Найти тему
История, кино и пиво

О вятском кремле и современном мифотворчестве

Оглавление

Статья немного старая - написана чуть более года тому назад и для другого ресурса. но прибирался в хозяйстве - наткнулся. И вот сразу же угораздило меня в волонтёры ТомыСойеры-на-Вятке , которые и занимаются восстановлением "арки вятского кремля".

Пусть будет вместе с остальными.

Как-то в дни‏ новогоднего безделья посетили мы с‏ сударем некую‏ вятскую‏ архитектурную древность, которую кое-кто‏ гордо величает‏ “стеной вятского кремля” 6-).

Вятский кремль

Сразу скажу:‏ кремль‏ был.‏ Вятка всегда была‏ чем-нибудь да‏ ограждена. В том же 1374‏ году,‏ когда огромная разбойничья‏ армия ушкуйников‏ разграбила город,‏ он‏ был‏ наверняка ограждён‏ валом и частоколом. В 15-м веке‏ вятчане‏ пару‏ раз давали отпор московским войскам‏ тоже не сидя‏ за‏ грядками‏ с капустой: город‏ был укреплён сильно.‏

Первые документальные‏ сведения‏ именно о‏ кремле содержатся‏ в Писцовой книге А.М. Толочанова‏ и‏ А.‏ Иевлева, 1625:

“Город‏ Хлынов, деревян,‏ над рекою‏ над‏ Вяткою, рублен‏ в 2 стены, в башнях‏ и в‏ праслах‏ лес сосновый, а у‏ него 4‏ башни с вороты, да ‏4‏ глухих,‏ а меры всего‏ города 420‏ сажен; город и башни‏ крыты‏ тесом…”


Икона‏
Трифон Вятский, писаная в‏ середине того‏ же 17-го‏ века‏ даёт‏ представление, как‏ выглядел кремль:

Сама икона сохранилась‏ плохо, поэтому‏ я‏ немного‏ обработал её изображение, а справа‏ - прорисовка этой‏ части‏ иконы,‏ приведённая в книге‏ А.Г. Тинского Планировка и‏ застройка города‏ Вятки‏ в XVII-XIX‏ веках. Ничего не‏ настораживает? В писцовой книге указаны 8‏ башен‏ кремля: 4‏ с воротами‏ и 4‏ глухих,‏ а на‏ иконе созданной несколько позднее, изображены‏ только 6.

- Ну‏ и‏ что? Взяли и решили‏ перестроить. Или‏ сгорел кремль.

Вятка не была‏ бы‏ Вяткой,‏ если б было‏ всё так‏ просто.

Насчёт перестроить - так‏ в‏ писцовой‏ книге уже упоминается‏ укрепление “в‏ две стены” - именно‏ то,‏ что‏ изображено на‏ иконе. Насчёт пожаров -‏ их было,‏ и‏ как‏ раз именно в то время:‏ в 1631 и ‏1634‏ годах.‏ Известия о пожарах‏ содержатся в трудах Вятской‏ учёной архивной‏ комиссии (ТВУАК): в‏ выпусках 3-4‏ от 1913‏ года публикуется переписка хлыновского воеводы‏ Чевкина‏ и‏ царя Алексея‏ Михайловича относительно‏ восстановления города.‏ Хронологически‏ события происходили‏ следующим порядком:

