Найти в Дзене
История, кино и пиво

Мифы Вятского края: истобенский огурец и его история

Да-да, снова я речь поведу об очередном мифе вятского края. В этот раз - об истобенском огурце. Истобенск — село в Оричевском районе Кировской области России, на левом берегу Вятки. Центр Истобенского сельского поселения. По разным источникам село основано 1379 или 1595 (по П.Н. Луппову) году. Название села происходит от древнерусского слова «истба». «Истоба» — изба, построенная из рубленого леса. Здесь находился Истобенский Троицкий монастырь. Истобенск является огуречной «столицей» Википедия. Вообще Кировская область (до эпохи исторического материализма - Вятская губерния) - изрядный заповедник мифов. "Нет ничего в Русской Истории темнее судьбы Вятки и земли ее." написал Н.И. Костомаров в 7-м томе своих исторических исследований, и тут же сам попал в ловушку вятских мифов, изложив историю города, основываясь на "Повести о стране Вяцкой" - литературном произведении, писанном, по меткому заключению А.И. Вештомова, простаком. Мифы эти до сих пор деятельно поддерживаются на уровне городс
Оглавление

Да-да, снова я речь поведу об очередном мифе вятского края. В этот раз - об истобенском огурце.

Памятник Истобенскому огурцу, село Истобенское Кировской области.
Памятник Истобенскому огурцу, село Истобенское Кировской области.
Истобенск — село в Оричевском районе Кировской области России, на левом берегу Вятки. Центр Истобенского сельского поселения.
По разным источникам село основано 1379 или 1595 (по П.Н. Луппову) году. Название села происходит от древнерусского слова «истба». «Истоба» — изба, построенная из рубленого леса.
Здесь находился Истобенский Троицкий монастырь.
Истобенск является огуречной «столицей»

Википедия.

-2

Вообще Кировская область (до эпохи исторического материализма - Вятская губерния) - изрядный заповедник мифов. "Нет ничего в Русской Истории темнее судьбы Вятки и земли ее." написал Н.И. Костомаров в 7-м томе своих исторических исследований, и тут же сам попал в ловушку вятских мифов, изложив историю города, основываясь на "Повести о стране Вяцкой" - литературном произведении, писанном, по меткому заключению А.И. Вештомова, простаком. Мифы эти до сих пор деятельно поддерживаются на уровне городского руководства:

В Кирове даже есть Музей истории Хлынова, в концепции которого лежит та самая Повесть. Хоть музей и невелик, но в части материальной культуры он весьма неплох, тут сказать нечего.

И что примечательно, процесс мифотворчества потихоньку продолжается. Удалось, вроде бы, отбиться от нарождавшегося мифа "Арка Вятского кремля",

но и то потому, видимо, что в восстановлении сохранившейся части стены архиерейского подворья приняла участие Е.В. Кустова, д.и.н., Историк с большой буквы. Не знаю, как сейчас, но поначалу некоторые экскурсоводы (а это место быстро стало популярным среди жителей и гостей города) по поводу "арки" несли такую ахинею... Сам слышал. 6-)

И вот почему-то мне кажется, что вокруг истобенских огурцов тоже может со временем сложиться очередной миф.

Об истобенских огурцах

Я уж не помню, когда впервые попробовал истобенские солёные огурцы - давно это было. Вроде бы, купил их зимой в одном из магазинов нашей местной сети "Глобус". Смотрю на ценник - "Огурцы солёные истобенские", и так вдруг захотелось... "Положите" - говорю продавщице - "штук пять" (больше не беру, бо могут испортиться). Достала мне продавщица из большого алюминиевого молочного бидона огурцы, купил, пришёл домой, попробовал - хм... Вкус - списифисьськи. Ну что вот огурец - солёный и солёный, ан нет: было что-то в том вкусе... этакое. Что раньше я в солёных огурцах никогда не встречал. Сколько огурцов переел - и дома солили, и в гостях пробовал, а вот такого - не было. Это потом уж выяснил: дело в технологии. Не помню, где нашёл описание процесса, поэтому приведу без указания источника, извините:

"Огурцы истобяне солят в деревянных бочках. Умельцы мастерят эти бочки сами, из еловых досок:
– Ель должна быть без сучков и не очень толстая, сантиметров 15 – 20 в диаметре,
На дно бочки складывают листья дуба для крепости огурца, укроп, чеснок, листья смородины, хрен. Через каждые 3 ведра огурцов – новый слой приправ. Сверху – опять те же приправы. Все это заливается соленой водой. Сутки бочка с огурцами стоит, огурцы «усолевают». В бочку добавляют еще 4-5 ведер рассола и 3-4 ведра свежих огурцов, все это закрывается и увозится в речку. Вес огурцов в одной бочке достигает 120-150 кг. Бочки хранят в реках с ключевой водой, имеющей постоянную низкую температуру. Важно, чтобы бочки не всплывали, иначе огурцы зимой замерзнут."

