Рим в Xl–XIII веках обращал в созданное им католическое христианство различные страны Европы, в том числе исконно славянские земли в Прибалтике, где находилась древняя столица Руси Яра - Аркона. Особенно этом преуспел католический монашеский орден святого Бенедикта (официальное название Ordo sancti Benedicti).
Бенедиктинские монастыри появились в XI веке во Франкском королевстве, Англии, других странах Центральной и Западной Европы, а потом и в Восточной Европе. Из Англии миссионеры выдвигались в Германию (Виллиброрд и Бонифаций), а из Германии бенедиктинцы распространились в Дании, Скандинавии и Исландии. В XI веке бенедиктинцы закрепились в Испании, Чехии, Польше, Венгрии, Далмации, а в начале XII века — в Скандинавии, Византии (близ Константинополя и на Афоне) и Святой земле.
Особенно Риму был ненавистен один из первых монастырей в Чехии, славянский Сазавский монастырь, которому покровительствовал Вратислав I. Первоначально бенедиктинские монастыри, как показал Ф. Дворник, вполне терпимо относились к славянской письменности. Характерно, что даже в некоторых латинских рукописях, вышедших из одного из древнейших бенедиктинских монастырей в Чехии — в Острове (основан в 999 г.), можно найти ряд славянских слов. В Сазавском монастыре до 1096 г. литургия велась на славянском языке. Почитаемый как святой в католичестве и православии чешский пустынник, святой, основатель и первый настоятель Сазавского монастыря Святой Прокопий Сазавский приложил руку к созданию так называемого Реймсского Евангелия, более ранняя часть которого написана на кириллице, более поздняя — на глаголице. Реймсское Евангелие известно в первую очередь тем, что именно на нём приносили клятвы французские монархи во время коронации. За несколько дней до собственной кончины Прокопий призвал к себе своих братьев и рассказал им, что вскоре после его смерти монастырь будет захвачен латинянами, а сама братия будет подвергнута гонениям и будет вынуждена покинуть чешские земли. Святой Прокопий Сазавский скончался 25 марта 1053 года. В 1055 году, иноков монастыря обвинили в том, что славянская письменность вводит в ересь, и изгнали из монастыря. Они отправились в земли венгерские, где составили житие Святого Прокопия, но уже в 1061 году, князь Вратислав, сын Брячислава I вернул монахам их обитель. В 1097 году монахи окончательно были выгнаны из собственного монастыря. Все земли, все права и привилегии были переданы членам ордена Святого Бенедикта Нурсийского, установившие службы на латыни. После того, как славянская письменность в Сазаве была запрещена, часть собранных там моравских и чешских книг была привезена в Киев и использована там при написании древнерусских литературных произведений, в том числе и автором «Повести временных лет» Нестором.
Продвижение ордена на Восток продолжалось. В польских землях доминиканцы появились из Болоньи в 1222 г., а в 1288 г. состоялось посольство от антипапы Климента III к князю Всеволоду и митрополиту Киевскому Иоанну II с предложением церковной унии. В 1458 году литовский князь и польский король Казимир IV добивается того, чтобы его православные подданные, в том числе население Киева, были отделены от Московской митрополии и подчинились Киевскому митрополиту Григорию Болгарину. Так начался раскол Русского Православия. В Литве братья иезуиты активно открывали коллегии и академии, где давали совершенно бесплатно самое лучшее в Европе образование. В римо-католичество массово стали переходить не только протестанты, но и православные. Именно иезуиты во многом способствовали тому, что православные архиереи в Речи Посполитой с Римом заключили унию. Это было в 1596 году на соборе в городе Бресте. Согласно "Брестской унии" от Православия в Литве остались только обряды, но всё вероучение стало римо-католическим.
После отказа Киева, в отличии от Литвы, от церковной унии Рим решил наступать со стороны подчиненной ему Византии. В 1439 году Византия приняла унию с Римом. По итогам прошедшего в Италии церковного собора византийское духовенство подписывает Ферраро-Флорентийскую унию — договор, согласно которому византийская церковь обязана подчиниться власти римского папы. Через 33 года Иван III женится на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, погибшего в 1453 г. при взятии Константинополя турками. Вместе с тем Иван III принимает из храма Рода Яра Рима титул соправителя (хакана) Рима, хана Руси Яра, что сближало его с Римским папой, действующим в духе Рода, бога-отца. Таким образом, со времен с Ивана III началась интенсивная вестернизация Руси, то есть наступление Рима на Русь.