  • 15.09.1631 - пожар в Хлынове, упомянутый‏ в челобитной‏ от 02.08.1634. Сгорел “... город‏ и Божии‏ церкви и колокольни и‏ съезжая‏ изба‏ и тюрмы и‏ мосты и‏ воеводцкой двор и церковных‏ людей‏ и‏ посадцких дворы.
  • 16.06.1634 - очень большой‏ пожар в‏ Хлынове: сгорели‏ церкви,‏ административные‏ здания, увеселительные‏ заведения и более 300‏ посадских дворов.
  • без‏ даты‏ -‏ письмо воеводы Чевкина , в‏ котором он сообщает‏ царю:‏ “... не‏ доделано пять башен‏ да двои ворота…”, а‏ также о‏ своём‏ распоряжении строителям‏ осметить недоделки
  • 04.07.1634 - счётный‏ список “стеннаго лесу” городского приказчика Шевелёва‏ в‏ ответ‏ на распоряжение‏ воеводы Чевкина‏ об инвентаризации‏ брёвен,‏ “... которые готовлены‏ на Хлынов город…
  • 02.08.1634 - челобитная царю хлыновского‏ городского старосты‏ Шапочника,‏ орловского городского старосты Софронова‏ и др.‏ о разрешении строить “воеводцкой‏ и‏ диячей‏ дворы” из леса, оставшегося‏ от строительства‏ после пожара 1631 года.
  • 03.09.1634 - ответ‏ царя‏ с‏ разрешением использовать оставшийся‏ лес. В‏ публикации ТВУАК‏ ответ‏ ошибочно‏ датирован 7140‏ (1631) годом.
  • 05.11.1634 - письмо царя воеводе‏ Чевкину и‏ дьяку‏ Одинцову‏ с требованием сообщить “... Хлыновское городовое‏ дело шесть башен‏ и‏ крепости‏ около города всякие‏ против прежние сметы‏ совсем ли‏ доделаны…”, а‏ дьяку Одинцову‏ составить отчёт‏ (роспись) о строительстве и чертёж‏ и‏ за‏ своей подписью‏ отправить эти‏ документы в‏ Москву.

Вполне‏ допускаю, что‏ в ТВУАК опубликованы не все‏ документы, касающиеся‏ пожара 1631 года, но факт:‏ опись ущерба,‏ причинённого городу пожаром 1634‏ года,‏ очень‏ подробна. Царю даже‏ сообщили, в‏ каком конкретно кабаке сколько‏ и‏ на‏ какую сумму хмеля‏ сгорело -‏ кабатчик, видать,‏ ещё‏ и‏ пиво варил,‏ а пожар 1631 года‏ упомянут только‏ приведённой‏ выше‏ цитатой.

Из всего этого лично я‏ делаю вывод: проект‏ вятского‏ кремля‏ с шестью башнями‏ появился после пожара ‏1631 года.‏ А‏ откуда он‏ появился и‏ почему? Хм… Письмо воеводы Чевкина‏ о‏ недоделке‏ пяти башен‏ из шести‏ в 1634‏ году‏ - спустя‏ три года после первого пожара…‏ Я не‏ думаю,‏ что предыдущий вятский воевода‏ забил метиз‏ на приказ царя о‏ восстановлении‏ Хлынова:‏ такие кундштюки в‏ те времена‏ были чреваты не только‏ боком,‏ но‏ и потерей более‏ жизненно важных‏ органов. А‏ потому…‏

Уж‏ если за‏ три года удалось восстановить‏ только 1‏ башню‏ из‏ запланированных шести,.. то хлыновский пожар 1631-года был‏ не‏ просто‏ пожаром, и не‏ большим пожаром, а‏ очень большим‏ пожаром:‏ выгорел вообще‏ весь кремль‏ со всеми крепостными сооружениями и‏ прилегающими‏ посадами!‏ Это и‏ объясняет появление‏ нового проекта‏ -‏ восстанавливать было‏ попросту нечего, проще - построить‏ заново. Это‏ объясняет‏ и медленность строительных работ:‏ пока проект‏ составят, пока с заказчиком‏ согласуют,‏ осметят,‏ утвердят, аванс получат…‏ - Строители‏ меня поймут 6-). Тогда‏ всё‏ сходится.‏ Как бы то‏ ни было,‏ к моменту‏ написания‏ иконы‏ Трифон Вятский‏ основные работы были завершены,‏ лишь со‏ стороны‏ реки‏ стена кремля была всё ещё‏ одинарной - видно‏ на‏ прорисовке.

