были как минимум 2 попытки создать бесплатные, общедоступные туалеты для всех, но проработали они недолго, так и стоят закрытые – это модульные отапливаемые помещения, где есть все удобства. Они были специально привезены и установлены под нужды туристов и жителей дацана. Последняя попытка в «туалет 21 века для всех» была к открытию нового Согчен дугана - проработав около месяца, модульное помещение с несколькими туалетами было закрыто. Для меня является загадкой феномен закрытия этих туалетов, на которые потратились с благой целью общего пользования. Причем специальный человек занимался открытием и закрытием туалетов в определенное время, которое нигде на туалете не обозначено. Социологам только предстоит в этом разобраться…

Питание для абитуриентов и хувараков бесплатное, все как положено завтрак, обед и ужин. По моему опыту питание вкусное, свежее и горячее, кому то может показаться однообразным и лишенным калорийности на достаточном уровне. Хувараков кормят в столовой универа, а в дни больших хуралов устраивают обед в жагане ( кафе-столовая ). Именно в жагане можно поесть разнообразно, действительно насладиться едой и насытиться – готовят несколько горячих блюд, салаты и закуски. Для хувараков и лам это маленькая радость в быту, такое тут ценно.

Феномен рабочки

Такой феномен как обязательные работы на дацан, он же именуемый рабочкой, происходит круглогодично, даже в летнее время. Собственно рабочка тебя тут сама найдет, от нее особо не загасишься. Рабочку дают по силам и возможностям, ее объем бывает разный от спокойной работы, до тяжелых переработок на весь день с утра до ночи с редкими перерывами. Разнообразие рабочки впечатляет, она может быть буквально везде, даже по нескольку раз в день переделывать уже сделанное. Все зависит от кол-ва занятых на работе и обычный это день или подготовка к праздничным дням. Абитуриенты, первый и второй курсы работают в ежедневном режиме, кроме понедельника, он является общим выходным днем, но не всегда и не для всех…
Мой опыт в рабочке на летний период ограничивался работами по покосу травы триммером, сбором и вывозом травы, покрасочными работами и другой тяни –толкай занятостью, все посильно опять же. За весь летний период было 2-3 дня выходных и то по причине дождливой погоды, в остальные дни ежедневный труд, не всегда нормированный опять же. Примерно за пару – тройку недель до открытия нового Согчен дугана объемы и разновидность рабочки резко увеличились, в баню удавалось сбегать ночью.
В летний период удалось
выучить тибетский алфавит, научиться писать и произносить каждую букву, а так же узнавать буквы в текстах и делать первые попытки чтения. Такая подготовка дала уверенный старт в учебное время, когда свободное время на вес алмазов, такое ценное.

Формирование нового курса, дисциплина труда, открытие Согчен дугана, «загас» от рабочки


С начала августа начали прибывать абитуриенты на новый курс обучения. В основном это бурятские, тувинские, калмыцкие и русские школьники после 9 класса обучения или после окончания колледжа. После них по кол-ву абитуриентов идут парни после армии, прошедшие срочную или контрактную службу, а так же обычные труженики, которые пробовали себя в нескольких сферах труда с разной степенью успеха. В меньшинстве оказываются возрастные мужчины, кому 30 +. Мотивацию поступления можно разделить на 3 части – первая, она же основная, абитуриент пришел по своему желанию, совпадающему с желанием родителей, причем цель поступления именно выучиться на ламу, получить проф образование. Вторая часть, абитуриенты, пришедшие по своему желанию, не зависимо от желания родителей, тоже хотят получить образование в духовной сфере. Третья часть, меньшинство, пришли получить углубленные знания в буддизме для личной практики, нет цели стать ламой.
Так же встречаются абитуриенты с различными формами дцп и другими телесными недугами, они работают и учатся наравне со всеми, каждому дается возможность учебы.