Доминиканский храм во имя Пресвятой Девы Марии, существовавший между 1222 и 1242 годами в окрестностях Софийской улицы, упоминается в житии Иакинфа Одровонжа. Там говорится, что в 1222 году, при правлении князя Владимира Рюриковича, Иакинф прибыл с монахами Годином, Флорианом и Бенедиктом в Киев и здесь принял в свое ведение кляштор (монастырь) братьев-проповедников во имя Пресвятой Девы Марии. Можно предположить, что он находился в "Ляшской слободе" за "ляшскими воротами" у въезда на Софийскую улицу со стороны Софийского собора. Около монастыря находилась созданная в 1233 г. Яцеком Одровонжем доминиканская миссия, ставшая приходом для приезжавших и проживавших в Киеве западных купцов-католиков. Этот монастырь находился в ведении настоятеля Шотландского монастыря в Вене (Schottenstift). Несмотря на то, что по указу Владимира Рюриковича в том же 1233 г. доминиканцы вынуждены были покинуть Киев, монастырь Пресвятой Девы Марии продолжал существовать. Это явствует из содержания охранной грамоты (подорожной), выданной в 1242 году аббатом бенедиктинского монастыря в Вене двум монахам, бежавшим из Киева после вторжения монголо-татарских войск на Русь. Сохранилось послание аббата бенедиктинского аббатства св. Марии в Вене от 4 января 1242 года, в котором содержится просьба об опеке двух монахов из монастыря Девы Марии на Руси, которые были вынуждены его покинуть из-за нашествия. Само послание было включено в приложение к «Великой Хронике» английского историка Матвея Парижского (середина XIII века). Там сказано следующее:
"К священнослужителям и всем верным святой матери Церкви, которые увидят или услышат сие послание, [обращаются] Ф., милостью Божией смиренный аббат монастыря Святой Марии, и все здешнее братство ордена святого Бенедикта, находящееся в Венгрии. Да пошлет вам Дух Святой утешение, спасение, которое принес вам святой Бенедикт, и вечную славу. Подателей сего братьев-священнослужителей Б. и Й., монахов храма нашего, которых мы посылаем из монастыря Святой Марии в Русции в Гибернию для пребывания там, мы вверяем вашей милости. И это мы вынуждены сделать из-за неожиданного нашествия татар, о которых говорят, что они измаильтяне, о горе!"
Судя по археологическим раскопкам, храм бенедиктинского монастыря Девы Марии в Киеве представлял собой ротонду в раннем романском стиле, что было очень характерно для той эпохи. Подобный храмы Яра в виде ротонды известны в Чехии, например, ротонда св. Мартина в Вышеграде (Прага), и Польше.
Однако лояльность Киева бенедиктинцам сохранялась и после разрушения монастыря. В XIV в. ирландский монах из регенсбургского аббатства св. Якова совершил путешествие в Киев. В «Житии св. Марианна Скотта», которое было написано в 1380-е годы, говорится: «Один из братии этой обители, муж многоопытный и в делах весьма искусный, именем Маврикий…, по бездорожью мира ведомый милосердием Святого Духа, прибыл к королю Руси. Он получил от этого короля и от знатных людей богатейшего города Киева на сто марок драгоценных мехов и, погрузив их на повозки, благополучно добрался с купцами до Регенсбурга: на эти деньги были закончены постройки монастыря и крыша собора».
В период с XIII по XIV вв. папская власть при участии ордена святого Бенедикта сделала большую работу, чтобы создать миф о приоритете Киева над Москвой. В настоящее время этот миф основан на уверениях монаха Гизеля XVII века и на сочинениях летописца Нестора XII века.
Монах Гизель в посольстве Богдана Хмельницкого, назвал Алексею Михайловичу Киев «матерью городов русских». С тех пор укоренилось мнение, что Киев был единственный Киевом на Руси. Хотя в свое время был общеизвестным факт, что строители Руси Яра называли новые города Стрелами Яра. Одной из таких «стрел Яра» являлся Киев, как это можно судить по урбаноглифу его центра. (Краткая история Европы девятого века по данным археоники. Чудинов.В.А. 2014)
Название Ладоги, матери городов русских, Киевом было к тому времени забыто. Хотя Киев всегда являлся одним из обычных княжеских центров без столичного статуса и начала строиться на 120 лет позже Москвы. Выражение «мать городам» является лишь калькой греческих слов μήτηρ (мать) и πόλις (город), означающих столицу государства, метрополию.