Где‏ располагался кремль -‏ видно из наложения‏ планов разных‏ лет:

По‏ Писцовой книге‏ Толочанова от ‏1625 года периметр стен составлял ‏420‏ сажен.‏ Если взять‏ за сажень‏ примерно 2,13…2,16‏ м,‏ то окружность‏ стен города составит около 900‏ м -‏ более-менее‏ совпадает с наложением:

-2

Какова была‏ дальнейшая судьба‏ "вятского"-хлыновского кремля?

1678 год, в Росписном‏ списке‏ князя‏ Прозоровского с воеводой‏ Нарышкиным (ТВУАК, вып.‏ 5-6, 1905 г.) указаны‏ башни:

  • Спасская‏ (проездная);
  • Воскресенская‏ (проездная);
  • Богоявленская (проездная);
  • Никольская (проездная);
  • Покровская‏ (проездная)


1684 год, в‏
Росписном списке‏ князя‏ Лыкова‏ с воеводой‏ Дорошенкой (ТВУАК, вып. 5-6,‏ 1905г.)‏ указано:‏

“А‏ того города Кремля построено 5‏ башен, срублено и‏ сделано‏ доготова.‏ Башня ж Богоявленская‏ не достроена.”

Есть сведения‏ ещё об‏ одном‏ пожаре, погубившем‏ хлыновский кремль:‏ в Своде летописных известий о‏ Вятском‏ крае‏ А.А. Спицына‏ в 1701‏ году указано:

”Того‏ ж‏ сентября против ‏22 числа учинился пожар в‏ Хлынове, у‏ засоры,‏ у Саввы Вепрева, и‏ згорели церкви‏ все, и иконы и‏ книги‏ и‏ ризы, и людей ‏6 человек,‏ и кремль город весь‏ и‏ на‏ посаде по Московской‏ и Спенцинской‏ и Копанская‏ улицы,‏ и‏ в подгорье‏ все до земских бань,‏ и Успенский‏ монастырь‏ и‏ в девиче церковь.”

За основу свода‏ Спицын взял Повесть‏ о‏ стране‏ Вяцкой - произведение весьма сомнительное‏ в части историчности.‏ Спицын писал,‏ что‏ дополнил Повесть‏ некими летописными‏ сведениями, но откуда он их‏ взял,‏ не‏ упомянул. Такой‏ гигантский пожар,‏ что перекинулся‏ на‏ другую сторону‏ оврага и спалил Успенский монастырь,‏ должен быть‏ обязательно‏ упомянут в каких-то местных‏ и не‏ только документах. И впрямь:‏ в‏ сборнике‏ Вятская старина. Материалы‏ для истории‏ Вятского края первой четверти‏ XVIII‏ века,‏ вып. 1, 1888,‏ В. Юрьев сообщает‏ о том‏ же‏ пожаре,‏ и последствия‏ его были ужасающими. Полковник‏ Василий Григоров,‏ посланный‏ в‏ Хлынов для защиты его от‏ бунтующих башкир и‏ казанских‏ татар,‏ так описывает состояние‏ города в 1708‏ году:

“... а по‏ осмотру‏ оказалось, что‏ прежнее строение‏ сгорело в прошлых годах (1700‏ года),‏ также‏ и вал,‏ и рвы‏ обвалились, и‏ от‏ воровских людей,‏ если случай позовет в осаде‏ сидеть, -‏ будет‏ не в чем…”

Вятская старина,‏ стр. 20.

На‏ этом, в общем-то, и‏ закончилась‏ история‏ Хлыновского кремля -‏ не оправился‏ он от пожара 1700‏ года.‏ Далее‏ царь Пётр стал‏ столь усердно‏ рубить окно‏ в‏ Европу,‏ что позади‏ него зрелище оставалось весьма‏ неприглядное: практически‏ выжатый‏ досуха‏ Хлынов столь обнищал, что московским‏ коллекторам приходилось буквально‏ -‏ буквально!‏ - палками выбивать‏ из лучших (читай‏ - богатейших)‏ людей‏ города недоимки‏ по налогам‏ - тому есть письменные подтверждения.

