Изучаем опыт СССР по решению национального вопроса и сравниваем с современной национальной политикой «развитых» стран.
Вступление
Показательно, что первая социалистическая революция совершилась в самой многонациональной стране мира, насчитывающей свыше 100 наций и народностей. В царской России существовали все виды национального гнета — от политического бесправия до колониальной эксплуатации отсталых народов. Тут были все «десерты»: шовинизм и местный национализм, натравливание народов против друг друга. Рассматриваемый параграф раскрывает подробно, как при социализме решается национальный вопрос.
§ 28. СОЮЗ СВОБОДНЫХ НАРОДОВ
Мы уже с вами знаем, что одним из основных пунктов для перехода к социализму было решить национальный вопрос. Суть кратко: политическое равноправие наций, ликвидация гнёта, предоставление права самоопределения. Реализация: 30 декабря 1922 г. была утверждена Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
Рассмотрим структуру нового образования глубже. 15 республик, в составе которых были автономные республики и другие национальные образования — автономные области и округа.
И здесь мы плавно подходим с вами к определению термина суверенитет. Дословно это верховенство. Во-первых, независимость от каких-либо внешних сил, и, во-вторых, абсолютное право государственной власти распоряжаться на всей территории данного государства.
Как мы с вами видим, при капитализме обе черты суверенитета строго ограничены. Власть принадлежит крупной буржуазии, а значит сильные государства (с большим капиталом) будут навязывать свою политику слабым. Достаточно посмотреть на действия НАТО или Евросоюза: если какой-нибудь «малый» игрок начинает действовать в своих интересах (Венгрия, Словакия, Сербия). При непослушании сразу же подключаются: митинги против власти, покушения на лидеров, национальные противостояния на границах. Красота!
А вот Конституция СССР точно определяла полномочия центральных органов власти и права союзных республик. К общему относились: социально-политическая политика, народнохозяйственный комплекс, система руководства развитием экономики и культуры, советское гражданство, военные силы, внешняя политика.
У каждой республики была своя Конституция и в соответствии с общесоюзными основами принимались законы. Также было закреплено право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Без согласия республики нельзя было менять её территорию, а вот решение о выходе из состава СССР принималось самостоятельно. Также в праве было заключать договоры с иностранными государствами, вести деятельность с международными организациями.
Откуда же появилось это единение рабочего класса разных наций? Ведь если сейчас посмотреть на отношения бывших советских республик, с трудом верится в тишь да гладь. Во-первых, исчезновение класса эксплуататоров сильно поспособствовало экономическому равенству условия жизни наций. Во-вторых, успешная защита в том числе социализма в годы ВОВ вдохновило население, показало, что выгода от жизни и совместной борьбы — не пустые слова.
В достижении равенства были и более острые проблемы. Например, в прекрасной «России, которую мы потеряли» в большинстве районов Средней Азии господствовали феодальные и полуфеодальные отношения. На Крайнем Севере, в ряде районов Сибири и Дальнего Востока сохранялся патриархальнородовой строй. Соответственно, дикая на тот момент капиталистическая политика империи и не собиралась стремиться к равенству общественно-социальной обстановки в регионах. То есть задача для СССР усложнялась, в некоторых случаях приходилось делать скачок, минуя капиталистическую стадию.
Был взят курс на ускоренное развитие отсталых регионов. Ни о какой материальной выгоде здесь речь не идёт, иначе бы этот вопрос решила империя. В этом смысле приведённый пример ярко показывает гигантскую разницу между двумя общественно-экономическими формациями и многое объясняет.
Немного сухих цифр как доказательство строк выше:
Если промышленная продукция в СССР в целом возросла в 1979 году по сравнению с 1913 годом в 163 раза, то объем промышленного производства Белоруссии увеличился в 235 раз, Казахстана — в 245, Киргизии — в 362, Армении — в 390 раз. Свыше 40 народностей за годы Советской власти возродились к новой жизни, создали свою письменность и литературу, вырастили своих инженеров, врачей, художников, ученых.
Вот почему в туристических поездках по странам, которые пострадали от колониализма, до сих пор тепло отзываются о СССР, что переносится и на русских, как на нацию, которая объединяла единой идеологией.
И вот теперь давайте неожиданно вернёмся к теме религии. Если есть верные и неверные, каким бы современным религиозное движение не было, оно исключает братские советские отношения, когда нужно освободиться от «старого разделения», чтобы быть готовым к новому и прогрессивному.
Итак, социализм должен развивать и сближать нации. На пути к этому нужно тесное сотрудничество. Для развития промышленности очевидно нужно кооперироваться, подключать к большим стройкам разные республики. Здесь же происходит обмен кадрами, случаи многонационального состава республик, коллективов.
Читая книги, просматривая кинофильмы, слушая музыкальные произведения, созданные деятелями культуры любой из наших наций, мы обогащаем свой духовный мир, познаем новые грани жизни, открываем для себя новые источники эстетического наслаждения. А это побуждает глубже знакомиться с национальной культурой братских народов, помогает лучше ее понимать и больше ценить.
Важный момент! Расцвет наций — это когда превозносятся лучшие, прогрессивные стороны национальной культуры, здоровые национальные обычаи и традиции. А вот с пережитками старого быта, такими как: уплата калыма за невесту, домострой, кровная месть, — со всем этим будет бороться общество.
Особенно нужно упомянуть националистические взгляды. Как только нечто подобное звучит от публичного человека (ЛОМа), это должно получать общественное порицание. Смысл стремиться к коммунизму и не быть интернационалистом?
Добавим ко всему сказанному общую культуру, русский язык как объединяющий фактор (при этом без каких-либо декретов и запретов общаться на родных языках), если мы говорим про СССР. В результате даже в Конституции было обозначено братское сотрудничество, новая социальная и интернациональная общность — советский народ.
Советский народ не равен какой-то нации, это идеологически прогрессивная единица. Хотите покончить с войнами на национальной или религиозной почве? Решение есть, но оно буржуям не понравится: принимаем социализм и дело в шляпе, уважаемые. При этом советских людей объединяло: идеология, образ жизни, общие интересы, цели, судьба, черты духовного облика. Собственно говоря, это и есть путь к исторической общности людей, — фундамент на пути к коммунистическому обществу.
Благодарю за внимание!
***
Обзоры предыдущих параграфов:
§1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КОММУНИЗМА.
§ 3. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ И РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЙ МИРА.
§ 4. СОЗНАНИЕ — СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ.
§ 5. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ — ДВЕ ЛИНИИ В ФИЛОСОФИИ.
§ 6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ.
§ 7. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ.
§ 8. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА.
§ 9. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
§ 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ.
§ 11. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
§ 12. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРУДА КАПИТАЛОМ.
§14. ОБЩИЙ КРИЗИС КАПИТАЛИЗМА.
§ 15. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА.
§ 16. МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА.
§ 17. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА.
§ 18. ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НАРОДОВ.
§ 19. МИР И МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ.
§ 20. ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА.
§ 22. ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ.
§ 23. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ.
§ 26. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Изображения взяты с просторов сети.