Обычно до конца сентября набирается первый курс, состоящий из различных абитуриентов и представляющий из себя «сборную солянку», сильно напоминающую группу студентов проф училища. Действительно, поведением и внешним сходством курс очень схож с птушниками, в этом нет сомнений. Это не хорошо и не плохо, а так и есть. Является ли этот факт негативным или позитивным, мешающим или помогающим учебе, отторгающим или притягивающим своим ярким всесторонним выражением, а может помогающим в расширении видения людей – это каждый сам решает для себя. Однако, меня и еще пару хувараков этот факт сильно напрягал, удручал и ежечасно напоминал, а туда ли я попал? Ведь я уже имел опыт обучения в училище и институте, имею опыт жизни с разными коллективами студентов и никому бы не пожелал дважды оказаться в «одной реке».

Дисциплина труда была взята на себя старостой курса, который успешно выполнял функции пинателя и заставлятеля абитуриентов к рабочке. За что ему огромное спасибо, ибо труд это тяжелейший для психики. Старосте приходилось разными методами телесных воздействий направлять на работу и поддерживать дисциплину внутри коллектива. Опять же без перегибов. Система дисциплины и труда позволяет в рамках общепринятых в дацане норм напрямую воздействовать на раздолбаев и лентяев, чтобы избежать негативного влияния на неокрепшие умы бывших школьников на курсе. Так же старосте удалось систематизировать и успешно применять систему наказаний через журнал посещения рабочки, в котором фиксировалось присутствие или отсутствие на рабочке, что вело к обязательным публичным штрафным санкциям для нарушителей. «Старики» и думающие хувараки принимали активное участие в разборе «полетов» и формировании, поддержании системы управления и наказания, всем большое спасибо за труды. В былые времена к отстающим по дисциплине могли и палкой приложиться, но у нас все было гуманнее… мургэлы (простирания) разное кол-во раз, штрафные работы и тд нефизические наказания.

Итак, август месяц, набор хувараков идет, курс ширится в составе, рабочки становится больше и больше, приближается 6-7 сентября дата открытия нового Согчен дугана. Вся деятельность курса на этот период
представляет из себя такой вид: завтрак в 9-00, после него рабочка до обеда в 12-30, затем рабочка до ужина в 17-00 и продолжение рабочки до 20-00 и далее при необходимости.

Подготовка к празднику открытия Согчен дугана, которым заканчивалась стройка дугана длиной 7-8 лет, всех изматывала и держала в нервном накале. Это было испытанием для каждого хуварака первого курса, те самые «красные линии», которые были пройдены и хувараки держались на остатках нервной системы. Интенсивность труда, хаос принятия решений лпр, постоянная работа в виде квадратное катим, круглое носим – не редкость, все зависит от лпр (лиц принимающих решение) по рабочке. Сильно напрягал бардак и бессистемность в рабочке – это расходовало силы и выдержку хувараков впустую, подрывало нервы. Среди думающих хувараков было много теорий, относительно низкой производительности труда и хаоса в принятии решений по рабочке. В итоге сошлись на том, что «одна рука не знает, что делает другая рука», это все объясняет, принцип «управляемого» хаоса, когда каждый лпр может менять указания безраздумно или давать противоречащие указания. Кто-то даже сравнивал такое положение дел с армией, хотя там побольше порядка, говорят.