Архиерейское подворье

Когда‏ вятские‏ архиереи‏ перебрались на‏ территорию бывшего‏ кремля, точно указать‏ не‏ могу: видел‏ документ, но какой… и где…‏ Было какое-то‏ распоряжение‏ выделить на территории кремля‏ место под‏ архиерейский дом. Помнится, что‏ кто-то‏ описывал‏ чуть ли не‏ в 1700‏ году уже разрушенный вал‏ кремля,‏ внутри‏ которого располагался архиерейский‏ дом, тюрьма‏ и зелейная‏ изба.‏ В‏ любом случае,‏ в Переписной (ландратской) книге‏ М.П. Гагарина‏ от ‏ 1717‏ г., указывается:

"В Кремле соборная церковь‏ каменная во имя‏ Живоначальные‏ Троицы…‏ Дом архиерейской каменной…”.

В‏ ведомости на дом‏ епископа Вятского‏ и‏ Великопермского Алексия‏ от 22.06.1725‏ г. (ТВУАК, 1912 вып 1-2, отд.‏ II,‏ стр.‏ 111) среди‏ прочего упоминается:‏ “круг ево‏ [дома]‏ ограда все‏ деревянное.

Сведения о строительстве каменных зданий‏ архиерейского комплекса‏ на‏ месте хлыновского кремля содержатся‏ в приказе‏ епископа Вятского и Великопермского‏ Антония‏ от ‏24.07.1752 года (ТВУАК, 1907,‏ вып. 4,‏ отд. III, стр. 21-30).‏ Приказ‏ был‏ издан по причине‏ очередного посадского‏ пожара, случившегося ‏ 20‏ июля 1752 года:‏ помимо прочего выгорел архиерейский‏ дом, церкви,‏ амбары,‏ административные‏ здания. Каменное строение в то‏ время уже шло:

“... а‏ меж‏ тем,‏ как возможно, под‏ тое Консисторию и‏ Казенной Приказ‏ наемными‏ людьми оканчивать‏ вновь строящиеся‏ каменныя палаты; а хотя протчаго‏ каменнаго‏ здания‏ после пожару‏ стен и‏ немало осталось,‏ и‏ те от‏ великаго жару крайне повредились и‏ впредь к‏ починке‏ во все безнадежны…”

Там же‏ (стр. 26)‏ упоминаются пострадавшие кирпичные сараи,‏ поставлявшие‏ кирпич‏ на строительство ограды‏ Трифонова монастыря:

“... а‏ потом сараи кирпишные (из‏ коего‏ кирпича‏ с нынешняго лета‏ около всего‏ монастыря строится‏ ограда)...”

Вот‏ в‏ этом приказе‏ (см. там же стр.‏ 28) и‏ появляется‏ кирпичная‏ ограда архиерейского подворья: епископ Вятский‏ Антоний распоряжается направить‏ в‏ Святейший‏ Правительственный Синод прошение

“... дабы‏ повелено было: 1)‏ для строения‏ в‏ доме нашем‏ из старого‏ кирпича вновь каменных удобных для‏ жительства‏ архиерейского‏ покоев, и‏ при том‏ конюшни, поварни,‏ погребов,‏ кузницы и‏ амбаров, и около дому архиерейского‏ ограды…”

А поскольку‏ объект‏ архитектурного наследия в наше‏ время наличествует,‏ нет сомнения, что разрешение‏ на‏ строительство‏ от Синода было‏ получено, и‏ ограда была построена. Как‏ она‏ выглядела‏ в начале 20-го‏ века (указано,‏ что в ‏ 1911-1917‏ г.г.),‏ видно на‏ фотографии С.А. Лобовикова (фрагмент‏ укрупнённо):

-3

В 30-е‏ годы‏ прошлого‏ века церкви и почти вся‏ ограда архиерейского подворья‏ были‏ разрушены,‏ но по счастью…‏ Ну, как по‏ счастью… По‏ счастью,‏ часть ограды‏ таки сохранилась,‏ но частью пребывает в состоянии‏ довольно‏ печальном‏.

Фото по состоянию на зиму 2021/2022 г.
Фото по состоянию на зиму 2021/2022 г.

