Найти тему

Лексико-грамматическое занятие для детей 5-7 лет на тему «Сад, огород».

Словарь.

Существительные: огород, грядка, парника, теплица, овощ, зелень, сад, фрукт, ягода, помидор, огурец, баклажан, перец, картофель, морковь, свёкла, капуста, кабачок, тыква, редис, лук, чеснок, репа, укроп, петрушка, базилик, яблоко, груша, слива, персик, абрикос, хурма, гранат, мандарин, апельсин, лимон, вишня, малина, смородина, крыжовник, земляника, клубника, ирга, облепиха, ежевика, картофелечистка, овощерезка, овощехранилище, соковыжималка, овощечистка.

Глаголы: копает, перекапывает, пропалывает, рыхлит, строит, вносит, удобряет, садит, ухаживает, поливает, высаживает, выкапывает, обрезает, пересаживает, оберегает, выдёргивает, подвязывает, собирает, срывает, убирает.

Прилагательные: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, золотистый, круглый, овальный, сладкий, кислый, горький, спелый, твёрдый, сочный, полезный, короткий, длинный.

Антонимы: маленький – большой; длинный – короткий; тёмная – светлая; низкий – высокий; мягкая – твёрдая; богатый – бедный; чистая – грязная; здоровое – больное; полезное – вредное; красивое – уродливое; сладкий – горький; тяжёлое – лёгкое; крупный – мелкий.

Однокоренные слова: сад: садик, садовник, садовница, садовод, саженец, рассада, рассадник, высадка, посадка, пересадка, садовый, садить, засадить, пересадить, отсадить, посадить, подсадить, рассадить; огород: огородик, огородник, отгородить, огородничать.

Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки, парники и теплицы. Там люди выращивают овощи, зелень.

Грядка - это полоса разрыхлённой или обработанной земли в огороде, которая предназначена для выращивания овощей и зелени.

Парник - это маленькое строение, которое защищает культурные растения от неблагоприятных погодных условий. Он имеет боковое ограждение и съёмную прозрачную крышку.

Теплица - это строение, предназначенное для выращивания растений. Она отличается от парника большими размерами.

Сад - это территория, на которой человек садит плодовые деревья и кустарники, а также декоративные растения. Сады бывают разных типов, например, фруктовые, декоративные и ботанические.

Задание 1. Что растёт на огороде? Что растёт в саду?

Цель: актуализация и расширение номинативного словаря.

Взрослый рассказывает ребёнку и показывает на картинке, какие растения растут в саду и на огороде. После просит ребёнка самостоятельно назвать растения, разделяя их на группы: овощи, фрукты, зелень.

  • Овощи: помидор, огурец, баклажан, перец, картофель, морковь, свёкла, капуста, кабачок, тыква, редис, лук, чеснок, репа, редис.
  • Зелень: укроп, петрушка, базилик.
  • Фрукты: яблоко, груша, слива, персик, абрикос, хурма, гранат, мандарин, апельсин.
  • Ягоды: вишня, малина, смородина, крыжовник, земляника, клубника, ирга, облепиха, ежевика.

Задание 2. Один – много.

Цель: формирование навыка образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежа.

Взрослый растение в единственном числе, ребёнок говорит во множественном числе.

огород – огороды, много огородов;

Слова для задания: огород, грядка, парника, теплица, овощ, сад, фрукт, ягода, помидор, огурец, баклажан, перец, капуста, кабачок, тыква, яблоко, груша, слива, персик, абрикос, гранат, мандарин, апельсин, лимон, вишня.

Задание 3. Подбери прилагательные.

Цель: актуализация и расширение признаков предметов.

Взрослый называет растение, ребёнок называет признаки данного растения. Главные признаки, которые нужно назвать, цвет, форма, вкус.

Помидор (какой?) – красный, жёлтый, круглый, сладки, спелый, твёрдый, сочный.

Слова для задания: помидор, огурец, баклажан, перец, картофель, морковь, свёкла, капуста, кабачок, тыква, редис, лук, чеснок, репа, укроп, петрушка, базилик, яблоко, груша, слива, персик, абрикос, хурма, гранат, мандарин, апельсин, лимон, вишня, малина, смородина, крыжовник, земляника, клубника, ирга, облепиха, ежевика.

Задание 4. Что из чего?

Цель: формирование навыка образование прилагательных.

Взрослый называет растение, ребёнок называет, какой получится сок (салат), запеканка, варенье (пюре).

Сок из яблока – яблочный сок; запеканка из яблока – яблоневая запеканка; пюре из яблока – яблочное пюре.

Слова для задания: огурец, баклажан, перец, картофель, морковь, капуста, кабачок, тыква, яблоко, груша, персик, абрикос, гранат, мандарин, апельсин, лимон, вишня, малина, смородина, земляника, клубника, облепиха, ежевика.