Согчен дуган открыли, провели праздник за два дня, затем полдня отдыхали и далее несколько дней мыли и приводили в порядок дуган и территорию. Староста на день заболел, вышел из строя человек, который всю ватагу первого курса держал и направлял на системную рабочку, вот такой был нервный накал и это факт. Дни подготовки к открытию и дни уборки после открытия были самыми интенсивными и изнуряющими для первокурсников, кому был праздник, а кому страда. Кстати, после этого даже не хотелось идти в сторону нового Согчена или стадиона, который тоже подготавливали к спортивным соревнованиям, потому что появление на 5 мин в этом районе означало немедленное припахивание к рабочке тебя и еще нескольких хувараков. Это трудно передать словами, когда отторжение доходит до такого уровня, буд-то первобытные инстинкты спрятаться и укрыться от опасности вновь просыпаются в тебе.
«Загас» от рабочки стал новой реальностью, необходимостью выживания первокурсника. То, что раньше казалось дикостью, теперь есть прямая нужда в развитии навыка отвертеться от рабочки под любым легитимным предлогом и выполнять наименее тяжелую работу с частыми перерывами.
Как минимум надо было экономить силы для учебы, выполнять все не спеша, без лишних движений и перфекционизма, добавляя «хамауг» (пофиг по-бурятски) в подходе к рабочке. Именно «загас» позволил сохранять более-менее сил на ощущение себя человеком, а не рабом, которого припахивают все кому не лень, аналогично ощущают себя «духи» в армии. Говорят, что первый курс проходит именно в таком режиме пахоты почти ежедневно, примерно так и есть, ибо даже спокойно пройтись по тропе гороо в светлое время дня, означало сильно подставить себя под рабочку от любого не первокурсника. Даже волонтер может привлечь первокурсника к работе, такие факты были со мной.

Дежурства, первые дни учебы, погружение в учебу, стабильность, зимняя сессия, выход из учебы

В начале сентября первый курс сформировался более чем наполовину, постепенно приходили новые хувараки, не заставшие пика трудовой сферы, не получившие особой прививки от работы. Теперь к рабочке добавились дежурства по столовой и вахте с ночным дежурством типа сторожа.

Дежурство по столовой универа представляет из себя пару хувараков, выполняющих работу по кухне и столовой под руководством повара: чистка картофеля и овощей, мытье посуды и полов, уборка столовой и тд. Длится дежурство с 7-00 до 19-30, частота назначения зависит от кол-ва хувараков на курсе, у нас было в среднем 1 дежурство в неделю. Дежурит только первый курс. Второй курс дежурит в жагане.
Вахта в ночь представляет из себя дежурство в будке у ворот с ежечасными обходами территории 19-00 до 6-00. Участвуют в дежурстве пара хувараков с 1 по 5 курс включительно. Выпадает дежурство примерно раз в месяц. Отсыпное время после вахты до обеда, пары пропускаешь, конечно, но такое «удовольствие» выпадает редко

В учебные дни получается такой распорядок дня – 7-00 утренний хурал, 8-30 завтрак, 9-00 первая пара, 12-30 обед, после обеда рабочка до 17-00 ужин, 18-30 занятия по самоподготовке или Чойра ( проведение философских диспутов между хувараками ), 20-00 вечерний хурал, далее свободное время
Теперь самое интересное, что касается учебы в первые недели сентября: багша приходил на пару к 9-00 и заканчивал ее ближе к 12-30, то есть хувараки получали некоторое кол-во знаний и шли на обед. Преподавали нам тибетский алфавит и грамматику, при этом
обучение чтению самостоятельное или с помощью старшекурсников. Вообще, делегирование учебы на самообучение или привлечение на помощь старшекурсника – обычная рекомендация от багши, никого это не удивляло и вот почему. Потому что нет единой системы образования. Каждый багша проводит свой подход к преподаванию, основанный на личном опыте и тому как учили багшу в свое время. Опорным инструментом здесь является ученическая тетрадь с записями багши, где в хронологическом порядке указан порядок и объем знаний, полученных багшой во время обучения в универе много лет назад. Другого учебного пособия или методички нет в принципе. Просматривается некая переемственность в передаче знаний, традиция преподавания, можно так сказать. Однако для полноценного обучения в современных реалиях этого мало, имхо.
Далее по ходу обучения, с середины сентября, время проведения пары сократилось до 40 мин -1 часа, при этом хувараки приходили на пары к 9-00, а багша приходил ближе к 12-00. По этой причине стала распадаться дисциплина в учебное время, мало кто мог спокойно выдержать
2,5 часа ожидания пары . В аудитории каждый занимается своим делом, несколько хувараков реально повторяли пройденный материал, остальные создавали шум-гам и разговоры, сидели в телефоне. Некоторые даже выходили учиться в коридор, там была тишина.
Формально расписание дня и занятий
не менялось, именно сдвиги прихода багши с утра на середину дня, послужили отправной точкой с снижению дисциплины до минимума. Следом распад дисциплины затронул общий сбор на рабочку, что напрягало теперь и руководство. Остановить хаос дисциплины можно было возвратом к прежнему времени начала пар.