Основоположник политологии Никколо Макиавелли ещё до Иосифа Скалигера сформулировал следующий тезис: "История нужна правителю такой, какой она позволяет ему наиболее эффективно управлять своим народом". Традиционная история, сочиненная поколениями ученых в XVI-XVIII вв., является политической историографией, необходимой правителям. В угоду властителям подделывались древние летописи. Рукопись "Повести временных лет" (ПВЛ) грешит изрядным количеством подчисток и исправлений, которые бросаются в глаза даже при самом поверхностном анализе. Один из имеющихся на сегодняшний день древнейших списков ПВЛ, а именно Радзивиловский, состоящий из 32 тетрадей с вложенными друг в друга парными разворотами, датируется историками по филиграням (водяным знакам) не ранее XVIII века, а его страницы содержат следы грубой фальсификации. Номера листов 9,10 и 11 были исправлены на 10,11 и 12 с целью вставить новый лист 9, для которого таким образом освобождалось место, и вырвать оригинальный лист 12. Между концом листа 12 и началом листа 13 образовался смысловой разрыв, который историки были вынуждены объяснять ошибкой переплётчика. Самое интересное, что на позже вставленном листе 9 изложено ни много ни мало, как описание призвания варягов на Русь. То есть основа знаменитой норманнской теории. В таком "редактировании" Радзивиловской летописи подозревают небезызвестного Августа Шлёцера, приехавшего в Россию в 1761 г. в качестве домашнего учителя детей немца-историка Миллера, а уже через четыре года он - профессор русской истории при Академии наук, первым занявшийся изучением Радзивиловского списка. Состояние других списков русских летописей также оставляет желать лучшего.
"До XII в. на острове Руяна существовали прекрасные образцы историографии, выдержанные в духе ведизма. Но именно религиозная направленность этих историографических работ и не устроила Нестора, который решил создать свою, христианско-византийскую, версию мировой истории. Иначе говоря, перед ним как перед христианским историографом стояло две задачи: 1) вписать мировую историю в рамки христианской историографии и 2) показать варягов Арконы как варваров, примешав к варягам как те народы, которые входили в юрисдикцию Яровой Руси, так и те, которые разрушали эту государственность, действуя в интересах Рима. То есть, неявно провести идею о том, что свет идёт от Рима, а тьма - от Арконы" (Комментарий к статье Поливанова. Чудинов В.А. 2013).
Преподобный Нестор Летописец канонизирован в Русской православной церкви и Римско-Католической церкви за составление новой историографии Руси по велению Рима, действовавшего через орден бенедиктинцев в Киеве. Романовские историки сделали летопись Нестора катехизисом отечественной истории и неприкасаемой "священной коровой". Старые историки, имевшие в своем распоряжении безвозвратно утраченные хроники, были куда как свободнее в истолкованиях первоначальных дней земли русской. Мауро Орбини, А. И. Лызлов и др., располагавшие большим количеством древних русских, польских и литовских летописей и западно-европейских хроник, ни словом не упоминают о "великом" Несторе, который творил в ХII в., и о котором они не могли бы не знать в ХVI-ХVII вв. Татищев был невероятно удивлён, что митрополиту Киевскому Петру Могиле, жившему в XVI в, известному знатоку и собирателю древностей, "Несторова летопись незнаема была". Поскольку правленая история сочинялась позже, историки той поры ничего не знали и о татаро-монгольском иго на Руси. Первым в России изучением "Повести" занялся учёный немец Август Людвиг Шлёцер (1735-1809), историк и филолог, пребывавший на русской службе в 1761-1767 гг. Он так писал о деятельности историка и государственного деятеля (в то время астраханского губернатора) Вас. Н. Татищева: "В 1720 г. Татищев был командирован в Сибирь. Тут он нашел у одного раскольника очень древний список Нестора и очень удивился, когда увидел, что он совершенно отличен от прежнего. Он думал, как и я сначала, что существует только один Нестор и одна летопись. Татищев мало-помалу собрал десяток списков, по ним и сообщенным ему другим вариантам составил 11-й". Теперь из всего этого остаётся только один-единственный канонический текст - тот самый, о котором нас заставляют думать, что он написан в 1106г. и является единственно правильным. Вывод из этого: "Повесть" дошла до нас в виде поздних правленых копий и целиком полагаться на неё нельзя. Татищеву не удаётся опубликовать свой труд "История Российская" в России и он пытается сделать это в Англии. Это тоже ему не удаётся, да и рукописи его впоследствии пропадают. Еще в ХIХ веке русский историк, академик П. Г. Бутков (1775-1857) считал, что "История" Татищева издана не с подлинника автора, а представляет собой весьма вольное переложение, переписанное небезызвестным Герхардом Миллером, немцем на русской службе, исключившим из текста признанные им "вольными" суждения автора и сделавшим другие изъятия.