Задание 5. Посчитай до пяти.

Цель: формирование навыка согласования существительного с числительным.

Посчитай до пяти.

Один огород, два огорода, три огорода, четыре огорода, пять огородов.

Слова для задания: огород, грядка, теплица, овощ, сад, фрукт, ягода, помидор, огурец, баклажан, перец, морковь, капуста, кабачок, тыква, редис, лук, чеснок, петрушка, базилик, яблоко, груша, слива, персик, абрикос, гранат, мандарин, апельсин, лимон, вишня, малина, смородина, земляника, клубника.

Задание 6. Что человек (люди) делает (делают) в огородах и садах?

Цель: актуализация и расширение предикативного словаря.

Взрослый задаёт вопрос: что люди делают в садах и огородах? Данное задание можно выполнить с уточнением сезона.

Человек копает, перекапывает, пропалывает, рыхлит грядки; строит теплицы; вносит удобрения; удобряет почву; садит, ухаживает, поливает, высаживает, выкапывает, обрезает, пересаживает, оберегает, выдёргивает, удобряет, подвязывает растения; собирает, срывает, убирает урожай и др.

Задание 7. Назови ласково.

Цель: формирование навыка образовывать слова суффиксальным способом

Огород – огородик.

Слова для задания: огород, грядка, теплица, сад, фрукт, ягода, помидор, огурец, баклажан, перец, капуста, тыква, редис, лук, чеснок, репа, петрушка, яблоко, груша, абрикос, гранат, мандарин, апельсин, лимон, малина, земляника, клубника, ежевика.

Задание 8. Назови противоположное.

Цель: формирование навыка подбирать антонимы к словам.

  • маленький помидор – большой помидор;
  • длинный огурец – короткий огурец;
  • тёмная груша – светлая груша;
  • низкий куст – высокий куст;
  • мягкая грядка – твёрдая грядка;
  • богатый урожай – бедный урожай;
  • чистая вишня – грязная вишня;
  • здоровое дерево – больное дерево;
  • полезное растение – вредное растение;
  • красивое дерево – уродливое дерево;
  • сладкий фрукт – горький фрукт;
  • тяжёлое яблоко – лёгкое яблоко;
  • крупный картофель – мелкий картофель.

Задание 9. Четвёртый лишний.

Цель: формирование логического мышления.

  • овощ, фрукт, ягода, рыба;
  • мандарин, апельсин, лимон, вишня;
  • вишня, малина, картофель, смородина;
  • морковь, яблоко, свёкла, капуста;
  • укроп, петрушка, кабачок, базилик;
  • капуста, кабачок, картофель, морковь (морковь начинается на М);
  • огород, сад, теплица, лес;
  • помидор, огурец, морковь, кабачок (морковь растёт в земле).

Задание 10. Предлоги.

Цель: формирование навыка употребление предлогов.

Где растёт яблоко (груша и др.)? Яблоко растет НА дереве. А если яблоко упало, где оно окажется? Яблоко окажется ПОД деревом.

Где растёт морковь (свекла и др.)? Морковь растёт В земле.

Где растёт помидор НАД землёй или В земле? Помидор растёт НАД землёй.

Задание 11. Исправь ошибки.

Цель: Развитие слухового внимания.

Исправленные предложения дети проговаривают целиком.

  • Лимон очень сладкий.
  • Апельсиновый сок делают из мандаринов.
  • Картофельное пюре готовят из моркови.
  • Морковный салат готовят из чеснока.
  • Укроп красного цвета.
  • Грушевый пирог пекут из кабачков.
  • Яблоко растёт на вишневом дереве.
  • Огуречный салат приготовим из помидоров.
  • Персиковое повидло готовят из укропа.
  • Яблоко растёт в земле.
  • Морковь растёт на дереве.
  • Мама выжимать апельсиновый сок.
  • Бабушка варить грушевое пюре.
  • Таня печь фруктовый пирог.
  • Повар резать овощи на салат. И т. д.

Задание 12. Собери сложные слова.

Цель: формирование навыка образовывать сложные слова из простых.

  • Картофель чистит – картофелечистка.
  • Овощи режет – овощерезка.
  • Овощи хранят – овощехранилище.
  • Сок выжимают – соковыжималка.
  • Овощи чистят – овощечистка.

Задание 13. Составь предложение.

Цель: формирование навыка составлять предложения из одного и более слов.

Взрослый называет слово (или несколько слов, зависит от возможности ребёнка), ребёнок придумывает простое предложение с данным словом. Если ребёнок испытывает трудности, то взрослый задаёт наводящий вопрос.