Видел потом я эти речки: одна - наверху, на "горе", где село стоит, вторая - под "горой", на поливе (так это, кажется, называется) поймы Вятки. Речки разделены на участки жердями, участок на семью.

Не уверен, что фото моё.
Не уверен, что фото моё.

Достают бочки из-подо льда под новый год и позже (почему я и купил огурцы зимой), такие "зимние" огурцы - самые вкусные. - Вот, в чём дело!

Как правильно употреблять истобенские огурцы

Насчёт вкуса - сугубо опытным путём нашёл самый вкусный способ употребления солёных истобенских огурцов. Они и так вкусны - с картошечкой отварной или ещё как, но этот - самый вкусный.

Наливаешь писярик со слезой (погодите - мол, знаем-знаем), откусываешь (не кусок отрезанный - откусываешь!) огурчик, но не жуёшь и не проглатываешь, а заливаешь в рот тот писярик (но не проглатываешь!), и вот теперь начинаешь огурец жевать, а как несколько пожуёшь - можно всё и глотать. Незабываемое ощущение! Аж прям сейчас слюной чуть не подавился.

Впрочем, я не настаиваю: каждому ротку по своему глотку 4-).

Фестиваль истобенского огурца

Естественно обнаружилось, что в Истобенске ежегодно проводится фестиваль "Истобенский огурец", который я при первой же возможности посетил. Дзен-канала у меня тогда ещё не было, так что вот отчёт в ЖиЖе:

Истобенск: солнце, праздник и огурцы

Фестиваль - старый, проходит с 1997 года, но о нём, по-моему, мало кто знал, а вот Никита Белых (бывший губернатор Кировской области) его раскрутил, за что ему, в общем-то, спасибо.

А причём тут миф?

Неспроста ж в Википедии Истобенск назначен "огуречной столицей".

Признаюсь, когда в это дело влез, я наивно думал, что огурцы в Истобенске за главный овощ всегда были, да и у кого спрашивал - то же говорили, но... Не всё так просто, это ж Вятка.

Самое раннее упоминание об истобенских огурцах содержится в «Календа­ре Вятской губернии на 1893 г.», в статье И. П. Селивановского, со стр. 151. Статья большая и ооочень подробная. Кто захочет поближе ознакомиться с жизнью села Истобенское 19-го века - настоятельно её рекомендую. Есть ещё современная статья А.Л. Мусихина "Вятские огурцы", она вообще об огурцах в Вятской губернии и, естественно, об истобенских огурцах в частности. Но статья Селивановского настолько широко даёт описание жизни села, настолько там всё интересно, что возьму её за основу.

А! Возродил я тут свою старую статью от 2013 года о посещении Истобенска, там есть некоторые выписки из документов, ну и фоточек порядочно для представления, о чём идёт речь;

Село Истобенское и его обитатели

Уже тогда Истобенское представляло собой агломерацию из собственно села и трёх деревень: Левинской, Рязановской и Королёвой. С деревней Рязановской связана местная легенда.

Истобенское побоище

Неизвестно на кой ляд, но прибыли как-то рязанцы на место истобенское и стали ждать своих союзников - устюжан. Возможно, по старой русской традиции решили вместе кому-то чик-чик поделать: порезать, пограбить, ну и всё такое приятное. Ночью устюжане переправились через реку, глядь - какие-то незнакомые там ошиваются, и, как тогда полагалось, решили тех того, почикать, чтоб, так сказать, не оттягивать кота в долгий ящик. Понятное дело, ошивающиеся с таким интересным планом напрочь не согласились, ну и начались танцы с саблями. А как утро настало, батюшки - так то ж союзнички! Похоронили совместно павших, а на месте поставили часовенку. Устюжане в ней образ святого Николая оставили на память, мол, "звыняйте хлопцы, не признали". Часовня, вероятно, была на том месте, где я сфотографировал "современную" для статьи о гробах (см. ссылку выше). Она как раз в честь Николая Чудотворца построена.

