Подготовка десятиклассников, кажется, мало отличается от того, что мы делаем с выпускниками: тесты-тесты-тесты, сочинение и тексты. С одной стороны, да, однако, как всегда, есть нюанс.
На одном вече, да не одни речи
О чем говорит высокий результат ЕГЭ по русскому? Прежде всего о том, что программа по предмету в той форме, в какой это предполагает экзамен, выпускником освоена и он умеет применять имеющиеся знания на практике. Казалось, бы программа по русскому в 9 классе завершена, ученики же сдали ОГЭ, нувотивсё, осталось теперь только долбить тесты, и дело в шляпе.
Однако, как показывает моя практика, переходить сразу после 9 класса к полновесным тестам в формате ЕГЭ в начале 10-го вообще имеет примерно ноль смысла:
- любой язык требует накопления и систематизации, и программа 8-9 классов в головёшках 10-классников представляет собой вещество под названием "Каша "5 злаков". Программа же 6-7 классов, как правило, благополучно подзабылась даже у очень сильных учеников. Что уж говорить про слабых;
- разница в сложности формата ОГЭ и ЕГЭ для выпускников просто колоссальная. Одно дело - выполнить 11 тестовых заданий, и совсем другое - 26;
- мы плачем горючими слезами в 11 классе, пытаясь освоить выполнение теста без технических ошибок, и это навык, на формирование которого уходят дикие усилия у почти взрослого человека. В 10 классе навык педантичной работы с тестом колеблется у учеников где-то в районе минусовых показателей;
- прыжок от текстов ОГЭ к текстам ЕГЭ такой высоты, что даже Сергей Бубка смущенно покашливает, поэтому давать полный план сочинения ЕГЭ для учеников 10 класса и бессмысленно, и беспощадно: они всё равно а) тексты экзаменационного уровня не понимают, б) формат сочинения освоить не могут;
- экзамен выпускники сдают в конце 11 класса, когда уже очень многим исполнилось 18 лет - в десятый же класс приходят 16-летние дети. Разница в сформированности личности между этими временными отрезками огромная, и, как бы мы ни хотели, бывший девятиклассник практически весь 10 класс не в состоянии вместить ни программу экзамена, ни его формат.
Соответственно, если прямо с лёту мордовать десятиклассников заданиями ЕГЭ с несколькими правильными ответами, то можно получить на выходе красивые ряды двоек за контрольные, но тут важно, какую цель мы поставили. Если показать детишкам небо в алмазах - то, конечно, это правильный путь ) Однако если есть цель вывести будущих десятиклассников на тот результат ЕГЭ, который будет свидетельством успеха, имхо, необходимо учитывать объективную реальность, чтобы 10 класс не прошёл как "проходной".
Делаешь наспех - сделаешь на смех
По моему опыту, выполнение с 10-классниками полноформатных заданий ЕГЭ с открытым количеством правильных ответов прямо с начала года пользы не приносит. И так как мы, учителя, "зажаты" между необходимостью содержательно использовать год перед 11 классом и невозможностью большинства десятиклассников вытянуть полноценные тестовые задания, в 10 классе я посвящаю время по-настоящему важным вещам:
- повторению программы в рамках экзаменационных заданий. Медленно, вдумчиво и тягуче. С постоянной активизацией глазного нерва - смотрим в теорию, глаз от неё не отрываем. Бесполезно гонять по черепушке отрывки воспоминаний - наша задача голову информацией заполнить. Никакой экзамен сдать на текущих знаниях и умениях нельзя, любой экзамен требует так или иначе повышения уровня, а информации, которую выпускник к ЕГЭ должен включить в свою - не побоюсь громких слов - картину мира, просто дикое количество. И её невозможно взять ни сиюминутным пониманием, ни выучиванием в один присест под угрозой двойки: наш мозг (а у выпускников он тоже наш, ха) так не работает. Ему, мозгу, нужно создать новые нейронные связи, и искусственно этот процесс ускорить невозможно. Поэтому с мозгом дружим и помогаем ему;
- постепенному включению тестов ЕГЭ. Для этого отлично подходят тесты с одним правильным ответом, например, старые тематические сборники по заданиям А.Бисерова формата ЕГЭ прошлого десятилетия (2011) - при освоении программы ЕГЭ в 10 классе это просто то, что доктор прописал, по крайней мере, для первого полугодия;
- приучению работать с тестом медленно - нет, еще медленнее, и вот теперь совсем медленнее медленного. По-другому устойчивый навык невозможно сформировать, вот убей меня бог из рогатки. Формирование навыка на скорости - это путь или для очень, ну прямо очень сильных выпускников, считаем, одаренных, или же для тех, кто хочет на экзамене успешно провалиться. Не говоря уже о том, что тестовых заданий много, и по-хорошему навык формируется вообще "под край", к весне 11 класса - а мы, на минуточку, начинаем подготовку в десятом. При этом ещё и возраст учеников против нас - да мало ли еще, что против нас, лол, - поэтому учимся читать задание, не путать цифры с буквами и не промахиваться со строчкой;
- повышаем начитанность текстов. Последние 5 лет тексты ЕГЭ усложняются от года к году, и с ними в 10 классе работать невозможно - ну ничегошеньки бывшие девятиклассники в них не понимают. Поэтому я работаю с текстами начала века - они проще, но при этом тем не менее экзаменационные. И даже они на начальных этапах вызывают сложности. Но привыкаем к формату, читаем, формулируем авторскую позицию, пишем обоснование. Написание аргумента - чуть не самый сложный этап в сочинении, ну никак не получается у выпускников нормально создавать аргумент "из воздуха". Но два года тренировки дают робкую надежду, что на экзамене головёшка выпускника всё-таки вытянет доказательство тезиса. Но это неточно ))
Главная задача 10 класса - "залить фундамент" для 11-го, чтобы можно было в выпускном классе заниматься и тестом, и текстом и более предметно, и на более серьезном уровне. Этот год десятиклассник не должен просто "отсидеть", некоторые задачи решить за один учебный год 11 класса просто невозможно. Поэтому формирование "базы" программы ЕГЭ в 10 классе необходимо. Ну а тех, кто уже десятый выпустил, вынужден работать с тестами формата ЕГЭ всерьёз. Но можно существенно упростить себе жизнь. Качество проверено на живых детях )