Оригинальный список "Повести временных лет" до нас не дошёл. Этот текст включён в ряд других, более современных, литературных произведений, например — Лаврентьевской летописи XIV века (обнаружена в Рождественском монастыре во Владимире Алексеем Мусиным-Пушкиным и подарена Александру I) и Ипатьевской летописи 1420-х годов (из Ипатьевского монастыря около Костромы, откуда она попала в библиотеку Академии наук, где была исследована Николаем Карамзиным). Его преемниками в летописании стали игумен игумен Лаврентий, написавший в XIV веке "Лаврентьевскую летопись".
Характерно отношение православной церкви к летописям. Когда в 1735 г. Академия наук приняла решение публиковать летописи, это вызвало сильнейшее беспокойство в Синоде: "...В Академии затевают историю печатать... отчего в народе может произойти не без соблазна", поскольку в летописях "не малое число лжей, басней", а поэтому "таковых историй печатать не должно".
Согласно выводам В.А. Чудинова, Рюрик не прививал славянам язык и культуру, так как в Руси-Москве они были теми же, что и в Руси Яра. Показательна подделка текста к миниатюре №16 Радзивилловской летописи. Никакого отношения к Аскольду и Диру эта миниатюра не имеет. Зато она свидетельствует о походе варягов на Русь-Москву. Целью похода рати Яра явилась Русь-Москва в 20-й год Яра, то есть, в 875-й год. В современной историографии Вагрия предана забвению и спутана со Скандией.
На памятнике 1000-летия Руси читается оставленная Михаилом Микешиным настоящая дата рождения Нестора — 400 г. Яра (1256 г.), следовательно, Нестор жил с 1256 по 1314 годы. .
Скульптор мог взять эту датировку с иконы Святого Нестора.
Здесь можно прочитать на глазах слова ХРАМ ЯРА, а на бороде - несколько надписей: РУСЬ ЯРА, 400 ЯРА ГОД (1256 г.).
В обзоре Ставиского В. И., Бобровского Т. А. "Клейма на голосниках XI-XII вв. из Киева", посвященном знакам Рюриковичей, монограмма, приписываемая Мстиславу, читается как "печать с нового Киева". То есть современный Киев назывался Новым Киевом в противовес старому - Ладоге.
Рассматривая монограммы на голосниках XI-XII вв., можно обнаружить, что монограмму Олега можно прочитать как ВОЛЪГЪ, что более соответствует ВОЛГА, чем ВОЛЕГ. При повороте на 180 градусов кружок О в верхней части монограммы говорит о кириллической записи имени Олега. Это позволяет утверждать, что в Х веке имя произносилось как Олег, тогда как слоговая запись сохранила более архаичный вариант ВОЛЪГЪ. Следовательно, возможно, что ранее имя могло произноситься как ВОЛЪКЪ, что указывает на потерянное имя. У славян имя ВОЛК было популярно; например, у сербов ВУК, у болгар ВЪЛКО, а в России фамилия ВОЛКОВ. Однако самого имени ВОЛК в Руси не существовало, хотя было известно былинное имя ВОЛЬГА. Таким образом, запись ВОЛЪГЪ-ВОЛЪКЪ показывает наличие этого имени в его раннем фонетическом облике в русской культуре.
Перевернутая на 180 гр. монограмма Ярополка читается как ЯРОПОЛЬКЪ.
Монограмма Владимира-Олега, читаемая как ВЪЛАДИМЪР, КИЕВЪ, РУСЬ, представляет собой сочетание монограмм Олега и Владимира. Эта монограмма интересна своей уникальной комбинацией.
Монограмма Мстислава при повороте на 180 градусов читается как "БЕЧАТА" (печать) и "СЬ НОВА КИЕВА" (из Нового Киева). Это указывает на отсутствие имени князя, что делает монограмму неприемлемой в качестве персонального знака конкретного князя. Тем не менее, она могла использоваться любым князем как неперсонифицированная Киевская печать.
На деревянном цилиндре № 1 1055-1076 гг. из Новгорода нанесена монограмма Мстислава, читаемая как БЕЧАТА МЪСЬТИСЬЛАВЪ (буква М на монограмме отсутствует) (В.А. Чудинов. «Княжеские знаки» – суть и вымысел. 2007).