А теперь интересно сравнить истобенскую легенду с легендой о побоище в Раздерихинском овраге, что в Кирове-Вятке. Краткое содержание (отсюда):

"Вятчане, ожидавшие нападения татарского войска, случайно приняли
дружественный отряд устюжан [те поднимались от Вятки вверх по Раздерихинскому оврагу - я] за татар, ночью состоялась кровавая битва, в которой «своя своих не познаша и побиша». Утром выяснилось, что вместо татар были убиты безвинные устюжане. Оплакав убитых, вятчане учредили на месте сражения праздник «Свистунью» (или «Свистопляску»), непременным атрибутом которого являлся свист в глиняные игрушки."

Естественно, поставили в память павших часовню. Старая часовня давно сгнила, но ныне на берегу оврага стоит новодельная, называется она Раздерихинская или Устюжская. Красивая.

И таки да: это - легенда. А ещё по ссылке на новодельную часовню (см. выше) написано, что устюжан на вятчан вёл Анфал Никитин - известный ушкуйник-разбойник, но в исследовании Феденёва А. А. и Белавина А. М. Реконструкция биографии Анфала Никитина об этом не упоминается. В общем, Вятка: миф на мифе и мифом погоняет 6-).

Тем не менее, Истобенское побоище имеет под собой некое основание: Селивановский сообщает, что вблизи Николаевской часовни в Истобенском в половодье Вятка вымывала из-под берега человеческие останки.

Да, а Рязановской деревня называется потому, что часть уцелевших в битве рязанцев решила остаться на Вятке и никуда не ходить. А то мало ли что...

Что там было и как истобенцы спасались

Или истобяне... Селивановский вообще женщин называет истобенянками 6-).

Ко времени Селивановского в Истобенском жило около полутора тысяч человек. В веке 18-м, как следует из описания, большинство крестьян были монастырскими, приписанными к Истобенскому Троицкому монастырю, но к концу 19-го века часть из них были тяглыми, то есть отбывали государственные повинности в "натуральном" выражении и платившие государственные налоги, а часть - оброчными, платившими только, как это сейчас называется, налог на прибыль от реализации собственной продукции.

Вообще при чтении статьи в душе моей постепенно, но неотвратимо возникала некая растерянность, смешанная с недоумением: вроде бы, во времена проклятого царизьма в деревнях жлобы-кулаки (а такие были) всячески и экономически грабили бедняков (и такое было), низводя их чуть ли не до состояния собственных крепостных (таки да), а тут, где-то в ж... дебрях Вятской губернии - целый анклав кулаков, причём - поголовных: по результатам земской переписи 1885 года в Истобенском и трёх прилегающих деревнях на 298 хозяйств - 280 отдельных домов, из которых 29% - двухэтажные, 48% - одноэтажные, и остальные - избы. Я уж не знаю, чем тогда избы отличались от домов, возможно - наличием специализированных помещений, но треть крестьянских (!) домов двухэтажные - это, блин, что???

Хоть Селивановский указывает, что все дома исключительно деревянные, но тут же пишет о кирпичном одноэтажном доме. Уж извините, но приведу пространную цитату о планировке крестьянских домов в Истобенском:

"Здешние кирпичные одноэтажные дома довольно поместительны, до 13 аршин длины, до 12 аршин ширины [около 78 кв. м - я], в них имеются две или три комнаты, отдельная кухня и, нередко, зало; обычное расположение домов таково: вход устраивается через кухню, дальше идёт жилая комната, а через капитальную стенку располагаются остальные две "гостиные" комнаты - зала и гостиная. Сверх всего в некоторых домах бывает ещё прихожая, чердачёк или подволока. Стены в домах обычно тёсаные и оклеиваются обоями, полы крашеные; печи у всех кирпичные и обязательно с трубой: в кухнях - "стряпущие", в комнатах - "голландские"..."

Обычный крестьянский дом с залом и голландскими печами...

Особенность Истобенска в том, что стоит он на глинах, суглинках и песках, а подпочвенные воды подходят близко к поверхности так, что угожих пахотных земель очень мало, зерновые вымокают, это Селивановский и отмечает. В ранние годы своего жития истобенцы, а составлялись они из пришлых людей, записывавшихся в монастырские, жили очень, очень бедно, поскольку все места, пригодные для пашни, уже были заняты местными деревенскими жителями. И как же истобенцы спаслись и дошли до жизни такой, с обоями на стенах, залами да голландскими печами?

-4

Жить захочешь - не так раскорячишься 6-).

Занятия истобенцев

Что касается мужчин, то тут всё строго по истории: занимались они в основном отхожими промыслами: нанимались бурлаками, водоливами, матросами, лоцманами и капитанами, а вот женщины - ооо...

