Железнодорожный музей в Бресте находится рядом с крепостью, так что при желании их посещение можно совместить.
Экспозиция достаточно типовая — паровозы, тепловозы, немного старых вагонов. Но есть и необычные экземпляры.
Паровоз П36 — лебединая песнь советского паровозостроения, выпускался на самом излете паровозной эры. Скоростной пассажирский паровоз, разгонявшийся до 115 км/ч. За характерную полосу вдоль корпуса, напоминавшую генеральские лампасы, имел прозвище «Генерал». У данного экземпляра «лампасов», правда, нет:
Пассажирские вагоны. В основном старые, деревянные, паровозных времен. Из цельнометаллических только почтовый:
Товарные вагоны. Теплушка, она же НТВ (нормальный товарный вагон) — любимый вагон всех постсоветских и восточноевропейских «музеев оккупации». Нормальный товарный вагон — двухосный вагон вместимостью 8 лошадей, или 40 человек. Или 20 человек и 4 лошади. Такие непритязательные стандарты были в первой половине ХХ века:
И, наконец, тепловозы:
Одиночная секция тепловоза ТЭ3, у которой был открыт доступ внутрь:
Кабина ТЭ3 оказалась неожиданно просторной. А после паровозных будок так, наверное, вообще воспринималась как звездолёт. Напомню, что ТЭ3 — знаковый тепловоз в истории отечественного локомотивостроения. Именно с их приходом на стальные магистрали в СССР окончательно завершилась паровозная эра. Золотой век ТЭ3 — 1960-70 годы. В конце 1980-х гг. их начали массово списывать, а в первой половине 90-х они почти повсеместно исчезли. Серия была очень массовой, клепали их сразу несколько заводов:
Еще один ТЭ3, уже с двумя секциями, но без доступа внутрь:
Маневровый тепловоз ТЭМ15. По сути, это поздняя модификация массового маневрового локомотива ТЭМ2, выпускавшаяся в конце 1980-х и начале 1990-х. Тепловоз пал жертвой постсоветской деиндустриализации — выпуск был свернут в связи с прекращением производства дизелей для них:
А вот и классический ТЭМ2, представленный в разрезе:
ТЭ1 — первый советский серийный тепловоз. Эксперименты с дизельными локомотивами в СССР были и раньше, но именно с ТЭ1 началось систематическое внедрение тепловозов на наших железных дорогах. По сути, ТЭ1 — копия (с незначительными изменениями) американских тепловозов Да, которые были закуплены СССР в 1945 г. Именно такой тепловоз вез Сталина на Потсдамскую конференцию. Вождь оценил новый локомотив, который вел поезд более плавно в сравнении с паровозом, а также не изрыгал клубы черного угарного дыма, искр и угольной пыли. После сталинского благословения была создана отечественная копия американского тепловоза, причем при копировании умудрились воспроизвести даже проушины на раме кузова, которые использовались для крепления локомотивов при транспортировке через море. ТЭ1 создавался как магистральный локомотив, но по своим параметрам больше подходил для маневровой работы. Собственно, в качестве маневровых они и заканчивали свою службу. Маневровые тепловозы ТЭМ1 и ТЭМ2 являются прямым продолжением и развитием ТЭ1.
Первоначально ТЭ1 несли на лобовой части большую звезду с барельефным изображением Сталина. После развенчания культа личности тепловозы подверглись «десталинизации». Крепление для звезды видно над прожектором локомотива:
Чехословацкий маневровый тепловоз ЧМЭ2, предшественник намного более массового ЧМЭ3:
А это, пожалуй, главный эксклюзив Брестского музея — секция тепловоза 2ТЭ109. Тепловозы ТЭ109 выпускались Луганским тепловозостроительным заводом и в основном шли на экспорт в «братские страны» социалистического лагеря. В СССР они почти не использовались. Двухсекционный вариант 2ТЭ109 был и вовсе единичным экспериментом. Секции были впоследствии разделены и использовались поодиночке. Первая секция в итоге где-то сгинула, а вторая оказалась в музее:
Ну, и завершим обзор Брестского музея тепловозами ТЭП60. Пассажирский тепловоз, который начали выпускать в начале 1960-х гг. и производили вплоть до 1985 г. Выпуск затянулся из-за проволочек с внедрением более современного тепловоза ТЭП70, в итоге ТЭП60 стал, пожалуй, самым массовым пассажирским тепловозом СССР — было выпущено более 1200 машин, и это не считая двухсекционного варианта 2ТЭП60. В 1990-х — первой половине 2000-х их вывели из эксплуатации практически повсеместно. А вот на Белорусской железной дороге они задержались. Последний белорусский ТЭП60 был списан в 2020 году. Так что это в какой-то степени железнодорожный символ Белоруссии.
В Брестском музее представлено два тепловоза ТЭП60.
Первый — именной ТЭП60-774. Назван именем курсанта военной академии Дмитрия Гвишиани, который погиб в августе 1999 г. при тушении пожара на аналогичном тепловозе, следовавшем с поездом Брест-Минск:
Все, кто ездил поездами с этими тепловозами, наверняка запомнили характерный рокочущий басовый звук их дизеля. За это ТЭП60 имели прозвище «бубнилка».