Располагается она‏ здесь:

-5

Фасад дома 28 полностью‏ свободен‏ от штукатурки.‏ Сама ли отвалилась, отбил ли‏ кто -‏ неведомо.‏ На первых этажах домов 24 и 26 штукатурка есть и‏ в‏ неплохом‏ состоянии. В отмеченных‏ на картинке‏ местах взяли пробы раствора,‏ на‏ котором‏ сложена стена -‏ они совпали:‏ довольно легко‏ рассыпающийся‏ известковый‏ раствор.

-6

Судя по‏ тому, что между стеной‏ ограды и‏ домом 28‏ образовалась изрядная щель,

-7

сначала была построена‏ стена, а уж‏ к‏ ней‏ пристроен дом. Между‏ домом 26 и‏ его частью‏ стены‏ такой щели‏ нет.

Чтоб закончить‏ с “аркой” - посмотрите повнимательнее на фотографии‏ Лобовикова‏ и‏ другую, того‏ же времени:‏ ничего не‏ замечаете?‏ - И‏ я не заметил: не было‏ в 1911-1917‏ годах‏ между домами 26 и 28 никакой‏ арки вообще. Равно как‏ и‏  вот‏ этого окна, что‏ в пластиковом‏ переплёте:

-8

Если с окном понятно:‏ прорубили‏ для‏ организации ещё одной‏ жилой комнаты‏ при заселении‏ дома,‏ то‏ когда уже‏ в советские времена прорубили‏ арку -‏ надо‏ смотреть‏ фотографии тех времён. Вообще было‏ бы интересно, под‏ какими‏ годами‏ постройки числятся дома ‏ 24 , 26 ,28 в‏ кадастре‏ недвижимости.

Тем не‏ менее, это‏ нисколько не умаляет значение остатков‏ стены,‏ как‏ архитектурного наследия‏ Вятки 18-го‏ века. Такие‏ дела.

О‏ мифотворчестве

1. О “вятском‏ кремле”
Надо чётко осознавать, что‏ “
Арка Вятского‏ кремля”‏ -‏ это торговая марка или, как‏ модно говорить, локальный‏ бренд,‏ который‏ имеет мало чего‏ общего с‏ историей вятского‏ кремля,‏ как и с‏ историей вообще. Поскольку‏ хлыновский кремль таки был, а‏ вот‏ вятского‏ - не‏ было. Совсем.‏ Напрочь. И‏ сама‏ ныне существующая‏ арка не имеет совершенно никакого‏ исторического общего‏ с‏ каким-либо кремлём. Вообще. Я‏ понимаю, что‏ с точки зрения промоушена,‏ пиара‏ и‏ чего там ещё‏ “Арка Вятского‏ кремля” выглядит намного, намного круче‏ и‏ перспективнее,‏ чем “остатки стены‏ архиерейского подворья”. Но‏ это -‏ миф.‏ Точнее‏ - могло‏ бы стать мифом в‏ отсутствие необходимых‏ знаний.‏ Здесь‏ же имеем знания о предмете‏ во вполне достаточном‏ количестве.

2. О “комплексе‏ зданий кафедрального‏ собора”
По‏ странному стечению‏ обстоятельств случилась у меня недавно‏ одна маленькая‏ дискуссия‏ с уважаемым мною человеком‏ по поводу‏ этого “
вятского кремля”. Ему тоже‏ не‏ нравится‏ “кремль”, но он предпочитает‏ называть эту‏ территорию городской застройки “комплексом‏ зданий‏ Кафедрального‏ собора”. Позволю себе привести‏ пространную цитату,‏ правда -‏ с‏ некоторыми‏ сокращениями:

“1) Для города‏ и его жителей в‏ первую очередь‏ важную‏ роль‏ играет именно собор, а не‏ подворье и "жилье"‏ архиерея…

2) С‏ точки‏ зрения банальной практичности,‏ если бы собор‏ был возведен‏ в‏ ином месте,‏ то и‏ подворье, скорее всего, могло бы‏ быть‏ организовано‏ там же,‏ а не‏ здесь...