Во-первых - молочное животноводство. На лето коров перевозили за Вятку и содержали в загонах, за которыми следил наёмный пастух. Коровы были высокоудойные, местной породы, полученной метисацией. Молока не только хватало на всех, но оно продавалось и в Орлов, и в Котельнич. Истобенское масло почиталось очень качественным, поставлялось даже в Казань. Правда этим занималось меньшинство истобе...нянок 6-).

А вот во-вторых и в основном, женщины занимались огородничеством. И не просто огородничеством, а ещё и семеноводством: производили семена на продажу. Под производство семян выделялись отдельные грядки и устраивались они специальным образом. Для своих нужд этим занимались почти все. На продажу производством семян занималось 30 женщин. К примеру, капусты на семена выращивалось до 100 вилков на хозяйство. А на продажу выращивали истобенянки в основном - нет, не огурцы - как раз капусту!

Капустой было занято от 50 до 90% площадей огородов. Как пишет Селивановский, выращивали по 500 000, а в урожайные годы - до 700 000 вилков в год. И нет, я не ошибся: сотни тысяч. Я прикинул: более 300 вилков на человека, включая стариков, детей, и, возможно, котиков. Вероятно, это был местный сорт, приспособленный для роста в глинистой почве: капуста была белая, тугая, большая. Продавали её везде, куда только можно. Крестьяне ехали за 100 вёрст в Истобенск, чтобы купить себе капусты сразу на всю зиму. Это был какой-то... капустный апокалипсис, что ли 6-).

Впрочем, огурцы Селивановский тоже упоминает, но так, в общем ряду с картофелем, морковью, луком, свеклой и прочим.

Ещё меня удивил уровень агротехнологий истобенцев. Почва по осени обязательно удобрялась навозом. Обязательно дважды перепахивалась и боронилась, этим занимались наёмные пахари. Для защиты от вредителей применялась химобработка: почва поливалась настоем куриного помёта или табака. Капуста предварительно проращивалась в "рассадниках": подмостках высотой метр-полтора. Нижний слой - навоз, следующий слой - огородная земля, верхний - чернозём. Чернозём специально ежегодно покупался в деревнях, но мог использоваться и прошлогодний: в этом случае его стерилизовали прожаркой в печах.

Технологии соления

Истобенцы огурцы солили, да, но солили, как пишет Селивановский, довольно примитивно. Правда он упоминает, что бочки с огурцами опускались для лучшего сохранения в колодцы.

А вот капуста солилась двумя способами: первым - довольно затейливым, для длительного хранения, вторым - для быстрого приготовления и употребления, но такая капуста долго не хранилась. Подробно оба способа описаны в календаре на странице 173.

Истобенская огуречная революция

Когда истобенцы переключились на огурцы - по-видимому, в середине прошлого века. Где я нашёл эти сведения - не скажу. Вот сколько раз себе пенял: "Надо все ссылки на источники сохранять!", но... Так что уж извините, снова прошу поверить на слово.

"Первая партия огурцов была отправлена из Истобенска 12 мая 1946 года пароходом в Пермь, а в марте – апреле 1948 года 12 вагонов огурцов поездом переправили в города крайнего Севера и Урала. К 1955 году реализация огурцов производилось уже в 43 крупных промышленных городах. Управление горьковской железной дороги заранее планировало и выделяло вагоны для вывоза огурцов в период с 1 февраля по 20 мая."

Фото оттуда же:

-5

Сколько в Российской Федерации областных центров - около 80? То бишь, по меньшей мере в трети из них продавались истобенские огурцы - впечатляет? - А то ж! А потом всё стихло... Не помню я ни в детстве, ни позднее вплоть до двухтысячидесятых годов вкуса истобенских огурцов.

Фестиваль

Фестиваль, конечно, хорошо, но... А где сейчас их купить, если не на фестивале и не с рук? Даже если не из-подо льда... Построили в Истобенске производство солильное - справа от въезда в село. Купили года три тому взад там огурцы - нет, не те... Нет того вкуса. Огурцы, конечно, хорошие, но, как мне местные сказали по секрету, не совсем местные. Огурцы, то-есть. Торговая марка же раскручена - что б под ней и не гнать самый обыкновенный огурец. Да и истобенцы сами к фестивалю гонят "ординар", разве что прошлогодние у кого найти - печаль... Бизнес, ети его. Раскрутили.

Такие дела. роде бы чего тут сложного - огурец, а вон оно как вышло-то, Михалыч... Это ж Вятка! 6-)

А насчёт мифотворчества - это мы тоже можем 6-)