Подытожим, чтение и заучивание
молитвенных текстов (сборник Согчен) передано полностью на самообучение хуваракам с возможным привлечением старшекурсников вместо багши. Остается разбор Дуйры ( учебник по изучению логики в тибестком буддизме ) и таблицы Дансаг ги дагмед ( схематичная таблица отсутствия индивида, я ) вместе с багшой, однако, что можно успеть за короткое время- написать 1 качиг ( короткий диспут по логике в Дуйре ) или его половину и дать перевод нескольких терминов, по верхам пройдясь о смысле качига? Можно разобрать часть таблицы по Дуйре? Это удается не всегда за 1 пару, передавая 80% учебы самому хувараку, опять же, повезло иметь прекрасный перевод дуйры на русский язык в эл виде, буквально с телефона можно проходить по 1 качигу за пару. На ум пришло правило Парето, где деление 20% на 80% , в нашем случае 20% знаний дает багша, 80% сам хуварак достает любыми доступными ему способами.
Стабильность правила Парето масштабируется не только на Дуйру, но и на Чойру : багша давал наводки и разъяснения по
дагсалу ( тема диспута в виде вопроса ), который следовало выучить к первому занятию по Чойре. Разобрать дагсалы и качиги, повторить их можно и самостоятельно, на это потребуется время, силы, которые достаются во вред сну и отдыху. Если не соображаешь, то обратись к сокурснику или старшекурснику, все как обычно. Сама Чойра лично мне не понравилась. Ведение диспута по дагсалам и определенным правилам мне совсем не подошло. Кидать друг другу дагсалы, путая оппонента и заводя его или себя в тупик логических измышлений, оказалось выше моей тупости. Такой инструмент познания мне не дался, хотя я и другие хувараки постарше переводили, вчитывались в дагсалы, но никакого положительного результата не имели. Хотя качиги и рангелугла (мнение автора учебника Дуйры) мне нравились, по-русски я мог бы рассказать содержание, структуру и термины, но заучивать все это на тибетском выше моих возможностей. Было бы желание, термины я бы зазубрил, но не более. Спасибо большое русскому переводу Дуйры ( Ожерелье мудрых в русском переводе), без него было бы совсем тяжко, а так перевод открыл глаза на логику темы диспутов, необыкновенная ценность среди мрака неведения.

Отдельно отмечу, что по графику учебы на заучивание Согчена дается неделя, затем две недели Чойры и так чередуются весь учебный год. Если хувараку не «заходит» Чойра, то две недели будут тянуться неприятно долго, а на Согчен, если он хорошо заучивается, придется урывать время от сна или других дел. Ну тут есть плюс – знание Согчена позволяет развить личную практику буддизма, это прям большой плюс, не жалко тратить время

Зимняя сессия для первокурсника представляет собой сдачу нормативов по Согчену 8 листов текста на заучивание, по Дуйре несколько качигов на заучивание, дословное знание и перевод рангелугла, по которому будут конкретные вопросы, все на тибетском конечно же. По факту оценок не ставят, есть балльная система оценки. Как я слышал от других курсов, закрыть сессию можно даже с 0,5 баллами, это примерно равно объему текста Ганлома ( он же Ламадан, восхваление Манджушри) на половину страницы А5 формата. Конечно, с такого хуварака в дальнейшем спросят побольше результата и возьмут с него обещание учиться лучше. До зимней сессии я не дошел, думаю даже к лучшему.

