Поступили новые результаты социологических измерений финансовой жизни россиян. Желание брать любые кредиты у граждан России сейчас упало до минимума с сентября 2022 года: лишь каждый десятый полагает, что сейчас для этого хорошее время.
Не только брать кредиты россияне не хотят. Делать крупные бытовые покупки также не хочется большинству из них. Почти половина считает инфляцию «высокой», хотя, конечно, дело не только в ней: если кредиты дорогие, то уже не разбежишься с покупками в принципе.
Закономерно, что по итогу сентября снижение объёма выдачи кредитов физическим лицам у банков достигло почти минус 38% по сравнению с тем же месяцем годом ранее.
Если помесячное снижение будет продолжаться таким же темпом до конца года, что и в сентябре, то банки в последний квартал года выдадут кредитов меньше на 3,5 трлн рублей.
При этом объём вкладов физических лиц и депозитов компаний в банках растёт как на дрожжах. По итогу всего 2024 года депозитный портфель банковского сектора, только за счёт «физиков», может дойти до 57 трлн в рублёвом эквиваленте, увеличившись за год почти на треть.
На вклады в валюте будет приходиться лишь около 7% всех отложенных средств.
Тем самым, триллионы рублей уходят из сферы потребления, лишая заработка отечественный бизнес. В ЦБ РФ считают, (https://t.me/centralbank_russia/2096) что спада деловой активности в стране нет, но есть большие сомнения в этом.
Юридические лица увеличивают накопление средств на банковских депозитах. Ставки там доходят до 20,6%. Всё это — средства, которые массово выводятся из оборота, а значит уже сокращается экономическая активность российских предприятий.
ЦБ РФ предоставляет данные по этому направлению с большой отсрочкой, но что точно известно: к августу объём средств юрлиц на депозитах в банках вырос на 34% в годовом выражении, до 39,3 трлн в рублёвом эквиваленте. На вклады в иностранных валютах пришлось 19,3% отложенных средств.
Не стоит относить все средства на депозитах в иностранной валюте к активности предприятий в области внешней торговли: речь идёт не о текущих счетах, а именно о вкладах для юрлиц.
Но при этом большая доля иностранной валюты на вкладах у юрлиц по сравнению с физлицами может косвенно свидетельствовать об отложенном спросе на импорт. Отложенном, в том числе из-за растущих трудностей с платежами при работе с иностранными контрагентами. И, в целом, юрлица в большей степени пытаются подстраховаться от колебаний рубля, чем физические лица.
И тут есть нюанс. Одно дело, если это частник. А если среди этих юридических лиц, которые откладывают в немалой степени в иностранной валюте, есть организации с государственным участием, то насколько это является целесообразным с точки зрения интереса государства и общества в целом?
Выводы социологов находят подтверждение в статистике депозитов в банках: реальная экономика стремительно теряет «жирок» как на стороне спроса, так и предложения. Это однозначный путь к сильному замедлению экономического роста. Как минимум.
А как максимум — к спаду, который позитивно нельзя будет оценить уже ни с какой стороны.