  • Яблоко и яблоня. Где растёт яблоко?
  • Морковь и грядка. Куда садят весной морковь?
  • Помидор и теплица. Где поспел помидор?
  • Смородина и куст. С чего срывают смородину?
  • Земляника и варенье. Из чего сварили варенье?
  • Помидор и огурец. Из чего готовят салат?

Задание 14. Кто больше.

Цель: закрепление знаний о саде и огороде.

  • Кто больше назовёт овощей, которые растут на грядке (в грядке).
  • Кто больше назовёт фруктов, которые растут в саду.
  • Кто больше назовёт вкусных варений.
  • Кто больше назовёт, какие работы есть в саду и огороде.
  • Кто больше назовёт овощей и фруктов круглой (овальной) формы.
  • Кто больше назовёт овощей и фруктов зелёного (красного, жёлтого и др.) цвета.
  • Кто больше назовёт сладких (кислых, горьких и др.) продуктов, которые растут в саду и огороде.

Задание 15. Однокоренные слова.

Цель: расширение семантических полей.

Если ребёнок затрудняется придумать слова, взрослый предлагает варианты, спрашивает подходит ли данной слово и объясняет значение слова. После снова предлагает подобрать однокоренные слова.

  • Придумать новые (однокоренные) слова со словом САД (садик, садовник, садовница, садовод, саженец, рассада, рассадник, высадка, посадка, пересадка, садовый, садить, засадить, пересадить, отсадить, посадить, подсадить, рассадить).
  • Придумать новые (однокоренные) слова со словом ОГОРОД (огородик, огородник, отгородить, огородничать).

Задание 16. Согласование местоимений в предложении

Цель: формирование и закрепление навыка согласовывать местоимения.

Местоимения: Я, ОН, ОНА, ОНО, ТЫ, ВЫ, МЫ, ОНИ. МОЯ, МОЙ, МОЁ, МОИ.

Пример: Я работал в саду. В корзине лежит моя малина.

Задание 17. Приставки.

Цель: формирование навыка образовывать слова с помощью приставок.

Уточнить значения новых слов у детей.

Приставки: пере-, вы-, при-, под-, за-, на-, по-, до-, от-.

  • Образовать новые слова от слова САДИТЬ: пересадить, высадить, присадить, подсадить, засадить, насадить, посадить, досадить, отсадить.
  • Образовать новые слова от слова КОПАТЬ: перекопать, выкопать прикопать, подкопать, закопать, накопать, покопать, докопать, откопать.
  • Образовать новые слова от слова ЛИТЬ: перелить, вылить, подлить, залить, налить, полить, долить, отлить.

Задание 18. Составить словосочетание.

Цель: формирование навыка составлять словосочетания, согласование слов.

Взрослый задаёт ребёнку вопрос, ребёнок составляет словосочетание.

Вопросы:

Отсадить от чего?

Подсадить к чему?

Пересадить что?

Высадить что?

Засадить чем?

Слова для задания: куст (кусты), дерево (деревья), ягода, помидор, огурец, баклажан, перец, картофель, морковь, свёкла, капуста, кабачок, тыква, редис, лук, чеснок, репа, укроп, петрушка, базилик, яблоко, груша, слива, персик, абрикос, хурма, гранат, мандарин, апельсин, лимон, вишня, малина, смородина, крыжовник, земляника, клубника, ирга, облепиха, ежевика.

Задание 19. Составление описательного рассказа.

Цель: формирование и закрепление навыка составлять рассказ.

Для данного задания необходима картинка, по которой ребёнок будет составлять рассказ. Рассказ составляется по вопросам.

1. Что на картинке? На картинке груша.

2. Это фрукт или овощ (ягода, зелень)? Груша – это фрукт.

3. Какого цвета? Груша зелёного цвета.

4. Какая форма? Груша овальной формы.

5. Какой вкус? Груша сладкая, спелая, вкусная, сочная и др.

6. Где растёт? Груша растёт в саду на дереве.

7. Что можно приготовить? Из груши готовят повидло, варенье, пирог и др.

Слова для задания: помидор, огурец, баклажан, перец, картофель, морковь, свёкла, капуста, кабачок, тыква, редис, лук, чеснок, репа, укроп, петрушка, базилик, яблоко, груша, слива, персик, абрикос, хурма, гранат, мандарин, апельсин, лимон, вишня, малина, смородина, крыжовник, земляника, клубника, ирга, облепиха, ежевика.

Вопросы:

1. Как называется дерево (деревья), на которых растут фрукты? Фруктовое дерево (фруктовые деревья).

2. Как называется грядка, на которой растут овощи? Овощная грядка.

3. Какую пользу приносят фрукты, овощи, ягоды?

4. Как называется сад, в котором растут фрукты? Фруктовый сад.

5. Какой сад еще бывает? Детский сад, ботанический сад,

6. Что бы вы хотели посадить в саду и огороде? Посадить, кусты, цветы, овощи и др.