Можно отметить подход хувараков к заучиванию текстов
без понимания смысла. Возьмем, например, Ганлома, текст небольшой, учится не трудно, ритм текста почти как стих, однако спроси «заучку» о смысле и он потеряется. Потому что его подход заучивания не предполагает разъяснения смысла текста на первом курсе. Потом, в дальнейшем, если дотянешь до следующих курсов, тебе станет интересно что же это ты учил, тогда найдешь смысловой перевод или сделаешь свой перевод, хотя бы и дословный, пожалуйста. Это стало для меня новым видением учения, где начинают заучивание так оригинально. «Западные» хувараки и русские в целом, сначала хотят прояснения смысла текста, затем заучивают. Кстати, для этого очень полезен Учебник для ежедневных практик, в нем даны смысловые перевод текстов и хорошие транскрипции кириллицей на лхасском диалекте – изучайте, на учебе все средства хороши.

Мне стало не интересно учиться. Я ловил себя на мысли – а что я тут делаю с крупицами знаний, для чего теряю время? Зачем я снова вернулся в атмосферу проф училища? Каждый учебный день я получаю мало знаний, много головняка, испытываю все «радости» быта проф училища во время учебы и рабочки – вот с этого и началась потеря интереса к учебе. Мне не удалось ощутить, увидеть, почувствовать системность преподавания знаний – это важная часть, без нее фундамент знаний стоит на песке. Можно заметить некоторую последовательность в дозировании знаний по крупицам от багши, чтобы хуварак сам доставал недостающие знания, тянулся к ним. Однако это не системный подход, в этом можно потеряться, уйти не туда. Так же нежелание участвовать в откровенно скучных диспутах, на которые отдается 2-3 часа вечернего времени по графику учебы. Как я не старался найти что-то цепляющее в Чойре, ну не было внутри отклика, никакого, кроме тишины и пустоты. Не мое это морочить голову другим хуваракам, совсем не интересно бороться с ними в словесной борьбе логических связок. Из всей учебы остался только интерес к заучиванию Согчена, проявлял старание в чтении текстов, учился читать побыстрее – это все что я нашел позитивного в процессе учебы. Если прокачивать только эти навыки, то это можно делать вне универа, все равно сам обучаешься. Отдельно указываю на бардак и хаос в рабочке и некоторых других частях бытовой жизни. К этому невозможно привыкнуть, нужно с детства находиться в хаосе, чтобы не замечать хаос. Этот головняк выматывает, напрягает, раздражает пружины внутри меня, играет на нервах. Когда к тебе врываются в дом и выдергивают на рабочку, названивают и снова добавляют рабочку, ломятся в двери ночью и на выходных и опять хотят привлечь к бесконечной рабочке по делу и не по делу. Почему нельзя упорядочить рабочие процесс, оптимизировать, наладить по времени выполнения, чтобы соблюдать режим труда и отдыха? Наверное это образ жизни людей, в который мне не вписаться. Когда хаос в голове, то хаос и снаружи.

Выход из учебы дался мне не легко, я взвесил все плюсы и минусы моего нахождения в универе на момент сейчас и на обозримую перспективу и уехал к себе, доучивать и укреплять изучение дхармы.