3) … Я не‏ могу‏ судить о‏ том, как делили эту территорию‏ жители Вятки.‏ Но,‏ сейчас для меня, да‏ и для‏ других, эта территория ассоциируются‏ именно‏ с‏ Кафедральным собором, а‏ не "обслуживающим"‏ его и архиерея подворьем...”


Лично‏ мне‏ здесь‏ видятся отголоски мифа‏ о некоем‏ благолепном и‏ духотворном‏ русском‏ народе, коий‏ массово мироточил на бюсты‏ государей-”
анпираторов” и‏ был‏ уж‏ таким православным-православным, что кушать не‏ мог. Это его‏ потом‏ большевики‏ испортили 6-).

Соответственно,‏ вятский кафедральный собор‏ должен был‏ восприниматься‏ как самостоятельная‏ ценность, а‏ церковнослужители - именно, что “обслуживать” эту‏ ценность.‏ Как‏ говорится, "при‏ нём". Однако,‏ как бывает‏ с‏ мифами, действительность‏ была гораздо прозаичнее. Как я‏ и сам‏ подозревал,‏ лёгкое гугление по поводу‏ “кафедрального собора” тоже‏ показало, что это именно‏ архиерей‏ выбирал‏ себе церковь для‏ служения, “назначал” церковь‏ кафедральной/соборной. Другой архиерей мог‏ избрать‏ для‏ служения другую церковь,‏ и она‏ становилась кафедральной,‏ причём‏ предыдущая‏ сохраняла свой‏ статус. К примеру, по‏ переписной книге‏ Гагарина‏ от ‏1717 года на территории бывшего‏ хлыновского кремля среди‏ прочих‏ находились‏ аж три соборных‏ церкви: Живоначальной троицы,‏ Богоявления Господня‏ и‏ во имя‏ Нерукотворного Спасова‏ образа, причём никакая не выделена‏ в‏ качестве‏ главной. Лишь‏ спустя 70‏ лет после‏ того,‏ как вятские‏ архиереи перебрались на территорию бывшего‏ хлыновского кремля‏ на‏ архиерейском подворье на месте‏ церкви Живоначальной‏ троицы для служения архиереев‏ был‏ построен‏ Свято-Троицкий храм, получивший‏ статус кафедрального просто в силу того, чтобы архиереи туда-сюда по церквам не бегали.

Насчёт‏ богобоязненности и православности русского‏ народа

Как-то‏ уже давно натыкался‏ я на‏ исследование то‏ ли‏ конца ‏ 19-го, то‏ ли начала 20-го в.,‏ где показывалось,‏ что‏ религиозность‏ русского народа со временем неуклонно снижалась. Приводились‏ выписки из документов,‏ в‏ которых‏ попы жалились, что‏ прихожане всё реже‏ делятся с‏ ними‏ своими грехами,‏ да и‏ реализация продукции религиозного назначения в церквях заметно‏ проседает.‏ Надо,‏ мол, предпринимать‏ какие-то меры.‏ Кнутом там,‏ или‏ ещё чем…‏ В этот раз, просматривая ТВУАК,‏ наткнулся на‏ требование‏ властей к попам присылать‏ списки прихожан,‏ не ходящих к исповеди,‏ с‏ целью‏ налагать на них‏ денежный штраф.‏ Это - 18-й век,‏ и‏ проблема‏ была такой, что‏ сами власти‏ озаботились "благонравием" населения.‏ Загонять‏ население‏ железной рукой‏ отнюдь не большевики придумали.

Так‏ что транслировать‏ современное‏ увлечение‏ религией на прошлое, на мой‏ взгляд, - несколько…‏ забавно‏ выглядит,‏ скажу так 6-).

Ну‏ вот. Хотел было‏ десяток-другой предложений‏ оперативно‏ тиснуть на‏ злободневную тему…‏ В результате - вон чё‏ получилось.‏ Зато‏ все ТВУАК‏ просмотрел 6-).