Отдых, деньги, здоровье и радости быта

Отдых штука полезная и крайне ценная для первокурсника. Найти свой отдых в пределах дацана становится творческой задачей с многими переменными, но не невыполнимой. Вариантов поиска может быть несколько – просто спать подольше, научиться грамотно распределять время с учетом времени под отвлеченные занятия, уметь договариваться о рабочке в ее объеме и содержании. Особо продвинутые знают места для грамотного отдыха, например, поспать в аудитории – там вас будут искать в последнюю очередь. Опять же делать это надо не всегда и осторожно. Если вы с деньгами, то есть возможность уехать «за забор» на выходной день или одним днем, там вы найдете отвлечение на любой кошелек. Официально выходной день понедельник, по факту выходной начинается после обеда воскресенья и заканчивается перекличкой в 21-00 в понедельник в универе на общем сборе, опоздавшие пеняют на себя…

Деньги нужны всем и всегда, особенно если вы хотите отдохнуть или побольше поесть чего-то сверх питания в столовой. Лишней не будет покупка теплых вещей или одеяла на зиму или вентилятора на лето, думайте о себе наперед, одним днем буквально жить вредно. Даже для покупки Согчена понадобятся деньги.

Здоровье, то что сложно поправить и легко потерять, поэтому следите за телом и зубами, поддерживайте температурный режим тела, укрывайтесь от сквозняков и ветра. Своевременно посещайте стоматолога на осмотр зубов, вы увидите разницу между теми кто поддерживает зубы в порядке и теми, кто их теряет, разница очевидна.

Радости быта проявляются в мелочах – отлично затопленная печь, теплые и сухие стельки, теплая одежда, чистый дом, чистая *опа. Налаживайте быт под себя и будет вам легче, а «головняка» и так будет хватать без усилий.

Подведение итогов

В универе обучают на профессию ламы, последовательно давая знания и навыки в течении нескольких лет, из хуварака делают ламу-богослова. Надо понимать, что основная масса абитуриентов приходит получать профессию, для этого как минимум отучиться 3-5 лет и уйти к себе в дацан на доучивание или работу. Некоторая часть хувараков выбирает специалитет на 5 курсе, это учеба на лекаря, астролога или художественное оформление. Остальное меньшинство, в т.ч. «западные» люди, приходят за углубленным знанием в тибетский буддизм, конечно, знания они получают, однако до них надо будет «дойти» на 5 курс, именно отсюда начинается тот самый буддизм. Сюда добавляется отсутствие системной подачи знаний в своем классическом понимании и заменяется на авторский подход багши. Кроме Согчена и Чойры на первом курсе ожидать других предметов не приходится, говорят, когда то был предмет по разбору Ламрима, его убрали из курса. Прибавим к этому регулярные дежурства по столовой и ночной вахте, аскетичный быт и минимум привычных удовольствий. Получаем весьма суровые условия обучения с бесплатным питанием и предоставлением крыши над головой, где на выходе, начиная с 3 курса, хуварак получает минимальный уровень знаний для последующей работы по профессии. Кто может и хочет, выбирают специалитет после 5 курса, затем учатся в профессии всю жизнь. Как было сказано в начале статьи, первый и второй курс являются рабочими курсами, на которых лежит основная масса работ по дацану и универу – это факт и такой подход сохраняется многие годы. Хочешь не хочешь, а так оно и есть, надолго «загаситься» от рабочки не удастся, поимейте это ввиду. Если вы желаете углубленно изучать тибетский буддизм, то делать это можно и другими способами, благо технологии и ум это позволяют делать, я выбрал этот путь, чтобы не кусать локти от потерянного времени драгоценной человеческой жизни.

Под итог приведу слова хамбо-ламы, пересказанные хуваракам первого курса одним из багшей: умный фермер со временем богатеет и уезжает из деревни в поисках лучшей жизни, тем самым лишая деревню держателя бурятской культуры, ее представителя. Что надо сделать, чтобы фермер остался в деревне и сохранял родную культуру? Надо возможными способами оставлять его на невысоком уровне дохода, чтобы он продолжал свое дело в деревне.Что делать, чтобы ламы оставались в дацане? Давать им допустимый минимум образования, такой средненький лама будет вести службу в дацане и никуда не уедет, будет держателем буддийской традиции.

Сарва мангалам! Да будет благо!

Буддизм
2093 интересуются